Адм. дело № 2а-199/2018

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2018 года

город Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи

Муравьевой Е.А.

при секретаре

Харьковой И.Ю.

с участием

административного истца

Бабкина В.Б.

представителя административного ответчика, заинтересованного лица

Колосова С.В.

представителя заинтересованного лица

Каношкиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бабкина Валентина Борисовича к Совету депутатов города Апатиты о признании незаконным и отмене решения № 599 от 26 декабря 2017 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Бабкина В.Б.»,

УСТАНОВИЛ:

Бабкин В.Б. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов г. Апатиты о признании незаконным и отмене решения <№> от 26 декабря 2017 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Бабкина В.Б.», указав в обоснование требований, что отзыв депутата проводится по инициативе населения в порядке, установленном действующим законодательством, и на основании конкретных противоправных решений или действия (бездействия) депутата в случае их подтверждения в судебном порядке, в то время как в настоящем деле основанием для отзыва послужило представление прокуратуры г. Апатиты. Кроме того, в ходе заседания Совета депутатов г. Апатиты по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата был нарушен Регламент и Устав города, предоставляющие депутату возможность задавать докладчикам вопросы и участвовать в прениях; председательствующим не предприняты меры для урегулирования конфликтной ситуации, указание в протоколе на оглашение содокладчиком решения фракции партии «Единая Россия» не соответствует действительности.

Просит признать решение Совета депутатов г. Апатиты <№> от 26 декабря 2017 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Бабкина В.Б.» незаконным, отменить его и вынести разрешение вопроса на рассмотрение повторно.

Определением от 8 февраля 2018 года производство по делу в части возложения на административного ответчика Совет депутатов г. Апатиты обязанности повторно вынести на рассмотрение разрешение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Бабкина В.Б. прекращено на основании заявления административного истца.

Протокольным определением от 8 февраля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечен прокурор города Апатиты Мурманской области.

Протокольным определением от 16 февраля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечен глава города Апатиты Гиляров А.Г.

В судебном заседании административный истец поддержал требования о признании незаконным и отмене приказа о досрочном прекращении его полномочий депутата, на их удовлетворении настаивал.

Заинтересованное лицо глава г. Апатиты Гиляров А.В. в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Гилярова А.Г. в судебном заседании с административным иском не согласился, представил письменные возражения, в которых, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, отсутствие нарушения порядка его принятия, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, принимая во внимание, что они основаны на неверном понимании административным истцом норм действующего законодательства. Просит в удовлетворении иска отказать.

Прокурор в судебном заседании пояснил, что требования административного истца полагает не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого административным истцом решения.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица Гилярова А.Г.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления регламентированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей на 30 апреля 2017 года, депутаты представительного органа муниципального образования относятся к лицам, замещающим муниципальные должности.

В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) обязывает лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся в статье 4.1 Закона Мурманской области от 26 октября 2007 года № 898-01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области».

Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Как следует из части 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Уставом муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, который принят Апатитским городским Советом от 23 июня 2005 года, в статье 8.1. предусмотрено, что депутат Совета депутатов должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ.

В случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ пунктом 13.2 Устава предусмотрено досрочное прекращение полномочий депутата Совета депутатов города Апатиты.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 7.2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно части 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены вышеназванными федеральными законами, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1), а также рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 3).

Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 26 января 2016 года № 251 утверждено Положение о представлении лицами, замещающими муниципальные должности в городе Апатиты, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. (Утратил силу 30 июня 2017 года)

Согласно пункту 3 указанного Положения сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки, утвержденной Указом Президентом Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 лицами, замещающими муниципальные должности в городе Апатиты, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Лицо, замещающее муниципальную должность в городе Апатиты, представляет ежегодно: а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (пункт 4 Положения).

Судом установлено, что административный истец Бабкин В.Б. 12 сентября 2014 года был избран в состав Совета депутатов города Апатиты по двухмандатному избирательному округу № 8 и как депутат осуществлял свои полномочия на непостоянной основе.

31 марта 2017 года депутатом Бабкиным В.Б. представлена справка о его доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также его супруги ФИО1 по состоянию на 31 декабря 2016 года.

Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов г. Апатиты от 26 декабря 2017 года № 599 досрочно прекращены полномочия депутата Бабкина В.Б., избранного по двухмандатному избирательному округу № 8, в соответствии с частями 7.1 и 10.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части предоставления заведомо недостоверных и неполных сведений о доходе, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своей супруги.

Решение принято большинством голосов на основании обращения Губернатора Мурманской области от 16 ноября 2017 года «О завершении проверок достоверности и полноты сведений» и заключения Министерства юстиции Мурманской области от 14 ноября 2017 года по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Совета депутатов г. Апатиты Бабкиным В.Б. за отчетный 2016 год, с учетом представления заместителя прокурора г. Апатиты от 28 июня 2017 года «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».

Согласно названному представлению заместителя прокурора г. Апатиты в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, представленной депутатом Бабкиным В.Б. не отражены: доход в виде возмещения расходов как депутату Совета депутатов в размере 1000 рублей, доход от продажи гаража; в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год супруги Бабкина В.Б. - ФИО1 не отражен доход в размере 91267 рублей 50 копеек, полученный от ПАО «Сбербанк России»; в графе «Сведения об имуществе» не отражен принадлежащий супруге на праве собственности с 19 ноября 2015 года объект недвижимости – нежилое здание, площадью 39,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>

Представление направлено Губернатору Мурманской области для проведения проверки 17 июля 2017 года.

Заключением Министерства юстиции Мурманской области от 14 ноября 2017 года подтверждены факты, изложенные в представлении заместителя прокурора г. Апатиты от 28 июня 2017 года, а также содержатся выводы о том, что депутатом Бабкиным В.Б. недостоверно указан доход и сведения об имуществе супруги, а также не указаны открытые на его имя три банковских счета, что свидетельствует о том, что он не в полной мере выполнил обязанность, установленную частью 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, статьей 4.1 Закона № 898-01-ЗМО.

В этой связи 22 ноября 2017 года Губернатором Мурманской области Ковтун М.В. на имя Председателя Совета депутатов г. Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области было направлено указанное заключение для рассмотрения.

В судебном заседании административный пояснил, что сумма в размере 1000 рублей, которая не отражена в его справке о доходах, является компенсационной, то есть не подпадает под понятие дохода; доход от продажи гаража в размере 8000 рублей, он указать забыл, о наличии у него банковских счетов не знал. О существовании у супруги нежилого помещения он не знал, полученные ею денежные средства в размере 91267 рублей 50 копеек доходом не являются, поскольку указанная сумма возвращена банком в связи с незаконностью уплаченного взноса за подключение к программе страхования в 2014 году.

Учитывая объяснения административного истца при сопоставлении их в судебном заседании со справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Бабкина В.Б. и ФИО1 по состоянию на 31 декабря 2016 года, сведениями о доходах физических лиц ФИО1 и Бабкина В.Б., а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 25 мая 2017 года, суд полагает, что указанные в них сведения не противоречат тем фактам, которые изложены в представлении прокурора города Апатиты и заключении по результатам проверки Министерства юстиции Мурманской области.

В этой связи вопрос о досрочном прекращении полномочий Бабкина В.Б. как депутата подлежал разрешению и обоснованно вынесен на повестку дня очередного заседания Совета депутатов города Апатиты, у которого имелись основания для принятия оспариваемого решения, поскольку административным истцом как лицом, обладающим особым статусом депутата, были нарушены требования вышеприведенных нормативных правовых актов о предоставлении полных и достоверных сведений о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год в отношении себя и своей супруги.

Оспариваемым решением было реализовано положение ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, который закрепляет специальное основание прекращения полномочий депутата представительного органа в связи с неисполнением обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, одной из которых является обязанность лица, замещающего муниципальную должность, представлять сведения о доходах независимо формы такого замещения, с целью минимизировать возможную коррупционную деятельность указанного лица.

При таких обстоятельствах довод административного истца Бабкина В.Б. о том, что оспариваемым решением Совета депутатов г. Апатиты в нарушение действующего законодательства произведен его отзыв как депутата, основан на незнании им норм Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, по смыслу статьи 24 Закона № 131-ФЗ голосование по отзыву депутата проводится по инициативе населения, процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, итоги голосования подлежат официальному опубликованию.

Соответственно, отзыв выборных лиц местного самоуправления является одной из форм прямого волеизъявления граждан, тогда как в настоящем деле имеет место прекращение полномочий депутата по основанию, прямо указанному в специальной норме закона.

По указанному основанию подлежит отклонению и довод административного истца о нарушении статьи 20 Устава города Апатиты, регламентирующей голосование населения по отзыву депутата.

Судом установлено, что решение <№> от 26 декабря 2017 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Бабкина В.Г.» принято уполномоченным органом в рамках своей компетенции, с соблюдением предусмотренных нормативными правовыми актами порядка и срока, кворум для его принятия имелся, содержание решения соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам.

Соблюдение Советом депутатов города Апатиты порядка принятия решения также подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из протокола № 49 заседания сорок девятой сессии Совета депутатов города Апатиты пятого созыва от 26 декабря 2017 года.

Те нарушения Регламента Совета депутатов, утвержденного решением Совета депутатов города Апатиты 17 января 2006 года № 7, на которые указывает административный истец, при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата, не являются юридически значимым обстоятельством для признания решения о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением им императивно установленных обязанностей, незаконным, равно как и не свидетельствует о нарушении порядка принятия оспариваемого решения.

Сроки обращения в суд с настоящим административным иском соблюдены.

Принимая во внимание, что нарушений прав административного истца оспариваемым решением в ходе судебного разбирательства дела не установлено, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░░ 26 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-199/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
БАБКИН ВАЛЕНТИН БОРИСОВИЧ
БАБКИН В. Б.
Ответчики
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА АПАТИТЫ
Другие
ПРОКУРОР ГОРОДА АПАТИТЫ
ГЛАВА ГОРОДА АПАТИТЫ ГИЛЯРОВ А.Г.
ПРОКУРОР Г. А.
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Муравьева Е.А.
Дело на сайте суда
apa.mrm.sudrf.ru
29.01.2018Регистрация административного искового заявления
29.01.2018Передача материалов судье
29.01.2018Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2018Предварительное судебное заседание
16.02.2018Судебное заседание
21.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Регистрация административного искового заявления
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.04.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
16.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее