УИД 22RS0058-01-2022-000383-78
Дело № 2а-259/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 ноября 2022 года с. Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Головановой,
при помощнике судьи Е.В. Уржумовой,
с участием административного истца – пом. прокурора О.В. Коротких,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Калманского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Усть-Калманского района Алтайского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Калманского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при организации управления многоквартирными домами в с. Усть-Калманка.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) к полномочиям органа местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 относится проведение открытого конкурса по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Способ управления многоквартирными домами, расположенными на территории с. Усть-Калманка не определен, проведенные конкурсы в течение 2021-2022 года по отбору управляющей организации признаны несостоявшимися. Фактически управление домами прекращено с апреля 2021 года. Вместе с тем до настоящего времени вопрос о принятии решения о выборе управляющей организации администрацией сельсовета не рассмотрен.
Непринятие мер по выбору способа управления многоквартирными домами может привести к ненадлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах и придомовых территорий и наступлению тяжких последствий, связанных с угрозой жизни и здоровью населения (обрушение конструкций, наледи, снега и пр).
Ранее в адрес главы Усть-Калманского сельсовета вносилось представление о необходимости принятия мер по определению управляющей организации, вместе с тем конкретных мер по принятию такого решения не принято, в связи с чем бездействие органа местного самоуправления поселения в данном случае является незаконным.
Просит признать незаконным бездействие администрации Усть-Калманского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Возложить обязанность на административного ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда в установленном законодательством порядке принять решение по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами и не определена управляющая организация.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Усть-Калманского сельсовета, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений на административный иск не представил.
Суд, в силу ст.150 КАС РФ, считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
В судебном заседании пом.прокурора Коротких О.В. административные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. п. 3 и 5 ст. 2 поименованного Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В силу положений ст. 161 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Согласно ч. 3 ст. 161 названного Кодекса способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Частью 4 данной статьи установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в ч. 13 настоящей статьи и ч. 5 ст. 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с п. 17 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе, по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616.
Пунктом 5 Правил установлено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
В силу п. п. 1 и 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не принято.
Пункт 3 Правил проведения открытого конкурса предусматривает четыре самостоятельных основания для осуществления конкурса по отбору управляющей организации, каждое из которых в императивном порядке влечет за собой обязанность органа местного самоуправления инициировать соответствующую процедуру. Так, согласно требованиям подпункта 1 упомянутого пункта открытый конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе, в случае, когда собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Пунктом 39 названных Правил установлено, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
В судебном заседании установлено, что способ управления многоквартирными домами по адресам: <адрес> <адрес> не определен.
Проверкой установлено, что проведенные конкурсы в течение 2021-2022 года по отбору управляющей организации признаны несостоявшимися. Фактически управление домами прекращено с апреля 2021 года, что не оспорено административным ответчиком в судебном заседании. Кроме того, в ответе на представление прокурора и.о. главы Усть-Калманского сельсовета указала, что в 22 многоквартирных домах на территории сельсовета не выбран способ управления по причине небольшого количества проживающих там собственников. Администрацией сельсовета проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, но не было подано ни одной заявки.
Таким образом, до настоящего времени вопрос о принятии решения о выборе управляющей организации администрацией сельсовета не рассмотрен.
Между тем, в соответствии с решением Усть-Калманского районного совета депутатов № 53 от 24.12.2021 года полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством переданы администрацией Усть-Калманского района на территории муниципального образования Усть-Калманский сельсовет администрации Усть-Калманского сельсовета.
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Принятие административным ответчиком предусмотренного частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.
Из материалов дела следует, что предусмотренная частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил обязанность по принятию административным ответчиком решения по выбору управляющей организации для 22 многоквартирных домов на территории с. Усть-Калманка до настоящего времени не исполнена. При этом суд отмечает, что отсутствие в перечне управляющих компаний организаций, в отношении которых может быть принято данное решение, не освобождает орган местного самоуправления от выполнения вышеуказанной обязанности, в том числе путем создания условий (организационного, финансового, налогового характера), направленных на стимулирование и повышение материальной и иной заинтересованности у действующих управляющих компаний для их включения в соответствующий перечень и привлечения их к участию в открытых конкурсах по выбору управляющей организации.
Кроме того, суд учитывает разъяснения Минстроя России, содержащиеся в письме от 24 апреля 2015 года N 12258-АЧ/04, согласно которым в случае возникновения ситуации, при которой возможно появление многоквартирных домов, в отношении которых возникает риск "остаться без управления", возможен случай определения органом местного самоуправления временной управляющей организации, который предлагается рассматривать как муниципальную преференцию в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Данная преференция может быть предоставлена в порядке, предусмотренном этим Законом и при соблюдении установленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административным ответчиком суду не были представлены доказательства, свидетельствующие о принятии исчерпывающих и своевременных мер, направленных на исполнение обязанности, предусмотренной частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе связанных со своевременным проведением открытых конкурсов по выбору управляющей организации, созданием благоприятных условий для их деятельности, повышением экономических стимулов для их включения в список организаций, в отношении которых может быть принято соответствующее решение о выборе управляющей компании. Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности административного ответчика, препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, не установлено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что с апреля 2021 года собственниками помещений перечисленных в иске многоквартирных жилых домов не выбран ни один из способов управления многоквартирным домом, конкурс по выбору управляющей организации не состоялся, суд приходит к выводу, что администрацией Усть-Калманского сельсовета допущено незаконное бездействие по определению управляющей организации 22 многоквартирных домов на территории с. Усть-Калманка, которое нарушает как права проживающих в нем лиц, так и права неопределенного круга лиц, поскольку из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания общего имущества, непроведения периодических осмотров, неустранения имеющихся строительных недостатков создается опасность разрушения многоквартирного дома, повреждения рядом стоящих зданий, объектов коммунальной инфраструктуры всего сельского поселения.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственная пошлина с администрации Усть-Калманского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 8.11.2022
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░