...
УИД 89RS0005-01-2023-002307-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 августа 2023 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.
при помощнике судьи Попеновой Е.Н.,
с участием представителя административного ответчика, заинтересованного лица Никулиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2149/2023 по иску Смирновой ЮЮ о признании представления прокурора незаконным в части,
установил:
Административный истец Смирнова Ю.Ю. обратилась в суд с административным иском об оспаривании представления прокурора г.Ноябрьска от ДД.ММ.ГГГГ № в части и возложении обязанности устранить допущенное нарушение ее прав, свобод и законных интересов. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции должностными лицами администрации города, выявлен ряд нарушений. Ей вменено представление недостоверных сведений о доходах и имуществе за ... год (в справке не указано ... транспортных средства), а также нарушение конфликта интересов, который прокурор усмотрел в трудоустройстве в МУ «ДМЗ», начальником в котором до ДД.ММ.ГГГГ она являлась, ее матери ДД.ММ.ГГГГ и сестры в ... году. С вмененными нарушениями она не согласна, поскольку транспортные средства были ею проданы и сняты с регистрационного учета, запрета на принятие родственников на работу до ДД.ММ.ГГГГ не было, а в период работы сестры она не являлась начальником МУ «ДМЗ», следовательно, конфликт интересов отсутствовал.
Административный истец в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, явку своего представителя не обеспечила.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица прокуратуры ЯНАО в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала доводы представленного ранее письменного возражения, указав, что административным истцом неверно истолковано представление – ей не вменялась работа ее родственников в МУ «ДМЗ», ей вменено то, что она, являясь заместителем главы администрации, возглавляя Управление ЖКХТЭС, осуществляющее координацию и регулирование деятельности МУ «ДМЗ», утверждая подготовленную бухгалтерией МУ «ДМЗ» (где работает ее мать ФИО.) учитывающую расходы из фонда оплаты труда (в том числе на премирование работников учреждения) бюджетную смету на ... год, не сообщила об этом в комиссию по урегулированию конфликта интересов администрации г.Ноябрьска, которая должна была рассмотреть заявление и принять решение о наличии или отсутствии такого конфликта. Не сообщила Смирнова в эту комиссию и о том, что в подведомственном ей учреждении работает ее сестра Епишева А.Ю.
Заинтересованное лицо администрация г.Ноябрьска от представления доказательств и участия в настоящем административном деле отказалось, сославшись на то, что всем занимается административный истец.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части оспаривания представления прокурора относительно недостоверных сведений о доходах и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, прекращено в связи с отзывом представления в этой части прокурором города Ноябрьска.
С учетом мнения участвующих в деле лиц суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, выслушав представителя органов прокуратуры, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что закреплено ст.46 Конституции РФ.
Порядок обжалования решений и действий указанных органов установлен гл.22 КАС РФ.
Так, по смыслу ст.218 и 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.1, 22 и 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона указанными органами и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона. Такое представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из материалов дела следует, что на основании постановления оперативного совещания при прокуроре автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) и решения заместителя прокурора г.Ноябрьска от ДД.ММ.ГГГГ № проведена прокурорская проверка соблюдения должностными лицами администрации города законодательства о противодействии коррупции.
По результатам этой проверки главе г.Ноябрьска внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором, помимо прочего, указано на непринятие являющимся муниципальным служащим заместителем главы администрации г.Ноябрьска – начальником УЖКХТЭС Смирновой Ю.Ю. мер, направленных на урегулирование конфликта интересов.
Данное нарушение, судя по тексту представления, прокурор усмотрел в том, что Смирнова Ю.Ю., занимая указанную должность, зная о том, что в подведомственном ей учреждении (МУ «ДМЗ») трудовую деятельность в должности ведущего бухгалтера осуществляет ее мать ФИО которая занимается оформлением расчетов с контрагентами в рамках муниципальных контрактов, принятием и обработкой документов первичного бухгалтерского учета с контрагентами, сверками с подрядчиками по муниципальным контрактам, подготовкой бухгалтерской отчетности, мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов не предприняла. Указанное было необходимым в связи с тем, что возглавляемое Смирновой Ю.Ю. УЖКХТЭС осуществляет координацию и регулирование деятельности МУ «ДМЗ», а также ведомственный контроль за соблюдением им трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, то есть в непосредственную компетенцию УЖКХТЭС входит контроль за самой ФИО. как за работником учреждения и за ее руководителем в части соблюдения руководителем трудового законодательства по отношению к родственнице начальнику УЖКХТЭС. Кроме того, Смирнова Ю.Ю. не представила в кадровую службу администрации г.Ноябрьска информацию о том, что ее сестра ФИО также работает в МУ «ДМЗ».
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).
Согласно п.2 ст.1 этого правового акта противодействием коррупции признается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу положений ст.3 и 5 Закона о противодействии коррупции такое противодействие основывается на принципах признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетного применения мер по предупреждению коррупции; сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. При этом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Под конфликтом интересов в Законе о противодействии коррупции понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Пунктом 1 ч.3 ст.10 Закона о противодействии коррупции обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих, которые в соответствии с ч.1, 2 и 6 ст.11 этого же федерального закона обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно. Непринятие таким лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение.
Пунктом 42.1 ст.6 принятого решением Городской Думы от 27 декабря 2007 года № 318-Д Устава МО г.Ноябрьск к вопросам местного значения города Ноябрьска отнесено осуществление мер по противодействию коррупции в границах города Ноябрьска.
Исполнительно-распорядительным органом г.Ноябрьска, осуществляющим функции по решению вопросов местного значения и наделяемым полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами автономного округа, является Администрация города (ст.37 Устава).
Реализуя указанные выше полномочия, Администрация г.Ноябрьска были утверждены планы противодействия коррупции в МО г.Ноябрьск на ... (постановление от ДД.ММ.ГГГГ) и на ... (постановление от ДД.ММ.ГГГГ) годы, пунктами 2.2.13 которых было предусмотрено повышение эффективности кадровой работы обладающих правами юридического лица структурных подразделений Администрации города, в части, касающейся ведения личных дел лиц, замещающих должности муниципальной службы, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности и поступлении на такую службу, об их родственниках и свойственниках с целью выявления возможного конфликта интересов.
Решением Городской Думы МО г.Ноябрьск от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска (далее – Управление, УЖКХТЭС). Согласно ст.1 этого Положения Управление является структурным подразделением Администрации г.Ноябрьска, обладающим правами юридического лица. Целью его деятельности являются организация жизнеобеспечения муниципального образования город Ноябрьск, организация безопасных и благоприятных условий проживания населения муниципального образования город Ноябрьск, содействие реформированию жилищно-коммунального комплекса муниципального образования город Ноябрьск.
Частями 8 и 9 ст.1 Положения определено, что Управление осуществляет координацию и регулирование деятельности муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа» (далее – ДМЗ) и муниципального бюджетного учреждения «Управление городского хозяйства» (далее – УГХ) МО г.Ноябрьск, а также осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении указанных учреждений.
Согласно ст.2 Положения Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в том числе следующие функции:
- в области использования автомобильных дорог, в сфере дорожной деятельности и транспорта: обеспечивает осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального образования город Ноябрьск;
- в сфере планирования, исполнения бюджетной сметы: участвует в разработке проекта бюджета муниципального образования город Ноябрьск на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет полномочия главного распорядителя, получателя бюджетных средств, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации; осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск; осуществляет бюджетные полномочия по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту; осуществляет разработку и контроль за реализацией муниципальной программы в сфере повышения уровня жизнеобеспечения муниципального образования город Ноябрьск; предоставляет субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в случаях, порядке и на условиях, определенных бюджетным законодательством и муниципальными правовыми актами.
Непосредственное руководство управлением на принципах законности, компетентности и единоначалия осуществляет заместитель Главы Администрации, начальник управления, который осуществляет общее руководство управлением и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на управление функций и предоставление муниципальных услуг (ст.4 Положения).
Согласно п.3.1 утвержденной распоряжением администрации г.Ноябрьска от ДД.ММ.ГГГГ должностной инструкции заместитель главы администрации – начальник УЖКХТЭС осуществляет непосредственное руководство управлением, назначает и освобождает от должности муниципальных служащих управления, издает приказы, дает поручения и задания, обязательные для исполнения подчиненными, организует подготовку конкурсной документации для размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в пределах компетенции Управления, организует осуществление анализа численности и штатных расписаний муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ и транспорта, установленным нормативам, организует осуществление полномочий администрации города в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, осуществляет контроль и принимает меры по повышению эффективности расходов бюджета МО г.Ноябрьск.
Указанную высшую должность муниципальной службы категории «руководители» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ занимает административный истец Смирнова Ю.Ю. До указанной даты она с ДД.ММ.ГГГГ занимала главную должность муниципальной службы категории руководители, будучи начальником того же Управления без приставки «заместитель главы администрации».
В силу приведенных выше положений Смирнова Ю.Ю. с целью выявления возможного конфликта интересов была обязана актуализировать сведения о своих родственниках и свойственниках, содержащиеся в представленной ею при назначении на должность анкете.
Указанные действия ею осуществлены не были – она не сообщила работодателю о работе своей сестры ФИО в подконтрольном ей МУ «ДМЗ» в должности уборщика служебных помещений.
Помимо сестры в МУ «ДМЗ» в должности ведущего бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности работает мать административного истца ФИО о чем Смирновой Ю.Ю. известно.
По роду деятельности ФИО выполняет обязанности по осуществлению операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также функции по оформлению расчетов с контрагентами в рамках муниципальных контрактов, принятию и обработке документов первичного бухгалтерского учета с контрагентами, сверку с подрядчиками по муниципальным контрактам, подготовку бухгалтерской отчетности. В период работы ФИО осуществляла оформление фактических расчетов, в том числе с подрядными организациями в сфере содержания улично-дорожной сети, подготавливала бухгалтерскую отчетности, что могло влиять на объективность при организации и осуществлении Управлением на территории города муниципального контроля за содержанием улично-дорожной сети местного значения.
Деятельность ФИО в связи с указанным входила в предмет оценки возглавляемого ее дочерью Смирновой Ю.Ю. Управления как органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, а также в предмет финансового контроля и внутреннего аудита, проверки бухгалтерской отчетности, непосредственных координации и регулирования деятельности МУ «ДМЗ».
Смирновой Ю.Ю. подписаны приказы от ДД.ММ.ГГГГ о проведении аудита по вопросу соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных актов при составлении, утверждении и ведении бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, а также доведения лимитов бюджетных обязательств до подведомственных учреждений, достоверности бюджетной отчетности, утверждены программы аудиторских мероприятий; ее подчиненными, входящими в аудиторскую группу, разработаны планы проведения аудита и составлены заключения по его итогам, при этом оценивалась и деятельность МУ «ДМЗ»; ею же утвержден план проведения аудиторских мероприятий на ... год. Помимо этого Смирновой Ю.Ю. утверждались планы мероприятий, подлежащих реализации МУ «ДМЗ», а также бюджетная смета финансирования МУ «ДМЗ» на ... год, предусматривавшая в том числе премирование работников учреждения.
В связи с указанным суд находит законным и обоснованным вывод прокурора, расценившим перечисленные действия административного истца как повлиявшие и могущие повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) по контролю за подведомственным муниципальным учреждением.
При всем этом установленную ч.6 ст.11 Закона о противодействии коррупции обязанность Смирнова Ю.Ю. не выполнила и мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов не предприняла, что ею не опровергнуто.
Соглашается суд и с доводом представителя административного истца о неверном истолковании административным истцом обжалуемого представления, поскольку работа родственников в МУ «ДМЗ» в вину Смирновой Ю.Ю. действительно поставлена не была.
Представление от ДД.ММ.ГГГГ в его оспариваемой административным истцом части внесено уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленного порядка, законные основания для внесения представления имелись.
Совокупность установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств свидетельствует о законности представления в обжалуемой части, что само по себе исключает возможность удовлетворения требований настоящего иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-2149/2023.