Решение от 20.02.2024 по делу № 8Г-29339/2023 [88-2820/2024 - (88-29075/2023)] от 20.12.2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                 № 88-2820/2024 (88-29075/2023)

                                                                                               № 2-2053/2023

                                О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                20 февраля 2024 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе:

председательствующего Чуньковой Т.Ю.,

судей: Даниловой О.Н., Шульц Н.В.,

при участии прокурора Козлицкой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 42RS0005-01-2023-002236-45 по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть № 42 Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к выполнению действий,

по кассационному представлению прокурора Кемеровской области – Кузбасса Блошкина А.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 сентября 2023 г.,

заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю., выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

                                          установила:

Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть № 42 Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о понуждении к выполнению действий

Требования мотивированы тем, что проверкой установлены нарушения закона, касающиеся оснащения ФКУЗ МСЧ - 42 ФСИН России, в которой отсутствует оборудование, необходимое для качественного оказаниям медицинской помощи осужденным, в частности, в помещении филиала «Медицинская часть № 9» в нарушение требований приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 №923н, приложения № 3 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.07.2020 №786н, приложения № 6 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» отсутствует следующее медицинское оборудование: лупа ручная, глюкометр, аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппарат для определения глубины корневого канала (апекслокатор), стерилизатор паровой настольный для наконечников, диктофон, персональный компьютер с программным обеспечением и принтером.

Истец просит обязать ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России в срок до 30 октября 2023 г. организовать проведение мероприятий по оснащению филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России по адресу: г. Кемерово, ул. Баха, 3А указанным медицинским оборудованием; обязать ФСИН России в срок до 30 сентября 2023 г. организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России для организации проведения мероприятий по оснащению филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России по адресу: <адрес> указанным медицинским оборудованием.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 19 июня 2023 г. исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России, ФСИН России о понуждении к выполнению действий удовлетворены.

На ФСИН России возложена обязанность в срок до 30 сентября 2023 г. организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России для организации проведения мероприятий по оснащению филиала «Медицинская часть №9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России по адресу: <адрес> медицинским оборудованием: лупой ручной, глюкометром, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометром), аппаратом для определения глубины корневого канала (апекслокатором), стерилизатором паровым настольным для наконечников, диктофоном, персональным компьютером с программным обеспечением и принтером.

На ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России возложена обязанность в срок до 30 октября 2023 г. организовать проведение мероприятий по оснащению филиала «Медицинская часть №9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России по адресу: <адрес> медицинским оборудованием: лупой ручной, глюкометром, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометром), аппаратом для определения глубины корневого канала (апекслокатором), стерилизатором паровым настольным для наконечников, диктофоном, персональным компьютером с программным обеспечением и принтером.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 сентября 2023 г. решение Заводского районного суда г. Кемерово от 19 июня 2023 г. отменено, по делу принято новое решение.

В удовлетворении исковых требований Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУЗ МСЧ - 42 ФСИН России, ФСИН России о понуждении к совершению действий отказано.

В кассационном представлении прокурор Кемеровской области – Кузбасса Блошкин А.Г. просит отменить апелляционное определение, решение суда оставить без изменения, указывая, что вывод суда апелляционной инстанции, что мероприятия по оборудованию филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России медицинским оборудованием могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения соответствующих положений в Федеральную целевую программу, которая не утверждена постановлением Правительства Российской Федерации, а отсутствие финансирования на указанные цели является обстоятельством, не зависящим от учреждения, которое не вправе самостоятельно решить данный вопрос, основан на неправильном применении норм материального права, поскольку устранение нарушений закона ставится в зависимость от действий по финансированию мероприятий по устранению нарушений. В силу положений пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 242.3, пункта 9 статьи 242.4, пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснений пункта 20 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению (ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России) и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств (ФСИН России), осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении учреждения.

Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции выслушаны пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С., поддержавшей доводы жалобы. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их представители в судебное заседание Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом не допущено.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).

В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 г. N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностные лица устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Из материалов дела следует, что 24 марта 2023 года Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУЗ «МСЧ № 42» ФСИН России внесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в части оснащения филиала «Медицинская часть №9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России по адресу: <адрес> медицинским оборудованием.

ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России в письме от 20 апреля 2023 года сообщило о результатах рассмотрения представления, указав, что с целью устранения нарушений закона приняты следующие меры. В соответствии с товарной накладной от 17 апреля 2023 года в филиал «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России выделено 3 измерителя артериального давления; подготовлен и размещен в единой информационной системе аукцион (дата проведения – 5 мая 2023 года) на закупку глюкометра, после проведения которых аппарат будет выдан филиалу. Также для обеспечения недостающим медицинским оборудованием в соответствии со стандартами оснащения в УОМСО ФСИН России направлены письма о потребности в оснащении филиалов. В случае доведения лимитов бюджетных обязательств вышеуказанное оборудование будет закуплено.

Из пункта 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, следует, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Согласно пункту 3 названного Положения одной из основных задач ФСИН России является управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (подпункт 8).

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения).

Согласно пункту 7 названного Положения ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет:

- обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

- материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

- полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац тридцать шестой статьи 6) понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац 38 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

На основании положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В установленной в настоящем деле сфере деятельности именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

С учетом приведенных норм закона суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что возложение на ФСИН России обязанности по организации материально-технического и финансового обеспечения ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России по организации проведения мероприятий по оснащению филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России медицинским оборудованием является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Суд обоснованно отметил, что мероприятия по оснащению филиала «Медицинская часть № 9» ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России медицинским оборудованием могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения соответствующих позиций в федеральную целевую программу, которая, как установлено судом на момент рассмотрения дела судом не утверждена постановлением Правительства Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационного представления не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

                                                       определила:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. — ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-29339/2023 [88-2820/2024 - (88-29075/2023)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Чунькова Т.Ю.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
20.02.2024Судебное заседание
20.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее