Дело № 2а-625/2022
91RS0020-01-2022-000871-67
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2022 года Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Бражника И.С.,
при секретаре - Самокоз Н.И.,
при участии:
представителя
административного истца - Нестеренко С.Г.,
представителя административного
ответчика - Музафарова Э.С.,
помощника прокурора - Шуляк Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Советский Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению администрации Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым к ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым Коваль С.Н., об освобождении от уплаты исполнительского сбора, заинтересованные лица прокуратура Советского района Республики Крым, общество с ограниченной ответственностью «Юрост-Крым», общество с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания»,
у с т а н о в и л :
представитель Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым обратился в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Административное исковое заявление мотивировано тем, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым Коваль С.Н., на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом Республики Крым по делу №2-382/2021, возбуждено исполнительное производство №79504/21/82013-ИП. В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем постановлением от 24.01.2022 установлен исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Администрацией Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым принимаются все возможные меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, Администрация Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым не уклоняется от исполнения решения суда. Административный истец просит освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 24.01.2022.
Определением Советского районного суда Республики Крым от 18 октября 2022 г. суд по настоящему делу в качестве административных ответчиков привлек УФССП России по Республике Крым, судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым Коваль С.Н., в качестве заинтересованных лиц прокуратуру Советского района Республики Крым, общество с ограниченной ответственностью «Юрост-Крым», общество с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания».
Представитель административного истца в судебном заседании просил административное исковое заявление удовлетворить по основаниям изложенным в нем.
Представитель административного ответчика УФССП России по Республике Крым, ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым Коваль С.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения уведомлена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Помощник прокурора Советского района Республики Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления.
Представитель заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, помощника прокурора, изучив материалы административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, 13 октября 2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, исполнительного листа №№ от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности на администрацию Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (водопровод с. Варваровка, площадью 5794 кв.м.; водопровод с. Краснофлотское, площадью 6286 кв.м.; водопровод с. Краснофлотское, площадью 4116 кв.м.; водопровод с. Марково, площадью 3158 кв.м.; водопровод с. Марково ул. Петропавловская, площадью 775 кв.м.; водопровод с. Лебединка, площадью 1759 кв.м.; скважина с. Марково №62/17; скважина №А-221019 с. Краснофлотское; скважина №А-311019 с. Краснофлотское; скважина №145 с. Краснофлотское; скважина №79 Гос. №4970 с. Варваровка; скважина с. Марково №4938; скважина с. Краснофлотское №4945; скважина №4982 с. Лебединка; башни Рожновского в количестве 5 штук), являющихся муниципальным имуществом муниципального образования, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности муниципального образования Краснофлотское сельское поселение Советского района Республики Крым (л.д.22).
24 января 2022 г. ведущим судебным приставом - исполнителем Коваль С.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Согласно указанного постановления с должника Администрации Краснофлотского сельского поселения Советского района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д.63-64).
Административным истцом в рамках исполнения указанного исполнительного листа выполнены ряд действий, направленных на исполнение требований судебного пристава - исполнителя.
Постановлением №1 от 14.01.2022 утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, который планируется заключение концесисионных соглашений.
Администрацией Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым выполнен ряд мероприятий, а именно:
оформлено право на недвижимое имущество, входящее в концессию:
- техническая инвентаризация и паспортизация;
- постановка на кадастровый учет;
- государственная регистрация права;
2. оформлены земельные участки под объектами концессии (проведение государственного кадастрового учета);
3. подготовлены отчеты о техническом обследовании систем соответствующих требованиям приказов Минстроя России.
Постановлением администрации от 26.08.2021 № 221 была создана комиссия, уполномоченная на прием и рассмотрение заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения, с Порядком приема и рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения от иных лиц, с Порядком работы комиссии и формой заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении централизованных систем водоснабжения, отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию Краснофлотское сельское поселение Советского района Республики Крым. Так же утверждено постановление администрации от 07.10.2021 № 252 «О размещении предложения о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок от иных лиц о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении общества с ограниченной ответственностью «Крымская Водная Компания» от 04.10.2021 №2677», на основании которого было признано возможным заключение концессионного соглашения на иных условиях в отношении централизованных систем водоснабжения, отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию Краснофлотское сельское поселение Советского района Республики Крым, в соответствии с предложением о заключении концессионного соглашения общества с ограниченной ответственностью «Крымская Водная Компания» от 04.10.2021 №2677, а так же согласован обществу с ограниченной ответственностью «Крымская Водная Компания» проект концессионного соглашения с внесенными изменениями в редакции от 04.10.2021.
На основании п.3 постановления администрации от 07.10.2021 № 252 специалисту 1-й категории сектора финансового и бухгалтерского учета администрации ФИО7 поручено было разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу
http://www.torgi.gov.ru/, а так же на официальном сайте администрации Краснофлотского сельского поселения sovmo.rk.gov.ru, предложение о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения в целях принятия заявок от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения, о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении от 04.10.2021 №2677.
Сообщение о предложении инвестора № 111021/19564953/01 было создано и размещено на torgi.gov.ru 11.10.2021 в 14:25. Дата и время начала подачи заявок 11.10.2021 в 15:00, дата и время окончания подачи заявок 26.11.2021 в 17:00. Дата подведения итогов 29.11.2021.
Заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения были приняты от ООО «Юрост Крым» (журнал регистрации №1 от 18.10.2021).
На заседании рабочей группы по рассмотрению вопроса о возможности заключения концессионного соглашения от 29.11.2021 № 5 принято решение о подготовке конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и иными правовыми актами, регламентирующими порядок заключения концессионных соглашений в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства.
В соответствии с действующим законодательством для заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, находящегося в собственности Краснофлотского сельского поселения Администрацией было направлено ы письмо № 393 от 13.07.2022 в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым о предоставлении сведений о ценах, значениях и параметрах, используемых для расчета дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения. 20.07.2022 № 2891/05/1 Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым были предоставлены необходимые сведения.
Таким образом, администрация Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым со своей стороны предпринимала необходимые действия, направленные на исполнение решения суда.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 112 указанного выше Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Таким образом, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Порядок подготовки и заключения концедентом концессионных соглашений определены Федеральным законом №115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях и Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.02.2016 № 50 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по вопросам заключения концессионных соглашений, реализуемых на территории Республики Крым».
Положениями указанного Закона и Постановления предусмотрен определенный порядок действий органов местного самоуправления, который предусматривает, в том числе обязательное взаимодействие с органами исполнительной власти, инициаторами заключения концессионного соглашения, а также участниками конкурса и определены конкретные сроки такого взаимодействия.
Течение некоторых сроков начинается с момента наступления определенных событий, а также, с момента выполнения определенных условий, в том числе, которые не зависят от действий органа местного самоуправления.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Вместе с тем, анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учётом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований и освободить администрацию Краснофлотского сельского поселения Советского района Республики Крым от взыскания исполнительного сбора ввиду того, что административным истцом предпринимались ряд действий для исполнения исполнительного листа №ФС № 025400298 от 23.09.2021, выданного Советским районным судом Республики Крым по делу № 2-382/2021.
Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2022 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 79504/21/82013-░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №░░ № 025400298 ░░ 23.09.2021, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ № 2-382/2021.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░