Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3957/2023 ~ М-3687/2023 от 07.08.2023

Дело № 2а-3957/2023

64RS0046-01-2023-004592-51

Решение

Именем Российской Федерации

11.09.2023                                                                                                                            г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Гамидовой Т.Г.

с участием административного истца Шестернева Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Видоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шестернева Ю. В. к судебному приставу-исполнителю Ленинского районного отделения судебных приставов № 1 г. Саратова Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Филимоновой В. С., Меренковой Л. М., начальнику отдела – старшему судебному приставу Ленинского районного отделения судебных приставов № 1 г. Саратова Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Чупилко Н. В., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Шестернев Ю.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 1 г. Саратова УФССП России по Саратовской области Филимоновой В.С. от 21.07.2023 о передаче на реализацию на торгах по исполнительному производству № незаконным и отменить, указав, что 26.07.2023 в его адрес поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 21.07.2023 о передаче на реализацию на торгах, а также отчет об оценке на одном листе, из которых следовало, что 26.06.2023 оценщиком ФИО7 на основании постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Меренковой Л.М. проведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости – 1/3 доли в праве на жилое помещение площадью 42,5 кв.м по адресу: <адрес>. На дату оценки стоимость объекта согласно отчету составляет 755000 руб., вместе с тем рыночная стоимость в постановлении не указана, отчет составлен с грубейшими нарушениями, не указана информация о проведении осмотра предмета оценки, не расписан механизм определения рыночной стоимости предмета оценки, отсутствует описательно-мотивировочная часть. Принимая во внимание, что в исполнительном документе содержится требование о взыскании 36924 руб., меры, направленные на реализацию жилого помещения, несоразмерны последствиям неисполнения обязательства, при этом имеется иное имущество, однако судебный пристав-исполнитель обратил взыскание на жилое помещение. Кроме того, в оспариваемом постановлении не указано, когда постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества направлено сторонам, следовательно оно фактически вынесено до направления данного постановления о принятии результатов оценки. Кроме того, указанная в постановлении дата отчета не соответствует дате, указанной в самом отчете. Более того, на момент подачи административного иска сумма задолженности погашена.

Административный истец в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания по делу не представили, в связи с чем с учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий обеспечения права на достойный жизненный уровень (ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека)..

Исходя из выраженного в предписаниях ст.ст. 2, 17-19, 21 Конституции Российской Федерации принципа, в силу которого человек является высшей ценностью и ничто не может служить основанием для умаления его достоинства как субъекта гражданского общества, чьи права и свободы во всей их полноте находятся под защитой Конституции Российской Федерации, отношение к человеку лишь как к объекту внешнего воздействия исключается.

Федеральный законодатель, определяя в качестве задач исполнительного производства правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, одновременно закрепил принципы, на которых осуществляется исполнительное производство, включив наряду с другими законность, уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, указав на недопустимость обращения на принадлежащее должнику-гражданину на праве собственности имущество, перечень которого установлен ГПК РФ.

В силу ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением.

Согласно ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в том числе главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 222 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из этого следует, что решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон № 229-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Судом установлено, что на исполнении в Ленинском РОСП № 1 г. Саратова ГУФССП России по Саратовской области находились исполнительные производства: №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ – 28105,69 руб. №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения – сумма налога, пени, штрафа – 44495,42 руб. №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения – 36924,11 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения – 2865,84 руб.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ объединены в сводное исполнительное производство, которому присвоен №-СД.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток задолженности по сводному исполнительному производству составляет 121057,81 руб.

Из материалов дела усматривается, что в совместной собственности Шестернева Ю.В. находится жилое помещение по адресу: <адрес>, кроме того, ему принадлежат 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного имущества объявлен запрет на регистрационные действия.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО8 наложен арест на жилое помещение по адресу: <адрес>, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ ответственным хранителем арестованного имущества назначен Шестернев Ю.В.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Меренковой Л.М. направлена заявка на оценку арестованного имущества – жилого помещения площадью 42,50 кв.м по адресу: <адрес> стоимостью 2500000 руб.

Для оценки имущества привлечен специалист ООО «Бизнес-Новация».

В силу п. 7 ч.ч. 2, 4. ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей (ч. 2).

В этом случае судебный пристав-исполнитель в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке; направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.

Оценка имущества должника - одно из исполнительных действий, предшествующих реализации арестованного имущества, которым в значительной степени определяется результативность мер принудительного исполнения.

В течение трех дней со дня получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права, содержащее информацию о рыночной стоимости имущества, реквизитах отчета об оценке. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или имущественного права, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Не позднее трех дней со дня получения заключения оценщика по результатам отчета об оценке судебный пристав-исполнитель направляет его копию сторонам исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права, в котором разъясняется порядок и срок обжалования стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, направляет сторонам исполнительного производства его копии.

При несогласии стороны исполнительного производства с проведенной оценкой вещи или имущественного права и (или) отчетом об оценке в связи с существенным занижением (завышением) стоимости арестованного имущества, нарушением методики проведения оценки и т.д., за исключением процессуальных нарушений, связанных с принятием оценки, административный истец вправе оспорить оценку в суде с привлечением лица, оказавшего услуги по оценке вещи или имущественного права.

Анализ указанных выше положений позволяет прийти к выводу о том, что законом не установлена процедура анализа судебным приставом-исполнителем, то есть лицом, не обладающим специальными знаниями в области оценки имущества и имущественных прав, правильности и достоверности выводов оценщика о стоимости объекта оценки. Возможность непринятия судебным приставом-исполнителем отчета оценщика или назначения повторной оценки по причине несоответствия стоимости объекта оценки, определенной оценщиком, рыночной стоимости аналогичного имущества, также не регламентирована Федерального закона «Об исполнительном производстве». Следовательно, судебный пристав-исполнитель обязан установить стоимость имущества должника на основании представленного отчета специалиста.

Из материалов исполнительного производства усматривается, что результаты оценки в соответствии с отчетом № приняты постановлением от 07.07.2023.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или имущественного права, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства.

Нормативными положениями законодательства допускается оспаривание результатов оценки, приведенной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска, направленного на защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства. Вместе с тем отчет не был оспорен административным истцом.

21.07.2023 судебным приставом-исполнителем Филимоновой В.С. вынесено постановление о передаче в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области на реализацию на открытых торгах, проводимых в форме аукциона, указанного имущества.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, должен указать сведения о его правах, свободах и законных интересах, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием), и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ представить совместно с исковым заявлением, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования.

Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст. 46 Конституции Российской Федерации ст.ст. 3 и 4, ст. 227 КАС РФ).

Для признания действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: их несоответствие закону и нарушение ими прав и законных интересов административного истца. При этом целью рассмотрения дела при удовлетворении требований является возложение судом на должностного лица службы судебных приставов обязанности по совершению действий, ведущих к восстановлению нарушенных прав административного истца.

Однако как следует из административного искового заявления, административный истец, обращаясь в суд, не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов административными ответчиками. Доводы административного истца о том, что сумма задолженности по исполнительному производству была погашена, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В случае несогласия с оценкой, должник вправе был представить иную оценку либо оспорить отчет об оценке в судебном порядке, чего им сделано не было.

С учетом изложенного, поскольку надлежащего фактического и правового обоснования нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов административного истца не было приведено, обязательная для удовлетворения заявленных требований совокупность условий для признания их незаконными отсутствует. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 1 ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 1 ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 18.09.2023 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░       ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3957/2023 ~ М-3687/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шестернев Юрий Владимирович
Ответчики
начальник отдела старший судебный пристав Ленинского РОСП №1 г.Саратова УФССП России по Саратовской области Чупилко Н.В.
УФССП России по Саратовской области
Судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП №1 г. Саратова Филимонова В.С.
Судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП №1 г. Саратова Меренкова Л.М.
Другие
ИФНС России № 23 по Саратовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Саратова
Судья
Гамидова Т.Г.
Дело на сайте суда
leninsky--sar.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация административного искового заявления
07.08.2023Передача материалов судье
10.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее