Дело № 2а-30/2020 (2а-301/2019)
24RS0020-01-2019-000366-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2020 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,
при секретаре Сорокиной И.В.,
с участием административного истца Горевой Н.В.,
представителя административного истца Абубакирова Д.М.,
представителя административного ответчика Лааева В.Н.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Горевой Н.В. к Администрации Идринского района Красноярского края, главе района Кирееву А.В. о признании незаконным бездействия по нерассмотрению по существу двух заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений по мотивам периодичности рассмотрения заявлений, возложении обязанности рассмотреть заявления от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Горева Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Идринского района Красноярского края, главе района Кирееву А.В. о признании незаконным бездействия по нерассмотрению по существу двух заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений по мотивам периодичности рассмотрения заявлений, мотивируя требования иска тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Идринского района с заявлениями о выдаче заключения о возможности быть опекуном несовершеннолетнего ребенка, одновременно с которыми она передала пакет всех необходимых документов по списку, утвержденному п. 4 Правил подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». Ранее она обращалась за выдачей аналогичного заключения, но положительного заключения выдано не было по причине отсутствия ряда документов. ДД.ММ.ГГГГ она повторно, собрав все необходимые документы, представила их в администрацию, до настоящего времени данное заявление не рассмотрено по существу со ссылкой на то, что ранее ей было отказано в выдаче положительного заключения по аналогичному вопросу, при этом данное заключение принимается один раз в два года. Полагая, что правило о применении двухгодичного срока распространяется лишь на положительные заключения и направлено на периодическую (раз в два года) проверку лиц, которым ранее уже выдавалось соответствующее заключение, в то время как в отношении лиц, желающих осуществлять опеку, такая проверка проводится сразу же после подачи ими заявления, ссылаясь на нарушение административным ответчиком п. 9 Правил в отношении сроков рассмотрения заявления, указывает, что действиями (бездействием) административного ответчика нарушено её право на рассмотрение заявления в установленном порядке и сроки, права на получение права опеки над несовершеннолетним, как следствие, право несовершеннолетнего на воспитание, проживание в семье, опеку над которым она в дальнейшем желает усыновить. Просит суд признать незаконными: бездействие по нерассмотрению по существу двух заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, отказ в рассмотрении заявлений по мотивам периодичности рассмотрения заявлений, а также возложить обязанность рассмотреть заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Орган опеки и попечительства Администрации Идринского района Красноярского края.
В судебном заседании административный истец Горева Н.В. и представитель административного истца Абубакиров Д.М. требования административного искового заявления поддержали в полном объеме, по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Лахаев В.Н. иск не признал, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме, сославшись на то, что поступившее в администрацию ДД.ММ.ГГГГ заявление Горевой Н.В. о желании стать опекуном или попечителем, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством РФ формах, было рассмотрено в установленный законом срок. По результатам рассмотрения вынесено заключение о невозможности быть опекуном (попечителем), в связи с отсутствием у Горевой Н.В. и ее сожителя ФИО8 постоянного места работы, отсутствием письменного согласия сожителя на прием ребенка в семью, общим доходом семьи в месяц ниже величины прожиточного минимума, установленного в Красноярском крае. Поступившее в администрацию ДД.ММ.ГГГГ заявление Горевой Н.В. о повторном рассмотрении заявления стать опекуном (попечителем), к которому были приложены недостающие документы, расценено администрацией как сопроводительное письмо, поскольку подано не по форме, установленной приказом Министерства просвещения РФ от 10.01.2019 № 4, и с несоблюдением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, так как подано не лично Горевой Н.В., а ее представителем, в том числе без использования ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта органа опеки и попечительства либо через должностных лиц МФЦ. На данное обращение Горевой Н.В. дан письменный ответ о том, что ранее выданное заключение о невозможности быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи. В административном иске не указано, какие именно права административного истца нарушены, неверно определен вид судопроизводства, поскольку требования административного истца подлежат рассмотрению по нормам ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (п.3 ст.4 Федерального закона № 59-ФЗ).
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 Федерального закона № 59-ФЗ).
В п.п. 1, 4, 5 ст.10 названного Федерального закона закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1. данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.
Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства, в соответствии с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с соответствующими реквизитами и документы, указанные в п. 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (краткая автобиография гражданина, выразившего желание стать опекуном; справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица; заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации; копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью; копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.
При этом, в заявлении гражданина, выразившего желание стать опекуном, указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном; сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном; сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации; сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подтверждает своей подписью с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 названных Правил).
Кроме того, форма заявления лица, выразившего желание стать опекуном, также утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 № 334, административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации, прием документов органом опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над несовершеннолетними, являющимся приложением к постановлению Администрации Идринского района от 09.10.2012 № 325-п, с учетом изменений, внесенных постановлением администрации от 01.09.2016 № 315-п..
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Горева Н.В. обратилась к главе Идринского района Кирееву А.В. с заявлением стать опекуном или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, приложив к заявлению соответствующие документы.
По результатам рассмотрения указанного заявления ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Идринского района вынесено заключение (исх.№) о невозможности Горевой Н.В. быть кандидатом в опекуны несовершеннолетнего ребенка, по причине несоответствия требованиям ст.146 СК РФ, поскольку Горева Н.В. и ее сожитель ФИО8 не работают, общий доход семьи в месяц ниже прожиточного минимума, установленного в Красноярском крае, в предоставленном пакете документов отсутствует письменное согласие сожителя на прием ребенка в семью.
ДД.ММ.ГГГГ Горева Н.В. обратилась к главе Идринского района Кирееву А.В. с заявлением вх.№, в котором просила повторно рассмотреть заявление о возможности быть опекуном несовершеннолетнего ребенка, указав на предоставление недостающих документов (сведений о доходах, согласия супруга ФИО8, сведений о регистрации брака с ФИО8, справки от врача психиатра), а также с заявлением вх.№ с просьбой выдать заключение о возможности быть опекуном несовершеннолетнего ребенка.
ДД.ММ.ГГГГ письмом с исх.№ главы района Киреева А.В. административному истцу сделано напоминание о ранее выданном заключении от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ о невозможности быть опекуном, которое действительно в течение 2 лет со дня выдачи, и разъяснен судебный порядок обжалования ранее выданного заключения.
Из пояснений, изложенных в судебном заседании представителем административного ответчика Лахаевым В.Н., а также из доводов письменных возражений по существу административного иска, следует, что поступившие в администрацию ДД.ММ.ГГГГ заявления Горевой Н.В. расценены администрацией не в качестве самостоятельных обращений (заявлений), а в качестве сопроводительного письма.
Согласно пояснениям, данным в судебном заседании специалистом Органа опеки и попечительства Администрации Идринского района Буксман А.В., заявления Горевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№№, №), поступившие в орган опеки и попечительства, не были рассмотрены по существу, поскольку полностью дублировали заявление административного истца о желании стать опекуном, рассмотренное в сентябре 2019 года.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, административный истец при подаче заявлений ДД.ММ.ГГГГ (вх.№№, №) о желании стать опекуном несовершеннолетнего ребенка, предъявила их в форме, не соответствующей Правилам подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, в связи с чем данные обращения подлежали рассмотрению административным ответчиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, заявления Горевой Н.В., поступившие в администрацию ДД.ММ.ГГГГ (вх.№№, №), необоснованно были расценены в качестве сопроводительного письма, а также дубликата, ранее рассмотренного административным ответчиком заявления Горевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем были оставлены без самостоятельного разрешения.
Отказ в рассмотрении заявлений, оформленный письмом главы района Киреева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, содержит лишь ссылку на ранее выданное заключение от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ о невозможности быть опекуном, срок его действия и порядок обжалования, не имеющие отношения к вновь поступившим обращениям Горевой Н.В. При этом, заявителю не разъяснен порядок обращения в уполномоченный орган или к уполномоченному должностному лицу с заявлением о желании стать опекуном несовершеннолетнего ребенка, требования законодательства, предъявляемые к подобным заявлениям, предусмотренный законом перечень документов, прилагаемых к заявлению, иные положения Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, и положения действующего законодательства, касающиеся опеки и попечительства. В связи с чем, по существу заявлений Горевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№№, №), ответ административному истцу не дан, право истца на разрешение ее обращений по существу нарушено.
Доводы административного ответчика о том, что заявления поданы не лично Горевой Н.В., а ее представителем, судом отклоняются как не подтвержденные какими-либо доказательствами по делу.
Ссылки административного ответчика на подачу административным истцом заявлений без использования ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта органа опеки и попечительства либо через должностных лиц МФЦ., не являются безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы административного ответчика о том, что в административном иске не указано, какие именно права административного истца нарушены, ошибочны, поскольку в тексте административного иска таковые сведения содержатся.
Утверждения административного ответчика о неверном определении вида судопроизводства, со ссылкой на то, что требования административного истца подлежат рассмотрению по нормам ГПК РФ, судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права. Вид судопроизводства определяет суд, исходя из характера спорных правоотношений и процессуального закона, подлежащего применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Разрешая настоящий спор по существу, суд также принимает во внимание, что Киреев А.В. в настоящее время главой Идринского района не является.
При таком положении, требования административного истца следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ 26 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░