Дело № 2а-2028/2024
УИД 55RS0006-01-2024-002798-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2024 года город Омск
Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Дроздовой М.Г., помощника судьи Гуселетовой О.Н., при секретаре судебного заседания Евтушенко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Омской области к Масаловой Светлане Анатольевне о взыскании задолженностей по страховым взносам и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Омской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что Масалова С.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области (далее – налоговый орган, Инспекция), в период с .... состояла на налоговом учета в качестве индивидуального предпринимателя.
Инспекцией налогоплательщику Масаловой С.А. направлены налоговые требования
№ 715247 от 25.10.2017; № 723815 от 19.01.2018; № 732856 от 07.05.2018; № 611837 от 19.06.2018; № 621139 от 11.09.2018; № 624844 от 22.12.2018; № 50664 от 02.07.2019 об уплате налога по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
Просит взыскать задолженность по налогам и сборам в размере 40000,62 руб., а именно: страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 года в размере 6249,4 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 года в размере 360,21 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 года в размере 30478,67 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 года в размере 2729,62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 182,72 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Масалова С.А. в судебное заседание не явилась,
о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия и о вынесении решения об отказе в удовлетворении административных требований.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные
в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление
о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ (далее нормы НК РФ изложены судом в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) обязанность по уплате налога, сбора должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Невыполнение налогоплательщиком установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом (ст.ст. 69, 70 НК РФ).
Невыполнение данной обязанности после направления требования является основанием для применения налоговым органом мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика – физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
Как следует из абз. 2 и 3 п. 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно абз. 2 п. 4 и п. 5 ст. 48 НК РФ (в действующей редакции) административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обращаясь в суд, налоговый орган сослался на наличие у Масаловой С.А. по состоянию на дату составления административного искового заявления задолженности по налогам и пеням.
В связи с неуплатой налогов и пеней Масаловой С.А. направлены налоговые требования об уплате налога по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование № 715247 от 25.10.2017; № 723815 от 19.01.2018; № 732856 от 07.05.2018; № 611837 от 19.06.2018; № 621139 от 11.09.2018; № 624844 от 22.12.2018; № 50664 от 02.07.2019.
В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности. На основании заявления Инспекции мировым судьей судебного участка № 110 в Советском судебном районе в г. Омске 11.12.2020 был вынесен судебный приказ № 2а-3468/2020 о взыскании с Масаловой С.А. налоговой задолженности на сумму 40000,62 руб.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Масаловой С.А. задолженности по налогу и пеням, налоговый орган обратился к мировым судьей судебного участка № 110 в Советском судебном районе в г. Омске, которым был выдан судебный приказ № 2а-3468/2020 от 11.12.2020.
Определением мировым судьей судебного участка № 110 в Советском судебном районе в г. Омске судебный приказ № 2а-3468/2020 от 11.2.2020 судебный приказ о взыскании задолженности с Масаловой С.А. был отменен 11.01.2021.
Согласно реестру выданных документов, определение об отмене судебного приказа № 2а-3468/2020 получено представителем налоговой службы на руки 21.01.2021.
Настоящий административный иск направлен в районный суд почтой 02.05.2024 и поступил 03.05.2024, что следует из содержания почтового конверта и входящего штампа, соответственно в нарушение установленного ст. 48 НК РФ срока.
Межрайонная ИФНС России № 7 по Омской области обратилась в суд с ходатайством о восстановлении процессуального срока на подачу административного иска, при этом в качестве уважительной причины пропуска срока инспекция указала на то, что получила копию определения об отмене судебного приказа № 2а-3468/2020 от 11.01.2021 лишь 15.03.2024, что лишило инспекцию возможности своевременно обратиться с административным исковым заявлением в суд.
Рассмотрев ходатайство, суд приходит к следующему.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Приведенные доводы инспекции об отсутствии возможности с 2021 года обратиться в суд с настоящим административным иском, суд оценивает критически, поскольку копия определения об отмене судебного приказа по делу № 2а-3468/2020 от 11.01.2021 получена представителем налогового органа 21.01.2021, о чем в материалах дела имеется реестр передачи судебных актов от 21.01.2021, согласно которому, определение об отмене судебного приказа № 2а-3468/2020 получено представителем налоговой службы на руки 21.01.2021.
Также довод инспекции об отсутствии возможности с 2021 год обратиться в суд с настоящим административным иском, по причине проводимой реорганизации налоговой службы на территории Омской области, суд также оценивает критически, поскольку сама по себе не относится к числу уважительных причин пропуска срока и не свидетельствует об отсутствии возможности своевременного обращения с административным иском в суд Доказательств уважительности пропуска процессуального срока суду не представлено.
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств уважительности пропуска процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, суд считает необходимым в удовлетворении ходатайства отказать.
Учитывая дату обращения административного истца в Советский районный суд г. Омска, налоговым органом очевидно утрачена возможность взыскания задолженности по пеням, поскольку срок для обращения в суд с настоящим административным иском пропущен, следовательно, установленный срок их взыскания истек, указанные обстоятельства позволяют суду принять решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░