№а-7118/2022
50RS0№-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 октября 2022 года
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Самозванцевой М.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Северо-Осетинской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени,
У С Т А Н О В И Л :
Северо-Осетинская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании неуплаченных таможенных платежей и пени за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 198 235 руб. 06 коп., из которых 789 419 руб. 79 коп. - таможенные платежи, 408 815 руб. 27 коп. - пени за неуплату таможенных пошлин и налогов.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин Республики Армения ФИО1 временно ввез на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) транспортное средство БМВ 330CI, 2002 года выпуска, VIN №, регистрационный номер IIS476, в зоне деятельности таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни, где им была заполнена пассажирская таможенная декларация на транспортное средство, номер операции по ПТД №/В0071777, с установлением срока временного ввоза его автомашины на таможенную территорию ЕАЭС до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 не совершены действия ни по таможенному декларированию в целях вывоза транспортного средства с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, ни по помещению транспортного средства под таможенные процедуры в порядке, установленном Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. В связи с невывозом транспортного средства с таможенной территории ЕАЭС у должника ДД.ММ.ГГГГ наступила обязанность по уплате таможенной пошлины. ДД.ММ.ГГГГ Северо-Осетинской таможней заказным письмом в адрес административного ответчика направлено Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № на общую сумму 1 173 368 руб. 34 коп. Последним должнику был установлен срок для уплаты суммы образовавшейся задолженности - 15 рабочих дней со дня получения данного уведомления. Однако, обязательства ФИО1 по уплате таможенных платежей не исполнены. Определением мирового судьи судебного участка N 3 Балашихинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Северо – Осетинской таможне отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 неуплаченных таможенных платежей, в связи с тем, что требование не является бесспорным. Пропуск срока на подачу заявления о взыскании таможенных платежей и пеней обусловлен тем, что факт нарушения ввоза установлен таможенным органом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Решением по результатам таможенного контроля N 10803040/151021/ТСЛП/0070. На основании изложенного у административного истца и возникла необходимость обращения в суд с указанным административным исковым иском.
Административный истец Северо-Осетинская таможня в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся гражданином <адрес>, имеющий национальный паспорт гражданина иностранного государства, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом по адресу регистрации на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: <адрес>, ш.Энтузиастов, <адрес>, указанному в административном исковом заявлении, данных Автоматизированной системы Центрального банка, данных по учету иностранных граждан Федеральной миграционной службы Российской Федерации (далее АС ЦБД УИГ ФМС России) от ДД.ММ.ГГГГ, представленных Отделом по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское». Однако, судебная корреспонденция возвращена в суд по истечении срока хранения с отметками «истек срок хранения». Гражданин ФИО1 находится в пределах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ (данные АС ЦБД УИГ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, представленные Отделом по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское»).
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Временный ввоз транспортных средств для личного пользования урегулирован статьей 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего в период с 27 ноября 2009 года по 31 декабря 2017 года, и статьей 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, действующего с 1 января 2018 года до настоящего времени.
В силу п. п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего в период с 27 ноября 2009 года по 31 декабря 2017 года, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств (п. 2).
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (п. 5).
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего в период с 27 ноября 2009 года по 31 декабря 2017 года).
Согласно абз. 1 п. 1, абз. абз. 1-3 п. 5 ст. 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, с 1 января 2018 года, допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года (абз. 1 п. 1).
Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса (абз. 1 п. 5).
До истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, декларант вправе поместить такие транспортные средства под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом (абз. 2 п. 5).
По истечении срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, такие транспортные средства помещаются под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом, либо в отношении таких транспортных средств осуществляется таможенное декларирование в целях вывоза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей (абз. 3 п. 5).
В соответствии с п. 1, п. 5, подп. 3 п. 6 ст. 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, с 1 января 2018 года, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации (п. 1).
В отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса (п. 5).
При наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, считается: в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса (подп. 3 п. 6).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 временно ввез на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство марки БМВ 330CI, 2002 года выпуска, VIN №, регистрационный номер IIS476, в зоне деятельности таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни, где им была заполнена пассажирская таможенная декларация на транспортное средство, номер операции по ПТД №/В0071777, с установлением срока временного ввоза его автомашины на таможенную территорию ЕАЭС до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ не совершены действия ни по таможенному декларированию в целях вывоза транспортного средства с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с ТК ЕАЭС, ни по помещению транспортного средства под таможенные процедуры в порядке, установленном ТК ЕАЭС.
Данные обстоятельства подтверждаются Регистрационным досье иностранного гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, Электронной формой временного ввоза по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Проверкой разрешения на временное проживание или вида на жительство от ДД.ММ.ГГГГ.
Суду не представлено доказательств обращения административного ответчика в таможенный орган с заявлением об утрате спорного транспортного средства, в связи с его физическим уничтожением, конструктивной гибелью, отсутствием возможности его вывоза.
В связи с невывозом транспортного средства с таможенной территории ЕАЭС у должника ДД.ММ.ГГГГ наступила обязанность по уплате таможенной пошлины. Указанная обязанность административным ответчиком добровольно не исполнена.
В силу ч. 3 ст. 150 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действующей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (ч. 3).
Установленный п. 1 ч. 5 ст. 150 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действующей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд. Приведенное толкование дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины (ч. 1).
Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) (ч. 2).
Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона (ч. 5).
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (ч. 6).
Согласно с ч.ч. 1, 19, 20, 23 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (ч. 19).
При неисполнении уведомления (уточнения к уведомлению) в сроки, указанные в части 19 настоящей статьи, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с настоящей главой (п. 20).
В случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма (п. 23).
В соответствии с ч.ч. 3, 7, 10, 11, 14 ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (ч. 3).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона (ч. 7).
Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи (ч. 10).
Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (ч. 11).
При взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно (ч. 14).
Решением по результатам таможенного контроля от ДД.ММ.ГГГГ №/ТСЛП/0070 Северо-Осетинской таможни Федеральной таможенной службы Министерства финансов Российской Федерации установлен факт нарушения административным ответчиком регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС спорного транспортного средства и не вывозом последнего в установленный срок.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес административного ответчика заказным письмом с уведомлением направлено сформированное Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ №/У2021/0000261 на сумму 1 173 368 руб. 34 коп., из которых 789 419 руб. 79 коп. - таможенные платежи, 383 948 руб. 55 коп. - пени за неуплату таможенных пошлин и налогов. Последним установлен срок для уплаты образовавшейся задолженности - 15 рабочих дней со дня получения уведомления. В течение указанного срока по истечении шести дней с момента отправления корреспонденции административным ответчиком оплата заявленной задолженности не произведена.
В соответствии с Расчетом по уплате таможенных платежей в отношении ФИО1, произведенным таможенным органом ДД.ММ.ГГГГ, размер неуплаченных таможенных платежей и пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, составил 1 198 235 руб. 06 коп., из которых 789 419 руб. 79 коп. - таможенные платежи, 408 815 руб. 27 коп. - пени за неуплату таможенных пошлин и налогов.
Из системного толкования положений п. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 34, ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации следует, что таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль в отношении товаров, перемещенных через таможенную границу, в течение трех лет после их выпуска, и в случае неисполнения физическим лицом требования об уплате обязательных платежей, в течение срока, установленного ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, могут обратиться в суд за принудительным взысканием таможенных платежей. По общему правилу, определенному абз. 1 ч. 2 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 ч. 3 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Определением мирового судьи судебного участка № Балашихинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления Северо-Осетинской таможни о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 неуплаченных таможенных платежей и пеней в размере 1 198 235 руб. 06 коп. (из них: 789 419 руб. 79 коп. - таможенные платежи, 408 815 руб. 27 коп. - пени за неуплату таможенных пошлин и налогов).
С настоящим административным исковым заявлением таможенный орган обратился в суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного налоговым законодательством шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения уведомления, с общим нарушением срока более чем на три года, представив также одновременно и заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления.
В качестве причин пропуска срока обращения в суд таможенный орган указал, что факт нарушения ввоза был установлен им лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Решением по результатам таможенного контроля от ДД.ММ.ГГГГ №/ТСЛП/0070 Северо-Осетинской таможни Федеральной таможенной службы Министерства финансов Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 5 ст. 150 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", принудительное взыскание таможенных платежей не производится: если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п. 1 ч. 5).
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются: если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Трехлетний срок для взыскания таможенных платежей является давностным, пресекательным, ограничивающим полномочия таможенного органа на инициирование им принудительных мер по их уплате строго определенными временными рамками, направлен, в том числе на обеспечение баланса государственных и частных интересов, на предотвращение и недопущение дестабилизации существующего положения хозяйствующего субъекта как участника соответствующих правоотношений в случае несвоевременной реализации самим государственным органом его контролирующих функций. Направление уведомления является составной частью процедуры принудительного взыскания таможенных платежей. Истечение указанного трехлетнего срока препятствует выставлению уведомления плательщику и применению последующих мер по принудительному взысканию таможенных платежей. Уведомление, которое направляется таможенными органами после истечения данного срока, является незаконным и не должно порождать у лиц обязанность по его исполнению.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что у Северо-Осетинской таможни отсутствовали основания для выставления Уведомления (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ №/У2021/0000261, предусмотренного ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так же как и требования об уплате таможенных платежей, предусмотренного ч. 5 ст. 150 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в связи с истечением трехлетнего срока уплаты таможенных платежей, который наступил ДД.ММ.ГГГГ.
Решение по результатам таможенного контроля от ДД.ММ.ГГГГ №/ТСЛП/0070 Северо-Осетинской таможни Федеральной таможенной службы Министерства финансов Российской Федерации об установлении факта нарушений со стороны административного ответчика вынесено за пределами указанного трехлетнего срока и не является основанием для расчета последнего с даты его вынесения, вследствие не отнесения спорного транспортного средства к условно выпущенным товарам, помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (ппдп. 1 п. 1 ст. 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В связи с чем Решение по результатам таможенного контроля ДД.ММ.ГГГГ №/ТСЛП/0070 Северо-Осетинской таможни Федеральной таможенной службы Министерства финансов Российской Федерации не является основанием для восстановления нарушенного процессуального срока, как для направления в адрес административного ответчика уведомления по истечении трехлетнего срока с даты срока уплаты таможенных платежей, так и для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. Таможенным органом не представлены доказательства, подтверждающие как отсутствие возможности проведения таможенного контроля, так и направления в адрес административного ответчика уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней в течении трехлетнего срока с момента истечения срока уплаты административным ответчиком таможенным платежей. Бессрочное принудительное взыскание таможенных платежей недопустимо.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Исходя из положений ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Разъяснения, позволяющие квалифицировать причины пропуска срока как неуважительные, даны в п. 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства, суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Сходные разъяснения содержатся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Учитывая изложенное, при вынесении мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.
Факт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей течение процессуального срока не прерывает, а также не может служить основанием для восстановления процессуального срока.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Стандартом 4.2 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от ДД.ММ.ГГГГ, действующей в редакции Протокола от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что срок, в течение которого производится начисление применяемых пошлин и налогов, устанавливается в национальном законодательстве, начисление производится в возможно короткие сроки после подачи декларации на товары или возникновения иных обязательств по уплате пошлин и налогов. На необходимость учета данных положений Киотской конвенции указано в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».
Суд не усматривает в обстоятельствах, изложенных административным истцом, уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с административным иском, поскольку у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с административным иском, административным истцом не представлено.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, не заявлено и не представлено. В связи с чем у суда отсутствуют основания для восстановления пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного искового заявления.
Таким образом, несоблюдение таможенным органом установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании таможенных платежей является основанием для отказа в удовлетворении настоящего административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 290, 175, 177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 198 235 ░░░. 06 ░░░., ░░ ░░░░░░░ 789 419 ░░░. 79 ░░░. - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 408 815 ░░░. 27 ░░░. - ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░