РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2020 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Рякина С.Е., при секретаре судебного заседания Жуковой А.А., с участием помощника прокурора г. Павловского Посада Московской области Бусыгиной Т.Г., представителей заинтересованного лица Наркологического диспансерного отделения ГБУЗ МО ПБ № 15 Аверьяновой Ю.Ю., Гурулева В.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-900/2020
по административному исковому заявлению Павлово-Посадского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Широкову Владимиру Алексеевичу о прекращении действия водительского удостоверения, об обязании сдать водительское удостоверение,-
у с т а н о в и л :
Павлово-Посадский городской прокурор в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к Широкову В.А. о прекращении действия водительского удостоверения, об обязании сдать водительское удостоверение, ссылаясь на то, что Широков В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении у врача-нарколога с ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ МО «Психиатрическая больница №» г. Павловский Посад Московской области с диагнозом «<данные изъяты>», в связи с чем у него имеются медицинские противопоказания к управлению транспортным средством. По сведениям ОГИБДД МО МВД России «Павлово-Посадский» Широков В.А. имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты>» сроком до ДД.ММ.ГГГГ Наличие права на управление транспортными средствами у Широкова В.А., который страдает данным заболеванием, создает непосредственную угрозу для безопасности дорожного движения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц- участников дорожного движения.
В судебном заседании помощник Павлово-Посадского городского прокурора Бусыгина Т.Г. административные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске. Просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Широков В.А. о дате, месте и времени судебного заседании извещался надлежащим образом, в судебном заседание не явился, возражений не представил.
Представители заинтересованного лица Наркологического диспансерного отделения ГБУЗ МО «Психиатрическая больница №» г. Павловский Посад Московской области по доверенности Аверьянова Ю.Ю. и Гурулев В.Я. в судебное заседание явились, административное исковое заявление поддержали.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Павлово-Посадский» в судебное заседание не явился.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Павлово-Посадской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе проведения которой установлено, что Широков Владимир Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года
рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес> состоит на диспансерном наблюдении у врача-нарколога с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>» в ГБУЗ МО «Психиатрическая больница №» г. Павловский Посад Московской области.
Согласно информации представленной ОГИБДД МО МВД России «Павлово-Посадский» Широков В.А. имеет водительское удостоверение № категории «<данные изъяты>», выданное ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее его право управления транспортными средствами, срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 Закона № 196-ФЗ, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Право на управление транспортными средствами в соответствии с требованиями п. 4 ст. 25 Закона № 196-ФЗ подтверждается водительским удостоверением.
В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Статьей 28 Закона № 196-ФЗ определено, что выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Пункт 1 ст. 23.1 Закона № 196-ФЗ определяет, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Закона № 196-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством (далее -Перечень).
Так, к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством согласно пункту 7 Перечня относятся Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), коды заболеваний по Международной классификации болезней-10: F10-F16, F19.
Указанный пункт применяется вне зависимости от установленной категории прав на управление транспортными средствами.
Согласно Международной классификации болезней-10 (10-й пересмотр) коду F10 соответствует заболевание – психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя. 2. Синдром зависимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Таким образом, наличие у гражданина заболевания «алкоголизм, наркомания, токсикомания» является препятствием для управления им авто- и мототранспортными средствами.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона № 196-ФЗ и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действий прав управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а поэтому такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действий права на управление транспортными средствами.
Наличие у Широкова В.А. заболевания, препятствующего возможности управления транспортными средствами является основанием для прекращения действия права его на управление транспортными средствами, поскольку данные обстоятельства представляют непосредственную угрозу для безопасности дорожного движения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
В силу п.п. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Ст. 1065 ГК РФ регламентирует, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно абз. 4, 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Настоящий иск подан в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены, индивидуализированы.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 220, 290 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░