УИД 37RS0019-01-2021-000040-67
2а-379/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.,
при секретаре Копиной Ю.М.,
при участии административного ответчика старшего судебного пристава Советского РОСП г. Иваново УФССП России по Ивановской области Колесниковой Н.В.,
заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя Копыловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья «Минеево 1» к старшему судебному приставу Советского РОСП г. Иваново УФССП России по Ивановской области Колесниковой Надежде Валентиновне, УФССП России по Ивановской области о признании незаконным ответа,
установил:
Товарищество собственников жилья «Минеево 1» (далее - ТСЖ «Минеево 1») обратилось в суд с административным иском к начальнику Советского РОСП г. Иваново УФССП России по Ивановской области Колесниковой Н.В. о признании незаконным ответа административного ответчика. В обоснование административного иска указано, что Советский РОСП г. Иваново с 2018 года работает по должнику Терехову Д.В. в рамках исполнительного производства №. С сентября ТСЖ ходатайствует о проведении двух мероприятий: о запрете права пользования автомобилем и розыске скрытых доходов и имущества. 12.12.2020 в Советский РОСП г. Иваново было направлено очередное обращение. Ответ был получен 02.01.2021 года. Старший судебный пристав Советского РОСП г. Иваново Колесникова Н.В. нарушила Федеральный закон от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее - Закон №59-ФЗ), который запрещает рассмотрение обращения взыскателя по этому закону. Нарушены права и законные интересы ТСЖ «Минеево 1» на получение решений по своим ходатайствам в строгом соответствии с законодательством России. На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным ответ от 30.12.2020 года, обязать по обращению взыскателя вынести новое решение.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Ивановской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены судебные приставы-исполнители Советского РОСП г. Иваново УФССП по Ивановской области Копылова О.В., Кирикова А.В.
Представитель административного истца Коваль А.Н. в судебное заседание не явился, представил заявление о проведении судебного заседания в его отсутствие.
Административный ответчик начальник Советского РОСП г. Иваново УФССП России по Ивановской области Колесникова Н.В. и заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Копылова О.В. в удовлетворении административного иска просили отказать. Административный ответчик начальник Советского РОСП г. Иваново УФССП России по Ивановской области Колесникова Н.В. представила в материалы дела постановление судебного пристава-исполнителя Копыловой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ о частичном удовлетворении ходатайства и утвержденное старшим судебным приставом постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ходатайства о розыске должника, его спрятанного имущества.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ивановской области в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления, а также письменный мотивированный отзыв, в котором в удовлетворении административного иска просит отказать.
Заинтересованные лица: судебный пристав-исполнитель Советского РОСП УФССП России по Ивановской области Кирикова А.В., должник Терехов Д.В. в судебное заседание не явились.
С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.
Суд, выслушав административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Закон № 118-ФЗ) предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Согласно ч.1 ст.49 Закона об исполнительном производстве стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Порядок рассмотрения заявлений и ходатайств стороны исполнительного производства установлен ст.64.1 Закона об исполнительном производстве.
Согласно частям 1-3, частям 5-7 указанной статьи заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ч.1 и ч.1.1 ст.65 Закона об исполнительном производстве в случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.
Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее - судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.
Согласно ч.2 и ч.5 указанной статьи розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.
По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:
1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;
2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;
3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.
Как следует из ч.6 и ч.8 Закона об исполнительном производстве постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.
Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
Согласно ч.9 ст.65 указанного закона копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
Согласно ч.1 ст.34 Закона об исполнительном производстве возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.
Как следует из п.1.3. Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утв. ФССП России 11.04.2014 N 15-9 (далее – Методические рекомендации), в порядке ст. 64.1 Закона подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений, в частности: о наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 80 Закона.
Согласно п.1.4. Методических рекомендаций, должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64,1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам, в том числе: совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия); применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Закона (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество).
Частью 1 с. 121 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Как указано в ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что на исполнении в Советском РОСП г. Иваново УФССП России по Ивановской области находится исполнительное производство (сводное исполнительное производство) № в отношении должника Терехова Д.В., в том числе в пользу взыскателя ТСЖ «Минеево 1».
15.12.2020 года в Советский РОСП г. Иваново УФССП России по Ивановской области поступило обращение представителя взыскателя по вышеуказанному исполнительному производству, что не оспаривалось административными ответчиками в ходе рассмотрения дела. В указанном обращении представитель взыскателя просил: вынести постановление о розыске должника; вынести постановление о розыске спрятанного имущества должника; объединить все исполнительные производства в единое сводное; сообщить о ходе выполнения ходатайств ТСЖ с 12.12 по 12.01.2021 года.
На указанное обращение представителя взыскателя административным ответчиком старшим судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г. Иваново Колесниковой Н.В. 30.12.2020 года в порядке, предусмотренном Законом №59-ФЗ, дан ответ.
Полагая, что обращение не подлежало рассмотрению в порядке, установленном Законом №59-ФЗ, административный истец обратился в суд.
Суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в силу следующего.
Действительно, положениями Закона об исполнительном производстве установлены специальные требования к порядку рассмотрения обращений и ходатайств сторон исполнительного производства.
Положения Закона об исполнительном производстве в данном случае имеют специальный характер, в связи с чем решение по поступившим ходатайствам подлежали принятию в форме постановлений.
В данном случае имеется формальное несоответствие ответа требованиям Закона об исполнительном производстве.
Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего административного дела судебным приставом-исполнителем Копыловой О.В., на исполнении которой находится исполнительное производство, постановлением от 27.01.2021 года повторно рассмотрено обращение представителя истца. Ходатайства удовлетворены частично: исполнительные производства объединены в сводное, заявителю дан ответ о ходе исполнительного производства, принято решение о подготовке комплекта документов для объявления должника в розыск.
Копия постановления направлена в адрес взыскателя 28.01.2021 года.
Указанное постановление формально не соответствует требованиям закона в части срока его вынесения и направления взыскателю.
Что касается разрешения в данном постановлении ходатайства взыскателя об объявлении должника в исполнительный розыск, которое подлежало утверждению старшим судебным приставом, то суд учитывает, что в удовлетворении ходатайства отказано не было, однако сообщено, что решение об объявлении должника в розыск будет принято по получении обновленных ответов из регистрирующих органов.
Требования взыскателя о розыске должника, его скрытого имущества и нелегальных доходов рассмотрены судебным приставом-исполнителем 19.01.2021 года, о чем вынесено соответствующее постановление об отказе в удовлетворении ходатайств, утвержденное старшим судебным приставом Колесниковой Н.В.
Постановление направлено в адрес взыскателя 20.01.2021 года.
Отказывая в удовлетворении ходатайства, судебный пристав-исполнитель руководствовался тем, что 25.12.2019 года в рамках исполнительного производства было заведено розыскное дело для проведения розыска автомобиля. 13.02.2020 года розыскные мероприятия прекращены, автомобиль не найден.
При этом суд учитывает, что Законом об исполнительном производстве, а также Методическими рекомендациями по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов, утвержденных ФССП России 17.04.2014, розыск скрытых (нелегальных) доходов и скрытого имущества должника не предусмотрен.
Указанное постановление не соответствует Закону об исполнительном производстве только в части срока его вынесения и направления взыскателю.
При таких обстоятельствах, на момент вынесения решения ходатайства пересмотрены судебным приставом-исполнителем с соблюдением требований к содержанию постановлений, установленных Законом об исполнительном производстве.
Нарушение срока их вынесения не препятствует их самостоятельному обжалованию.
Утвержденное старшим судебным приставом постановление об объявлении должника в исполнительный розыск будет вынесено после получения ответов из регистрирующих органов.
Как указано выше, для удовлетворения требований административного истца необходимо одновременное наличие двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия) требованиям закона и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Таким образом, необходимость в восстановлении нарушенных прав, является обязательным условием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий и решений публичного органа и рассмотрения административного дела по существу
На основании изложенного, поскольку в настоящее время обращение взыскателя рассмотрено надлежащим образом, права восстановлены, принимая во внимание цель обращения с настоящим иском - возложить на административного ответчика обязанность вынести новое решение, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 175-18, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ 1» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░░ 2021 ░░░░