В окончательной форме решение суда принято 26 октября 2022 года
Дело № 2а- 2287/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 24 октября 2022 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Веременчука Игоря Викторовича к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании незаконным решения, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Веременчук И.В. обратился в суд с иском о признании незаконным постановления Администрации города Ялта № 766-п от 17 марта 2022 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1216 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>; возложении обязанности повторно рассмотреть его заявление от 28 мая 2021 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Исковые требования мотивированы тем, что он как собственник квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (придомовой территории) многоквартирного дома. Оспариваемым постановлением Администрации города Ялта ему отказали в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Считает отказ незаконным, поскольку на весь земельный участок распространяется градостроительный регламент территориальной зоны ТЗ -03/1-22 – «Зона среднеэтажной жилой застройки».
Истец, надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в суд не явился, от его представителя Иванова А.Ю. поступили письменные пояснения на иск, в которых он также просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца, его представителя и представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Веремчук И.В. является собственником квартиры №<номер>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
28 мая 2021 года Веремчук И.В. подал в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1216 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка», зарегистрированное в Департаменте в этот же день.
К заявлениям были приложены: копия паспорта гражданина; копии правоустанавливающих документов; копия кадастрового паспорта на строение (технический паспорт, план БТИ); схема расположения земельного участка в 3-х экземплярах в бумажной и электронной форме.
Пунктом 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального Закона, со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона N 189-ФЗ, следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. №1 (в редакции решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 29.03.2021 № 1) к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в сфере использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды относится управление и распоряжение земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Крым, распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 28.03.2019 № 6 утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым в новой редакции, в соответствии с п. 3.3. которого Департамент обеспечивает формирование земельных участков муниципальной формы собственности, а также земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами; обеспечивает управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; осуществляет учет заявлений лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных участков.
Постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от 14.10.2020 № 3345-п утвержден Административный регламент Администрации города Ялта Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (далее – Административный регламент).
На основании п. 5.1. Административного регламента муниципальную услугу предоставляет Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым.
Согласно п. 6.1. названного Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является постановление Администрации города Ялта Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо постановление Администрации города Ялта Республики Крым об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В силу п. 7.1. того же Административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги - 30 календарных дней со дня представления в Орган документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Как следует из представленных документов, по результатам рассмотрения заявления истца об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, Администрацией города Ялта 17 марта 2022 года было вынесено постановление № 766-п об отказе Веремчуку И.В. в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1216 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №<номер>, на основании п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ.
Основанием для принятия решения послужило заключение Департамента архитектуры и градостроительства, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах. Также указано, что согласно Генеральному плану муниципального образования городского округа Ялта, испрашиваемый формируемый земельный участок частично попадает в границу объекта транспортной инфраструктуры местного значения, реконструируемый – Улицы и дороги местного значения.
Так, согласно п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ, на которую сослалась Администрация в оспариваемом постановлении, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Вместе с тем, не является препятствием для реализации права собственников помещений на земельный участок под многоквартирным жилым домом, нахождение формируемого земельного участка в двух территориальных зонах, а также в зоне с особыми условиями использования территории.
Аналогичная правовая позиция изложена в Кассационном Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2020 года № 18-КАД20-1-К4.
Департамент имущественных и земельных отношений при наличии заявлений собственников помещений в многоквартирном жилом доме обязан был инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме этого, согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы, назначенной судом при рассмотрении данного дела, земельный участок площадью 1216 кв.м. по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №<номер>, согласно карты территориальных зон Правил землепользования и застройки МОГО Ялта входит в две территориальные зоны: большей частью в ТЗ-03/1-22, и частично (под частью помещения 2-8 жилого дома), в ТЗ-04-57. Учитывая требования ч. 8 ст. 33 Правил землепользования и застройки МОГО Ялта, на весь земельный участок площадью 1216 кв.м. по указанному адресу, распространяется градостроительный регламент территориальной зоны ТЗ-03/1-22 - «Зона среднеэтажной жилой застройки».
Изложенное свидетельствует о том, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе, в связи с чем требования истца являются обоснованными.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая, что суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого истцом отказа, суд считает, что с целью восстановления его законных прав и интересов, на Администрацию города Ялта следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░ 2022 ░░░░ № 766-░ «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1216 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №<░░░░░>».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1216 ░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░