УИД 28RS0024-01-2023-000221-98
Дело № 2а-162/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2023 года город Шимановск
(решение в окончательной форме принято 15 мая 2023 года)
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скрастиной И.С.,
при секретаре Зайнетдиновой И.Г.,
с участием помощника прокурора Шимановского района Коломыциной Т.А., представителя административного ответчика администрации Шимановского муниципального округа Гришечко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шимановского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шимановского муниципального округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шимановского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Шимановского муниципального округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении водоподготовки на котельных по адресам: Мухино, <адрес>; <адрес>Б; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года №115, на котельных по адресам: <адрес> <адрес>; <адрес>Б; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, мотивируя свои требования следующим.
<адрес> в ходе мониторинга исполнения законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ, при прохождении отопительного периода 2022-2023 годы, установлено, что в собственности администрации Шимановского муниципального округа находится котельные, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес>; <адрес>Б; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Указанные котельные обеспечивают услугами по теплоснабжению социальные объекты, жилые дома. Эксплуатацию котельной с целью производства, передачи и распределения тепловой энергии, их содержание осуществляет ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что указанные котельные не оборудованы установками водоподготовки, что подтверждается информацией администрации Шимановского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Проведение ресурсоснабжающей организацией ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» работ по оборудованию установками водоподготовки котельных не предусмотрено договором аренды имущества. Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку Шимановского округа к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления населению коммунальных услуг. Необеспеченность котельных установками водоподготовки может являться одной из причин неполучения паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024 годы. Ненадлежащее исполнение администрацией Шимановского округа полномочий в сфере теплоснабжения создает опасность возникновения технологических сбоев на объектах теплоснабжения, что может повлечь наступление неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также муниципальному имуществу, создаст социальную напряженность. На основании изложенного и в соответствии со статьей 39 КАСРФ, прокурор Шимановского района обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Уточнив исковые требования, прокурор Шимановского района просит признать незаконным бездействие администрации Шимановского муниципального округа, выразившееся в не проведении водоподготовки на котельных по адресам: <адрес>; <адрес>Б; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; возложить на администрацию Шимановского муниципального округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоподготовку в соответствии с требованиями раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, на котельных по адресам: <адрес>; <адрес>Б; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Коломыцина Т.А. на заявленных требованиях с учетом их уточнений настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Шимановского муниципального округа Гришечко О.А. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому к вопросам местного значения муниципального округа относятся: организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Бюджет Шимановского округа на 2023 года и планируемый период 2024-2025 годы утвержден с дефицитом, является высокодотационном, более 70% доходов это целевые субсидии и субвенции из областного бюджета. Бюджету муниципального образования Шимановский округ на софинансирование мероприятий, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры, на 2023 год и плановый период 2024 год и 2025 год выделены не в полном объеме денежные средства и только на мероприятие по замене дымовой трубы в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направила в Министерство ЖКХ Амурской области информацию о потребности средств из областного бюджета местному бюджету на мероприятие по водохимподготовки на котельных на 2023 год для внесения данного мероприятия в подпрограмму «Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения» государственной программы Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №452. Также в Министерство ЖКХ Амурской области неоднократно направлялись письма о потребности в средствах из областного бюджета местному бюджету на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Таким образом, администрация Шимановского округа не бездействует, информация о необходимости выделения денежных средств из областного бюджета местному бюджету на мероприятие по водохимподготовки на котельных на 2023 год направлялась и направляется в министерство ЖКХ Амурской области для внесения данного мероприятия в соответствующую программу. Кроме того, прокурором не указано конкретно какие обязанности возлагаются на администрацию Шимановского округа, что не соответствует пункту 5 части 2 статьи 125 КАС РФ - административный иск должен содержать четко и конкретно сформулированное требование. Также указала, что поскольку прокурором Шимановского района в адрес администрации Шимановского муниципального округа не направлялось представление об устранении нарушений федерального законодательства по факту указанному в исковом заявлении, постольку в соответствии с частью 3 статьи 4 КАС РФ и пунктом 1 части 1 статьи 29 КАС РФ административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Представитель заинтересованного лица ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания, не заявлял, о причинах неявки не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Дальневосточного управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя Дальневосточного управления Ростехнадзора. Из письменного отзыва на административное исковое заявление следует, что в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №401, Управление является органом федерального государственного энергетического надзора. Управление является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и осуществляет деятельность в соответствии с Положением о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №. Бездействие администрации Шимановского муниципального округа, выразившееся в отсутствии организации водоподготовки в котельных водно-химического режима и иных необходимых мероприятий может привести к угрозе срыва предстоящего отопительного сезона 2023-2024 года, что приведет к ненадлежащей работе опасных производственных объектов на котельных и как следствие угрозе жизни и здоровья населения г. Шимановска. В связи с чем полагает необходимым обязать администрацию Шимановского муниципального округа провести мероприятия по водоподготовке необходимых для равномерной нагрузки при прохождении отопительного периода в 2023-2024 годах и снижению риска возникновения аварий, инцидентов при эксплуатации технических средств на котельных.
В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу главы 22 КАС РФ суды рассматривают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно пункту 1 части 1, части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», статьи 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года №413-ОЗ «О закреплении отельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений Амурской области по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 17 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Согласно статье 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу пунктов 1, 5 части 1 статьи 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 209, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами котельные, расположенные по адресам: Мухино, <адрес>; <адрес>Б; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, принадлежит на праве собственности администрации Шимановского муниципального округа и обеспечивают теплоснабжение жилого фонда и социальных объектов, расположенных на территории округа.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом администрации Шимановского района по управлению муниципальным имуществом района и ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» заключен договор аренды муниципального имущества для предоставления услуги теплоснабжения №, согласно которому последнему переданы объекты теплоснабжения, в том числе котельные, расположенные по адресам: Мухино, <адрес>; <адрес>Б; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, и котельное оборудование.
Согласно пункту 8.4.4 указанного договора аренды, арендатор обязуется поддерживать и содержать (текущий ремонт и техническое обслуживание) арендованное имущество в исправном состоянии за свой счет.
Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103, определены требования по готовности к отопительному периоду, согласно которым подлежат проверке, помимо прочего, соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; и т.д.
Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила), в соответствии с которыми ответственность за выполнение Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.7 Правил).
В силу пункта 12.1 Правил с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла, предусмотрена необходимость организации водно-химического режима, недопущение образования накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления.
Согласно пункту 12.8 Правил, наладить работу водоподготовки следует до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию.
Котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки (пункт 12.6 Правил).
Прокуратурой Шимановского района в ходе мониторинга исполнения законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ, при прохождении отопительного периода 2022-2023 годы, установлено, что на котельных, расположенных по адресам: Мухино, <адрес>; <адрес>Б; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, отсутствуют установки водоподготовки на данных котельных.
Факт отсутствия установок водоподготовки на указанных котельных гарантирующих обеспечение работы используемого котельного оборудования, администрацией Шимановского муниципального округа не оспаривалось. При том, что действующее законодательство не допускает эксплуатацию котельного оборудования в отсутствии установок водоподготовки.
Согласно материалам дела, администрация Шимановского муниципального округа с января 2023 года неоднократно предоставляла в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области информацию о потребности администрации округа в средствах областного бюджета на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Шимановского округа, в том числе на проведение водоподготовки на 11 котельных.
При этом доводы административного ответчика о недостаточности бюджетных средств для устранения выявленных нарушений не принимаются во внимание, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не освобождает от исполнения установленных законом обязанностей.
Также суд не принимает во внимание доводы представителя административного ответчика о несоблюдении прокурором досудебного порядка урегулирования спора, поскольку для данной категории административного дела он законом не установлен.
Суд, учитывая изложенные обстоятельства, находит обоснованными доводы прокурора о том, что администрацией Шимановского муниципального округа не выполнены требования действующего законодательства в части организации водоподготовки на муниципальных котельных, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, и приходит к выводу, что возложение на администрацию Шимановского муниципального округа обязанности по устранению выявленных нарушений соответствует требованиям действующего законодательства в области теплоснабжения. В связи с чем, с целью исключений неблагоприятных последствий, суд признает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 части 6 статьи 180, статьи 187, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ следует, что в резолютивной части решения в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения допущенных нарушений суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений и на предельные сроки устранения таких нарушений с учетом характера соответствующих требований.
По смыслу части 9 статьи 227 КАС РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае, учитывая правовой статус административного ответчика, а также принимая во внимание, что для выполнения работ по оборудованию котельных системой водоподготовки требуется осуществить дополнительные действия, а также требуется полная остановка котельных, которая может быть осуществлена только в межотопительный период, суд полагает необходимым установить срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ, указанный прокурором.
Прокурор в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с административного ответчика.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>; <░░░░░>░; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>; <░░░░░>░; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: