Дело № 2а-633/2024
УИД: 75RS0005-01-2024-000596-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Петровск-Забайкальский 8 августа 2024 года
Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Калашниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» к Петровск-Забайкальскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, судебному приставу-исполнителю Благих Т.В. о признании постановления незаконным, освобождении от взыскания исполнительского сбора
УСТАНОВИЛ:
Временно исполняющий обязанности главы администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» Михайлов О.Н. обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование требований указал, что администрация является должником в исполнительном производстве №-ИП, которое возбуждено на основании исполнительного листа № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Петровск-Забайкальским городским судом по делу №, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого на администрацию возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать МБОУ основная общеобразовательная школа <адрес> для проведения мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму, а именно: по обеспечению разработки проектной документации и хранения технической документации на системы противопожарной зашиты; по обеспечению замены пожарной сигнализации на объекте; по обеспечению установки межэтажных дверей, которые должны препятствовать распространению опасных факторов пожара; по обеспечению оборудования помещения гаража пожарными извещателями. 23 октября 2023 года по указанному исполнительному производству судебным приставом Петровск-Забайкальского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Благих Т.В. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей в связи с тем, что должником исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Указанное постановление истец считает незаконным и необоснованным, поскольку администрацией муниципального района «Петровск-Забайкальский район» 5 мая 2022 года принято постановление о реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Баляга в форме присоединения к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Баляга. 28 августа 2023 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (МБОУ ООШ с.Баляга) путем реорганизации в форме присоединения. При таких обстоятельствах полагает, что исполнительный сбор взысканию не подлежит. В связи с изложенным административный истец просит признать недействительным постановление от 23 октября 2023 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №51949/23/75058-ИП и освободить администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район» от взыскания исполнительского сбора по указанному исполнительному производству.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств, заявлений от лиц, участвующих в деле не поступало.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве).
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (часть 1 статьи 5 Федерального закона №229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
По общему правилу, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом (часть 1 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве»).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ).
В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ст.64 Федерального закона №229-ФЗ, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия, а именно: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, его имущества самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; взыскивать исполнительский сбор; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Перечень мер принудительного исполнения, предусмотрено ст.68 Федерального закона №229-ФЗ Закона, который также не является закрытым.
В пункте 17 части 1 названной статьи установлено, что судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Как следует из материалов настоящего административного дела, материалов гражданского дела №, решением Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 28 сентября 2022 года на администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения профинансировать МБОУ основная общеобразовательная школа с.Баляга для проведения мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму, а именно: по обеспечению разработки проектной документации и хранение технической документации на системы противопожарной зашиты; по обеспечению замены пожарной сигнализации на объекте; по обеспечению установки межэтажных дверей, которые должны препятствовать распространению опасных факторов пожара; по обеспечению оборудования помещения гаража пожарными извещателями. На МБОУ основная общеобразовательная школа с.Баляга возложена обязанность устранить нарушения пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить разработку проектной документации и хранение технической документации на системы противопожарной зашиты; обеспечить замену пожарной сигнализации на объекте; установить межэтажные двери, которые должны препятствовать распространению опасных факторов пожара; оборудовать помещение гаража пожарными извещателями в течение трех месяцев со дня выделения денежных средств на эти цели.
29 ноября 2022 года решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист ФС №.
25 сентября 2023 года Петровск-Забайкальским РОСП УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен срок добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
5 февраля 2023 года в связи с неисполнением вступившего в законную силу решения суда должнику вручено соответствующее предупреждение.
В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 23 октября 2023 года судебным приставом Петровск-Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Благих Т.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере <данные изъяты> рублей и установлен новый срок для исполнения решения.
При этом судебным приставом-исполнителем правомерно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в пределах предоставленных полномочий в связи с неисполнением должником добровольно требований исполнительного документа в установленный для этого срок.
На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора администрацией муниципального района не представлено судебному приставу-исполнителю доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, а также наличие непреодолимых препятствий в срок, установленный для добровольного исполнения.
Представленное в материалы дела заявление о замене стороны в исполнительном производстве в связи с реорганизацией общеобразовательного учреждения, датированное 6 мая 2024 года не может служить основанием для признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, поскольку подано оно по истечении шести месяцев с момента вынесения оспариваемого постановления. В связи с чем, указанные в иске доводы не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, федеральный законодатель, закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, вправе предусмотреть и санкции за их нарушение. Учитывая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядку в целом, федеральный законодатель был вправе установить специальную норму, на основании которой на должника в случае виновного неисполнения им исполнительного документа имущественного характера в срок, установленный для его добровольного исполнения, налагается взыскание в виде штрафных санкций.
К таким штрафным санкциям относится и исполнительский сбор. Постановление судебного пристава-исполнителя о его взыскании является исполнительным документом, требование которого подлежит исполнению как в рамках исполнительного производства по исполнению требований исполнительного документа, предъявленного взыскателем, так и в ходе самостоятельного исполнительного производства (пункт 7 части 1 статьи 12, части 15 и 16 статьи 30, часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем во всех случаях неисполнения требований исполнительного документа должником в добровольном порядке в срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства. При этом факты последующего заключения сторонами исполнительного производства мирового соглашения, отзыва исполнительного документа взыскателем, окончания в связи с этим исполнительного производства и т.д. не отменяют обязанности судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства по неисполненному полностью или частично постановлению о взыскании исполнительского сбора, поскольку данная штрафная санкция подлежит наложению на должника вследствие нарушения им установленного федеральным законом публично-правового порядка принудительного исполнения судебных актов.
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул в указанном Постановлении, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 г. №654-О, пункт 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации исходя из того, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, разъяснил в постановлении Пленума №50, что суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (абзац второй пункта 74).
Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного искового является наличие в поведении должника в исполнительном производстве признака противоправности, принятии всех зависящих от него мер в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, наличии причин, находящиеся вне его контроля и препятствующие в установленный пятидневный срок исполнению требований исполнительного документа.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что бюджет администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» является дотационным, при наличии денежных средств распределение определяется в первую очередь необходимостью производить социально-значимые выплаты, а также что для исполнения решения суда требуются значительные финансовые затраты, при этом денежные средства на исполнение решения суда не выделяются, что исключает вину заявителя в неисполнении решения суда, суд полагает, что дополнительная финансовая нагрузка в виде исполнительного сбора в размере 50 000 рублей негативно скажется на деятельности администрации, и считает возможным освободить администрацию муниципального района от уплаты исполнительского сбора.
В силу части 8 статьи 112 Закона об исполнительном производстве решение подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 176, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░–░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.08.2024 ░░░░.