Дело №2а-447/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 года г. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Петровой Т.В., при секретаре судебного заседания Меркуловой А.Н., с участием помощника прокурора Голубевой Е.В., представителей административных ответчиков администрации МО Гусь-Хрустальный район Симоновой Т.А., администрации МО п.Иванищи Гусь-Хрустального района Лисенковой Н.В., представителя заинтересованного лица Седова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район, администрации муниципального образования п.Иванищи Гусь-Хрустального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район и администрации муниципального образования МО п.Иванищи Гусь-Хрустального района, в котором просит признать бездействие администрации муниципального образования МО п.Иванищи и администрации Гусь-Хрустальный район по не обеспечению безопасности дорожного движения на <адрес> незаконным; обязать администрацию муниципального образования п.Иванищи и администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район провести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, а именно привести автомобильные дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденными постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста должностного лица - инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Гусь-Хрустальный» установлено, что дороги по <адрес> не соответствует требованиям к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности дорожного движения является обязанностью органа местного самоуправления. Бездействие администрации МО п.Иванищи и администрации МО Гусь-Хрустальный район, выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение в нормативное состояние дорог по <адрес>, способствует созданию аварийной обстановки на указанных дорогах и может повлечь нарушение конституционных и иных прав граждан – участников дорожного движения на охрану здоровья и имущества.
В связи с чем просили признать незаконным бездействие администрации муниципального образования п.Иванищи и администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район по не обеспечению безопасности дорожного движения на вышеуказанных участках автомобильных дорог, и возложить на ответчика обязанность привести вышеуказанные участки автомобильных дорог, в соответствие с требованиями законодательства.
Прокурор Голубева Е.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации МО Гусь-Хрустальный район Симонова Т.А. с предъявленными административными требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что администрация МО Гусь-Хрустальный район является ненадлежащим ответчиком, так как 06.12.2016 между администрацией района и администрацией пос. Иванищи на основании решения Совета народных депутатов района от 22.11.2016 № 135 «О передаче осуществления части полномочий администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район администрациям муниципальных образований (поселений) района на 2017 год» было заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно отчету о выполнении работ по содержанию и ремонту дорог по муниципальному образованию п. Иванищи администрацией района за 2017 год было перечислено более 1341847,84 руб. межбюджетных трансфертов на содержание и ремонт дорог муниципального образования п. Иванищи в рамках заключенного соглашения. На указанные средства были отремонтированы ряд дорог в <адрес>, в том числе и <адрес> год также переданы указанные выше полномочия с перечислением межбюджетных трансфертов поселениям района, в том числе и п. Иванищи (решение Совета народных депутатов района от 24.11.2017 № 252 с соглашением № 6 от 24 ноября 2017 года). Считает, что администрация района не бездействует по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах пос. Иванищи и их ремонта. Кроме того указала, что требования прокурора в части не установления срока привидения автомобильных дорог по <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТа является некорректным, так как для осуществления указанных действий, необходимо изготовить проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную экспертизу, кроме того органы местного самоуправления обязаны закупать работы в соответствии с требованиями федерального законодательства о торгах, что требует значительных временных затрат, порядка нескольких месяцев. Просила в иске отказать.
Представитель административного ответчика – администрации МО пос. Иванищи Гусь-Хрустального района Лисенкова Н.В. с предъявленными административными требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что между администрацией МО Гусь-Хрустальный район и администрацией Мо пос. Иванищи заключено соглашение, согласно которому администрация МО пос. Иванищи осуществляет полномочия от администрации МО Гусь-Хрустальный в части дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования местного значения в границах МО пос. Иванищи Гусь-Хрустального района. В поселке имеется 22 улиц-дорог, содержание и ремонт, которых необходим, что осуществляется администрацией МО пос. Иванищи. При этом ремонт дорожного покрытия по <адрес> в <адрес> осуществлялся в 2017 году, ранее ремонт осуществлялся по мере образования локальных повреждений дорожного покрытия, но также требуют ремонта дорожного покрытия иные дороги с важной социальной значимостью МО пос. Иванищи Гусь-Хрустального района, имеющих неудовлетворительное техническое состояние, где ремонт в полном объеме не осуществляется. Советом народных депутатов МО пос. иванищи Гусь-Хрустального района определен порядок ремонта дорог на 2018 год в МО пос. иванищи <адрес>. В 2018 году подлежат ремонту <адрес>. Полагает, что администрация МО пос. Иванищи Гусь-Хрустального района не бездействует по вопросу проведения ремонтных работ автомобильных дорог местного значения, а выполняет обязанности по содержанию и ремонту дорожного покрытия дорог местного значения в рамках своих имеющихся полномочий, планируя рационально использовать денежные средства выделенные на содержание и ремонт дорожного покрытия дорог в МО пос. Иванищи Гусь-Хрустального района.
Представитель заинтересованного лица – ОГИБДД МО МВД России «Гусь-Хрустальный» - Седов А.С. поддержал заявленные прокурором административные исковые требования, по изложенным в иске основаниям. Просил требования прокурора удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) задачами настоящего Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Согласно ст. 12 ФЗ №196 состояние дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.Обязанностьпо обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документамвозлагаетсяна орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 12 Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 4 ст. 6 Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании ч.ч.3,4 ст.14, п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ)к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - Закон № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 3 ст. 15, ст.34 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях.
Из вышеуказанных положений закона следует, что обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на орган местного самоуправления.
Как следует из ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно п. 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными, поскольку направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.
Разделом 3 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной, Правилами дорожного движения, скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).
В судебном заседании установлено следующее. 17.11.2017 Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой совместно со специалистом - инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Гусь-Хрустальный» Осиповым П.Д. установлено, что на участке автомобильной дороги в <адрес> от <адрес> до <адрес>, а также по <адрес> от <адрес> до <адрес> имеются многочисленные повреждения дорожного покрытия в виде просадок, углублений различной формы с резко выраженными краями (выбоины), размеры которых превышают по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см, о чем составлен соответствующий акт (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам выявленных нарушений главе МО п.Иванищи внесено представление, однако указанные нарушения фактически не устранены.
Между администрацией МО п.Иванищи и администрацией МО Гусь-Хрустальный район 24.11.2017 заключено соглашение №6, согласно которому администрация МО п.Иванищи приняла на себя осуществление полномочий от администрации МО Гусь-Хрустальный район в части дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования местного значения в границах МО п.Иванищи и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ с 01.01.2018 до 31.12.2018.
Таким образом, непринятие администрацией муниципального образования п.Иванищи и администрацией муниципального образования Гусь-Хрустальный район своевременных мер по надлежащему содержанию дорог негативно влияет на безопасность дорожного движения и может стать причинойсовершениядорожно-транспортных происшествий, соответственно нарушает предусмотренное ч.1 ст.24 ФЗ №196 право граждан на безопасные условия движения.
Выявленные нарушения – многочисленные повреждения дорожного покрытия (просадки, углубления различной формы с резко выраженными краями (выбоинами) свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации муниципального образования п.Иванищи и администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район требований федерального законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения и отсутствии должного контроля со стороны глав администраций за подчиненными сотрудниками.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования п.Иванищи и администрация муниципального образования Гусь-Хрустальный район ненадлежащим образом выполняют требования законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильной дороги местного значения, что создает угрозу нарушения прав граждан на здоровье и личную безопасность, а также на безопасность дорожного движения.
Суд считает, что бездействие администрации муниципального образования п.Иванищи и администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район, выразившееся в не обеспечении участка автомобильных дорог по <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> надлежащего дорожного покрытия, соответствующим требованиям законодательства, для передвижения населения, способствует созданию аварийной обстановки на дороге и может повлечь нарушение конституционных прав граждан - участников дорожного движения - на охрану здоровья.
В связи с изложенным требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования п.Иванищи и администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район по не обеспечению безопасности дорожного движения на <адрес>; обязании администрации муниципального образования п.Иванищи и администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район привести участок автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> в соответствие с требованиями законодательства, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем в судебном заседании представитель административного ответчика просила увеличить срок по приведению данных участков автомобильных дорог, в соответствие с требованиями законодательства, мотивируя это временными затратами на изготовление проектно-сметной документации, выполнения органами местного самоуправления федерального законодательства о торгах.
В данном случае суд не может согласиться с позицией Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в части не установления срока для исполнения решения суда, поскольку для его фактического исполнения необходимо заложить в бюджет муниципального образования денежные средства, а также провести аукцион для выбора подрядной организации, в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд полагает разумным установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, что не приведет к существенному нарушению интересов неопределенного круга лиц.
При этом следует отметить, что указание представителей ответчиков на невозможность исполнения решения в виду недостаточности денежных средств не может быть принято во внимание судом, поскольку отсутствие денежных средств, необходимых для приведения участка автомобильной дороги, в соответствие с требованиями законодательства, не может являться основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на них обязанностей, так как действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения с их финансовыми возможностями. Отсутствие денежных средств на финансирование указанных мероприятий не может служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.
В связи с изложенным, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3.1.2 ░░░░░ ░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 11.10.1993 № 221.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2018 ░░░░.