Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело №2а-264/2024
37RS0016-01-2024-000269-72
г.Пучеж 23 апреля 2024 года
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой М.В.,
с участием административного истца - старшего помощника прокурора Пучежского района Ивановской области Лушиной Ю.В.,
представителя административного ответчика - администрации Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области Лещева Е.Л.,
при секретаре Суворовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пучежского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Илья-Высоковское сельское поселение Пучежского муниципального района Ивановской области» к администрации Илья-Высоковское сельское поселение Пучежского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и понуждении исполнить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пучежского района Ивановской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Илья-Высоковское сельское поселение Пучежского муниципального района Ивановской области» с административным иском к администрации Илья-Высоковское сельское поселение Пучежского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия по непостановке на кадастровый учет и нерегистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области, проходящую по <адрес>, идентификационный номер автомобильной дороги №, протяженностью 600,0 м, категория дороги: улица в жилой застройке, вид разрешенного использования: ОП, тип покрытия: асфальт/щебеночная, обязании в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить автомобильную дорогу на кадастровый учет, в течение двух месяцев с момента постановки на кадастровый учет зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что прокуратурой Пучежского района Ивановской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что вышеуказанная автомобильная дорога администрацией на кадастровый учет не поставлена, право собственности за Илья-Высоковским сельским поселением не зарегистрировано. Администрация Илья-Высоковского сельского поселения в настоящее время не может в полной мере реализовать свои полномочия в области организации дорожной деятельности в отношении данной автомобильной дороги, а также корректно формировать затраты на обслуживание данного объекта муниципальной собственности, что свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации в области дорожной деятельности, а также основных принципов формирования бюджета муниципального образования. Непринятие администрацией Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области мер по постановке указанной автомобильной дороги на кадастровый учет и регистрации права собственности влечет нарушение требований действующею законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, а также законных прав и интересов неопределенного круга лиц, Илья-Высоковского сельского поселения, в защиту которых в данном случае выступает прокурор.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Пучежского муниципального района Ивановской области, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, Филиал ППК «Роскадастр» по Ивановской области. В судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились, о дне, месте, времени проведения судебного заседания извещены в порядке, предусмотренном главой 9 КАС РФ, об отложении дела не просили. Суд, учитывая факт надлежащего извещения заинтересованных лиц, факт того, что их явка не признана судом обязательной, определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пучежского района Ивановской области Лушина Ю.В. заявленный административный иск поддержала по основаниям, указанным в иске. Суду пояснила, что до настоящего времени административным ответчиком требования прокурора не исполнены.
Представитель административного ответчика - администрации Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области Лещев Е.Л. иск признал, обстоятельства, на которые ссылался прокурор, подтвердил.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Пучежского района на основании решения прокурора Пучежского района № от ДД.ММ.ГГГГ, по поручению прокуратуры Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства РФ о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения (л.д.9).
В ходе проверки прокуратурой установлено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского Ивановской области, проходящая по <адрес> (идентификационный номер дороги №, протяженностью 600,0 м, категория дороги: улица в жилой застройке, вид разрешенного использования: ОП, тип покрытия: асфальт/щебеночная) на кадастровый учет не поставлена, право собственности за Илья-Высоковским сельским поселением на данную дорогу не зарегистрировано. Земельный участок под указанной автодорогой поставлен на кадастровый учет за № (л.д.10).
Постановлением администрации Илья-Высоковского сельского поселения от 15.04.2015 №45-п утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Илья-Высоковского сельского поселения. Спорная автомобильная дорога включена в указанный Перечень (л.д.11-17).
Обстоятельства, установленные в судебном заседании, подтверждаются доказательствами, анализ которых приведен выше. Суд признаёт данные доказательства относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для принятия решения по делу. Кроме того, административный иск признан административным ответчиком. Суд принимает признание иска административным ответчиком, т.к. оно соответствует Закону, не нарушает права других лиц.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ) установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
На основании п.7 ст.3 Закона №257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (п.15 ст.6 Закона №257-ФЗ).
Согласно ч.ч.1,8 ст.6 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Земельные участки, занятые автомобильными дорогами, отнесены к землям общего пользования (ст.85 ЗК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а
также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Частью 7 ст.1 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу п.8 ч.4 ст.8 Закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, основные сведения об объекте недвижимости: кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления m Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Частью 5 ст.51 Закона №131-Ф3 предусмотрено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что выявленные прокуратурой нарушения требований законодательства до настоящего времени не устранены, автомобильная дорога общего пользования местного значения Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области, проходящая по <адрес>, имеющая идентификационный № на кадастровый учет не поставлена, право собственности на нее ответчиком не зарегистрировано.
Неисполнение администрацией Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального Ивановской области требований законодательства Российской Федерации об обеспечении безопасности дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автодороги на безопасное дорожное движение.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Пучежского района к администрации Илья-Высоковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ суд при принятии решения устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Срок, указанный прокурором, в течение которого административному ответчику необходимо исполнить возложенные на него обязанности, суд, с учетом позиции административного ответчика, считает объективным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ( ░ ░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ 600,0 ░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░, ░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░/░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ 600,0 ░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░, ░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░/░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ 600,0 ░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░, ░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░/░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 23 ░░░░░░ 2024 ░░░░.