78RS0002-01-2019-009949-60
Дело № 2а-8762/2019 12 ноября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,
с участием административного истца Шамонова М.А., представителя административного истца Мейстельмана А.Я., представителя заинтересованного лица Ромаевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гордон И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамонова М. А. к Военному комиссару Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании действий, обязании прекратить направление повесток,
УСТАНОВИЛ:
Шамонов М.А. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в вызове Шамонова М.А. для прохождения медицинского освидетельствования 03.07.2019 года в военный комиссариат Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 54; обязать военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга прекратить необоснованное направление повесток Шамонову М.А.
В обоснование заявленных требований указал, что 16.04.2013 года решением призывной комиссии МО «Парнас» Выборгского района Санкт-Петербурга он был признан ограниченно годным к военной службе по призыву на основании подп. «а» ч.1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с присвоением категории «В» (по состоянию здоровья), в связи с чем было принято решение об освобождении от призыва и зачислении в запас. Личное дело было направлено для утверждения решения на рассмотрение призывной комиссии Санкт-Петербурга, где впоследствии было принято решение о необходимости вызова Шамонова М.А. на КМО 05.07.2013 года, однако по вине должностных лиц военного комиссариата Выборгского района Санкт-Петербурга на КМО он не был вызван, в результате оно не было проведено в период весеннего призыва 2013 года. Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 26.02.2019 года признано незаконным бездействие призывной комиссии Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения по результатам решения призывной комиссии МО «Парнас» по протоколу № 5-8/29 от 16.04.2013 года, выразившееся не ненаправлении (необеспечении явки) на КМО 05.07.2013 года в призывную комиссию Санкт-Петербурга; признаны незаконными действия военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в возложении обязанности на Шамонова М.А. явиться в Военный комиссариат Выборгского района 25.04.2018 года для прохождения повторного медицинского освидетельствования и в повторной выдаче направления на анализы; также суд обязал принять решение в отношении решения от 16.04.2013 года. Однако военный комиссар Выборгского района Санкт-Петербурга направил ему повестку серии СПВР № 7819/4700, в которой обязал явиться 03.07.2019 года к 10:00 в военный комиссариат города Санкт-Петербурга по указанному адресу на «прохождение медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним».
Полагая данные действия незаконными, поскольку определением суда вызов на медицинское освидетельствование в апреле 2018 года признан незаконным, а в постановлении не содержится обязания административного истца проходить медицинское освидетельствование в 2019 году относительно решения 2019 года, считая возможным проведение КМО исключительно в рамках той же призывной кампании, в период которой было принято решение, ссылаясь на нарушение его прав на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, Шамонов М.А. обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга и представитель заинтересованного лица Призывной комиссии Санкт-Петербурга в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представили
Представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, принимая во внимание следующее.
Как следует из представленных в материалы дела документов, Шамонов М.А. состоит на учете в отделе ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» по Выборгскому району.
В период весеннего призыва Шамонов М.А. прошел медицинское освидетельствование, в результате которого заключением врача-специалиста 02.04.2013 года на основании п. «б» ст.21 Расписания болезней в связи с наличием диагноза «<данные изъяты>» ему была определена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе.
16.04.2013 года призывной комиссией МО «Парнас» Выборгского района Санкт-Петербурга принято итоговое заключение, определена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе по п. «б» ст.21 Расписания болезней; а также принято решение об освобождении от призыва на военную службу по ст.12-1а ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», зачислении в запас.
По результатам изучения врачами – членами Призывной комиссии Санкт-Петербурга обоснованности принятого в отношении Шамонова М.А. решения, в связи с несогласием с заключением врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование призывника, освобожденного от призыва, принято решение о необходимости направления его на контрольное медицинское освидетельствование.
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 26.02.2019 года (с учетом определения от 04.06.2019 года) отменено решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 01.11.2018 года по административному делу № 2а-5576/2018; признано незаконным бездействие призывной комиссии Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения по результатам решения призывной комиссии МО «Парнас» по протоколу № 5-8/29 от 16.04.2013 года об освобождении Шамонова М.А. от призыва; признано незаконным бездействие Военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившееся в ненаправлении (необеспечении явки) на контрольное медицинское освидетельствование 05.07.2013 года в призывную комиссию Санкт-Петербурга для утверждения решения от 16.04.2013 года; признаны незаконными действия военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в возложении обязанности на Шамонова М.А. явиться в Военный комиссариат Выборгского района 25.04.2018 года для прохождения повторного медицинского освидетельствования и в повторной выдаче направлений на анализы; на призывную комиссию Санкт-Петербурга возложена обязанность принять решение в отношении решения призывной комиссии МО «Парнас» от 16.04.2013 года.
При этом судом апелляционной инстанции указано, что у военного комиссара Выборгского района Санкт-Петербурга не имелось оснований для направления административного истца 25.04.2018 года на еще одно медицинское освидетельствование, не являющееся контрольным; врач-специалист призывной комиссии Санкт-Петербурга выразил несогласие с заключением по результатам медицинского освидетельствования административного истца и выставленным ему диагнозом, указав на необходимость проведения контрольного медицинского освидетельствования, прохождение которого для административного истца до настоящего времени не организовано.
Во исполнение апелляционного определения отделом Военного комиссариата по Выборгскому району Санкт-Петербурга было организовано проведение в отношении Шамонова М.А. контрольного медицинского освидетельствования, для прохождения которого призывник был вызван в период весеннего призыва 2019 года в призывную комиссию Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 54, 03.07.2019 года к 10:00, однако от прохождения контрольного медицинского освидетельствования отказался, что подтверждается отметкой на представленной административным истцом повестке серии СПВР № 7819/4700, а также актом от 03.07.2019 года об отказе проходить контрольное медицинское освидетельствование; данный факт административным истцом и его представителем в ходе рассмотрения дела судом не оспаривался.
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
- организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности;
- осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
- проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
- контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
- рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных п.1 ст.28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
В силу п.1 ст.28 Федерального закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
- о призыве на военную службу;
- о направлении на альтернативную гражданскую службу;
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
- об освобождении от призыва на военную службу;
- о зачислении в запас;
- об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п.51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663», призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря):
а) принимает решение:
- об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид, род войск Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане должны проходить военную службу;
- об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу. До принятия данного решения в отношении граждан старших возрастов (20 лет и старше) члены призывной комиссии заслушивают военного комиссара, представившего личные дела призывников, о причинах, по которым эти граждане не были представлены на сборный пункт для отправки к местам прохождения военной службы;
б) заносит в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации согласно приложению N 38 к настоящей Инструкции вновь принятое в отношении гражданина решение и в конце рабочего дня подписывает его.
Поскольку в соответствии с приведенными нормами отмене подлежат только не реализованные в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу, а в данном случае в отношении Шамонова М.А. было принято решение об освобождении от призыва и зачислении в запас, такое решение не может быть отменено как не реализованное, в связи с чем доводы административного истца в указанной части основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Принимая во внимание возложенную апелляционным определением на призывную комиссию обязанность, учитывая положения п.26 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение N 3 к настоящему Приказу), утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», в силу которой контрольное медицинское освидетельствование призывников, освобожденных от призыва, проводится по плану работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации; при этом именно военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование, суд находит требования административного истца об оспаривании действий военного комиссара, фактически заключающихся в обеспечении явки Шамонова М.А. на контрольное медицинское освидетельствование, в целях исполнения вступившего в законную силу судебного акта, основанными на неверном понимании действующего законодательства и подлежащими отклонению в полном объеме, учитывая также, что оспариваемыми действиями административного ответчика права и свободы административного истца не нарушены, препятствия к осуществлению его прав и свобод не созданы, какая-либо обязанность на него незаконно не возложена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11.12.2019 ░░░░