Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1493/2022 ~ М-1358/2022 от 04.07.2022

Дело № 2а-1493/2022

УИД 27RS0002-01-2022-001981-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 августа 2022 года                         г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Водолажской Т.М., при помощнике судьи ФИО3,

с участием: представителя административного истца ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому району г. Хабаровска ФИО1, ОСП по Кировскому району г. Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, заинтересованное лицо прокурор Советско-Гаванской прокуратуры об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому району г. Хабаровска ФИО1 В обоснование иска указав, что решением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА по гражданскому делу № на КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» возложена обязанность осуществить ремонтные работы автомобильной дороги Советская Гавань - Ванино на участке 19 км - 20 км на пересечении с железнодорожными путями направления Комсомольск - Советская Гавань - Сортировочная - Десна в соответствии с требованиями п. 17 Условий эксплуатации железнодорожных переездов (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от ДАТА №), в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. ДАТА ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району г. Хабаровска возбуждено исполнительное производство. ДАТА в адрес учреждения поступило постановление ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району г. Хабаровска от ДАТА о взыскании исполнительского сбора в размере № руб. Полагают, что вина КГКУ «Хабаровскуправтодор» в нарушении срока для добровольного исполнения исполнительного документа отсутствует, поскольку являются казенным учреждением, предметом и целями которого являются исполнение полномочий исполнительных органов государственной власти Хабаровского края по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Хабаровского края, главным распорядителем средств краевого бюджета является Министерство транспорта и дорожного строительства Хабаровского края. Для производства работ по проектированию, по содержанию и ремонту автомобильных дорог учреждением привлекаются подрядные организации в порядке, установленном Федеральным законом от ДАТА № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно пункту 1.8 Устава КГКУ «Хабаровскуправтодор» заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. До настоящего времени лимиты бюджетных обязательств не доведены. Административный истец просит освободить КГКУ «Хабаровскуправтодор» от взыскания исполнительского сбора, назначенного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району г. Хабаровска от ДАТА по исполнительному производству №-ИП.

Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, ОСП по Кировскому району г. Хабаровска; в качестве заинтересованного лица прокурор Советско-Гаванской прокуратуры.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, исковые требования по изложенным основаниям в иске поддержал и просил их удовлетворить.

Административные ответчики ФИО1, ОСП по Кировскому району г. Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, заинтересованное лицо прокурор Советско-Гаванской прокуратуры извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, причины неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

Административным ответчиком судебным приставом-исполнителем ФИО5 предоставлен письменный отзыв, из которого следует, что в ОСП по Кировскому району г. Хабаровска возбуждено исполнительное производство №-ИП, копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена сторонам. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный законом срок требования не исполнены, в связи, с чем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере № рублей. Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями. Просил заявление КГКУ «Хабаровскуправтодор» об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить на усмотрение суда.

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту-КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, судом установлено следующее.

Судебным приставом – исполнителем на основании предъявленного исполнительного документа – исполнительного листа ФС №, выданного Кировским районным судом г. Хабаровска ДАТА по гражданскому делу по исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, возбуждено исполнительное производство №-ИП.

В соответствии с п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в течение 5 дней.

Постановление направлено в адрес административного истца, что подтверждается реестром электронной отправки ДАТА, получено ДАТА.

Согласно п. 3 указанного Постановления, должник предупреждается, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставлении доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации 50000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

В соответствии со ст. 121 Федерального закона от ДАТА № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с положениями ст.187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от ДАТА № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДАТА N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА №-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.

Как установлено судом, ДАТА Кировский районный суд г. Хабаровска по гражданскому делу № постановленным решением возложены обязанности на КГКУ «Хабаровскуправтодор» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на автомобильной дороге «г. Советская Гавань – р.п. Ванино», провести ремонтные работы на участке: км 0 + 000 м – км 4 + 350м автомобильной дороги «Подъезд к рп. Заветы Ильича», Советско-Гаванского муниципального района: участок дороги км 2 + 000 м - км 3+000 м по направлению в п. Меньшикова нанести дорожную разметку 1.1, 1.7, 1.5, 1.6, 1.14.1, устранить разрушение дорожного полотна, восстановить асфальтобетонное покрытие; участок дороги км 3 + 000 м - км 4 + 350 м по направлению в п. Меньшикова нанести дорожную разметку 1.1, 1.7, 1.5, 1.6, 1.14.1; на участке: км 0 + 500 м - км 1 + 000 м автомобильной дороги «Подъезд к рп Бяудэ», Советско-Гаванского муниципального района: участок дороги км 3 + 000 м - км 4 + 350 м по направлению в п.Бяудэ нанести дорожную разметку 1.2, 1.12, 1.5, 1.6, 1.7, 1.21.

ДАТА судебный пристав – исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до ДАТА. Постановление направлено в адрес должника заказной корреспонденцией.

В адрес административного истца направлено требование от ДАТА о предоставлении информации об исполнении решения суда в срок до ДАТА.

В силу положений ст.30, 64 Ф Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в ходе принудительного исполнения действует в соответствии с требованиями исполнительного документа.

Кроме того, в силу ст. 13 Закона об исполнительном производстве судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии с ч.1 ст.30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.

В силу ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 2.1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.

В соответствии с требованиями ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДАТА N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.

Проанализировав в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия со стороны административного истца, поскольку КГКУ «Хабаровскуправтодор» является казенным учреждением, предметом и целями которого являются исполнение полномочий исполнительных органов государственной власти Хабаровского края по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Хабаровского края в пределах, установленных Уставом, а также выполнение функций государственного заказчика по объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания, автомобильных дорог.

Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах своих полномочий формирование и реализацию на территории края государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, согласно пункту 1.1 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от ДАТА №-пр.

Со стороны административного истца приняты все меры направленные на исполнение судебного акта. Иного источника дохода позволяющего в установленные судебным приставом - исполнителем сроки и в не нарушение действующего законодательства исполнить судебный акт у административного истца не имеется.

Оценивая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, а также разъяснения вышестоящих судов, суд полагает возможным освободить КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░:                                      ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1493/2022 ~ М-1358/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Краевое государственное казённое учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог"
Ответчики
Ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Кировскому арйону г. хабаровска Тюфутин А.А.
УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО
ОСП по Кировскому району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО
Другие
Советско-Гаванский городской прокурор
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровска
Судья
Водолажская Татьяна Михайловна
Дело на сайте суда
kirovsky--hbr.sudrf.ru
04.07.2022Регистрация административного искового заявления
04.07.2022Передача материалов судье
06.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2022Подготовка дела (собеседование)
19.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2022Судебное заседание
15.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2022Дело оформлено
21.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее