Решение от 16.03.2023 по делу № 2-1178/2023 (2-6823/2022;) от 31.10.2022

                    Мотивированное решение изготовлено 27.03.2023г.

78RS0006-01-2022-008878-05

Дело № 2-1178/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Санкт-Петербург                                                                16 марта 2023 года

Кировский районный суд Санкт-Петербурга

В составе председательствующего судьи Бачигиной И.Г.

при секретаре Леоновой А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кляцко Анны Вячеславовны, Кляцко Константина Александровича, Кляцко Марии Константиновны, Пичугина Даниила Дмитриевича к ООО «Жилкомсервис № 2 Кировского района» об исключении из платежных документов платы за текущий ремонт, обязании произвести перерасчет платы, возврат денежных средств,

установил:

Истцы Кляцко А.В., Кляцко К.А., Кляцко М.К., Пичугин Д.Д., уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратились в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № 2 Кировского района» об исключении из платежных документов платы за текущий ремонт, просили произвести перерасчет и вернуть переплаченные денежные средства с марта 2021г. по настоящее время.

В обоснование иска истцы указали, что они зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес>

25.08.2017г. распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга № 1584-р многоквартирный дом по указанному выше адресу на основании заключения городской межведомственной комиссии от 18.08.2017г. признан аварийным и подлежащим реконструкции.

В 2020 году истцы обратились в Государственную жилищную инспекцию с вопросом о законности начислений платы за коммунальные услуги в аварийном доме, на что получили ответ о том, что начисление платы за текущий ремонт является незаконным.

Ответчиком был произведен перерасчет платы, и с августа 2020 года по ноябрь 2020 года квартплата не начислялась. Плата за текущий ремонт не начислялась до февраля 2021г., в дальнейшем начисления продолжились.

Полагая действия ответчика незаконными, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Истец Кляцко А.В., Кляцко М.К. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали.

Истец Кляцко К.А. о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Истец Пичугин Д.Д. о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис № 2 Кировского района» Шитиков В.Д. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, поддержал ранее представленный отзыв на иск.

Представители третьих лиц - Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное Агентство Кировского района Санкт-Петербурга", администрации Кировского района Санкт-Петербурга о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражений не представили.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (часть 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

В соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

    Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" следует, что наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).

Материалами дела установлено, что истцы являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают по указанному адресу. Ответчик оказывает услуги по управлению данным домом, что не оспаривалось сторонами.

25.08.2017г. распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга № 1584-р многоквартирный дом по указанному выше адресу на основании заключения городской межведомственно комиссии от 18.08.2017г. признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Обращаясь в суд с настоящим иском, в обоснование исковых требований истцы ссылаются на распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга № 145-р «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2022 год», указывая, что данным распоряжением предусмотрено, что в случае признания дома аварийным, подлежащим реконструкции плата за текущий ремонт не взимается.

Вместе с тем, данное распоряжение такого указания не содержит.

Правило о не начислении платы за текущий ремонт в доме, признанном аварийным, содержалось в распоряжении Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2020г. № 250-р. Однако распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 17.02.2021г. № 4-р внесены изменения в указанное распоряжение, которым исключены положения о не начислении платы за текущий ремонт в аварийном жилом фонде с 18.02.2021г.

В Жилищном кодексе Российской Федерации также отсутствуют нормы об освобождении собственников и нанимателей от внесения платы за текущий ремонт в МКД в случае признания его аварийным и подлежащим реконструкции.

Разделом II Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" установлено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В силу п. 2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.

Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7 (п. 2.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Пунктом 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрена возможность в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).

Каких-либо положений об освобождении управляющей компании от производства работ по текущему ремонту в доме, подлежащем реконструкции, указанные Правила не содержат.

В пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 года, предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с указанными Правилами управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно п. 6 Правил № 491 в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность при указанных обстоятельствах органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном указанными Правилами.

Размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание жилого помещения определяется по формуле. (п. 10 Правил №491).

Из пунктов 15, 16 Правил № 491 следует, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Вместе с тем, истцами какие-либо акты, составленные в установленном порядке, о предоставлении услуг и выполнении работ ненадлежащего качества, и являющиеся основанием для изменения размера платы, не представлены.

Из представленных ответчиком Актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме следует, что в период с 2018 по 2022 годы ответчиком производились работы по текущему ремонту многоквартирного дома, произведенные работы соотносятся с Примерным перечнем работ по текущему ремонту, установленным в Приложении № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда.

Указанные акты незаконными не признаны, доказательства выполнения работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома ненадлежащего качества истцами суду не представлены. Сам по себе факт обращения истцов в управляющую компанию с требованием произвести ремонт фасада дома не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию жилищного фонда.

При этом суд отмечает, что текущий ремонт, в силу своей специфики подрядных отношений, это выполнение конкретных работ, а не осуществление определенной деятельности в течение неопределенного периода. Денежные средства, уплаченные жильцами в счет оплаты выполнения в будущем управляющей организацией работ по ремонту, являются предварительной оплатой будущего обязательства по проведению ремонта.

В силу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 18 Правил N 491, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Таким образом, признание дома аварийным и подлежащим реконструкции не является основанием для прекращения начисления платы за текущий ремонт многоквартирного дома, также как и не является основанием для прекращения оказания услуг по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, при этом основанием для проведения ремонтных работ текущего характера, не связанных с аварийной ситуацией, является решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которым определяется объем необходимых работ и размер денежных средств для проведения таких работ.

Сведения о наличии решения собственников многоквартирного дома о проведении ремонта фасада многоквартирного дома и неисполнении данного решения управляющей компанией, суду не представлены.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований об исключении из платежной ведомости графы «Плата за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме» и перерасчете платы по указанным в иске основаниям, суд не усматривает, в связи с чем требование о возврате переплаченных денежных средств за период с марта 2021г. также не подлежит удовлетворению, как производное от требований, в удовлетворении которых судом отказано.

При этом суд отмечает, что возврат уплаченных денежных средств при перерасчете или изменении размера платы действующим законодательством не предусмотрен, излишне уплаченные денежные средства подлежат зачету в счет будущих платежей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 57, 59, 60, 67, 88, 94, 98, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.

░░░░░:                                                                                           ░.░.░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1178/2023 (2-6823/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кляцко Анна Вячеславовна
Кляцко Константин Александрович
Пичугин Даниил Дмитриевич
Информация скрыта
Ответчики
ООО "ЖКС 2 Кировского района"
Другие
Администрация Кировского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга"
Суд
Кировский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
krv.spb.sudrf.ru
31.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2022Передача материалов судье
07.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.12.2022Предварительное судебное заседание
31.01.2023Предварительное судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее