Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 апреля 2024 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре ТОВ,
с участием истца ЖММ,
представителя третьего лица ГОВ,
помощника прокурора КВО,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЖММ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю о компенсации морального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 23.12.2023 года дознавателем ОД ОМВД России по Шилкинскому району в отношении него было возбуждено уголовное дело №12201760019000648, по которому 19.01.2023 года ему было предъявлено обвинение по ч.2 ст.116.1 УК РФ, п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ. В отношении него следователем была формально избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, хотя фактически с 12.01.2023 года по 26.09.2023 года пока длилось судебное разбирательство по данному уголовному делу, он находился под стражей в ФКУ СИЗО-1 г.Читы по избранной в отношении него мере пресечения по другому уголовному делу, по которому судом вынесен обвинительный приговор. Под стражей он содержался 8 месяцев 14 дней. Просит взыскать с ответчика в его пользу причиненный ему моральный вред, связанный с уголовным преследованием по п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ в размере 3 000 000 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что в результате незаконного уголовного преследования он незаконно содержался под стражей в СИЗО-1 г.Читы на протяжении 8 месяцев 14 дней, испытывал головные боли ввиду обострившегося заболевания, связанном с органическим расстройством личности. Он перестал верить в правосудие, утратил доверие к правоохранительным органам. В период содержания под стражей он был лишен права на труд, утратил заработок. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица ОМВД России по Шилкинскому району ГОВ, действующая на основании доверенности, требования не поддержала, указав, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда завышен.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, согласно которым, считал доводы истца необоснованными, размер морального вреда чрезмерным, многократно завышенным. Считал, что заявленная сумма подлежит снижению до разумных пределов – не более 3 000 рублей.
Представитель третьего лица УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, согласно которому, полагал, что размер компенсации морального вреда, определенный истцом, не соответствует принципу разумности и справедливости и подлежит уменьшению.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего требования законными и обоснованными, размер компенсации морального вреда с учетом обстоятельств дела, личности истца, возможным удовлетворению в размере 15 000 рублей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 23.12.2022 года дознавателем ОД ОМВД России по Шилкинскому району СДА возбуждено уголовное дело №12201760019000648 по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст.115, ч.2 ст.116.1 УК РФ в отношении ЖММ.
27.09.2022 года руководителем Шилкинского МСЛ СУ СК России по Забайкальскому краю КИВ было возбуждено уголовное дело №12202760020000051 по ч.1 ст.105 УК РФ в отношении ЖММ.
12.01.2023 года по уголовное делу №12201760019000648 ЖММ был допрошен в качестве подозреваемого.
12.01.2023 года в отношении ЖММ была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
12.01.2023 года ЖММ был ознакомлен с постановлением о назначении медицинской судебной экспертизы, с заключением эксперта.
19.01.2023 года ЖММ был уведомлен об окончании следственных действий, ему разъяснен условия выбора порядка судопроизводства, ознакомлен с материалами дела.
Согласно характеризующему материалу, содержащемуся в материалах уголовного дела, ЖММ ранее судим, с 2020 года состоит на учете у врача-психиатра с диагнозом: органическое расстройство, в связи со смешанным заболеванием, синдром зависимости от алкоголя.
Из справки ГКУ КЦЗН Забайкальского края от 29.12.2022 года следует, что ЖММ на учете в качестве ищущего работу, безработного не состоял.
Из справки-характеристики участкового следует, что ЖММ отрицательно характеризуется. Официально не трудоустроен и трудоустроиться не пытается.
23.01.2023 года прокурором был утвержден обвинительный акт.
17.02.2023 года Шилкинским районным судом Забайкальского края было назначено судебное заседание по делу на 02.03.2023 года, 26.09.2023 года в отношении ЖММ вынесен приговор, согласно которому ЖММ признан невиновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ, в связи с отсутствием в деянии подсудимого состава преступления по основанию, предусмотренному пп.3 ч.2 ст.302 УПК РФ, признано право на реабилитацию.
Приговор вступил в законную силу 27.11.2023 года на основании апелляционного определения Забайкальского краевого суда.
Таким образом, ЖММ незаконно подвергался уголовному преследованию в период с 23.12.2022 года по 27.11.2023 года, то есть, на протяжении 11 месяцев 4 дней.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Право на реабилитацию, закрепленное в статье 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
По смыслу статей 133 - 139, 397, 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на компенсацию имущественного вреда, морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований: вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого и обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл.59 и статьей 151 настоящего Кодекса.
По правилам статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Незаконное уголовное преследование нарушило права истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, истцу причинен моральный вред, который подлежит возмещению на основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства привлечения истца к уголовной ответственности, длительность незаконного уголовного преследования, количество следственных действий, проведенных с участием ЖММ, отнесение преступления, в котором он обвинялся, к категории преступления небольшой тяжести, избранная в отношении него меры пресечения, данные о его личности, состояние здоровья, степень нравственных страданий, причиненных ему незаконным уголовным преследованием, когда ему приходилось доказывать свою невиновность, испытывать чувство несправедливости.
Содержание истца под стражей на протяжении 8 месяцев 14 дней в качестве меры пресечения по другому уголовному делу, по которому в отношении ЖММ вынесен обвинительный приговор, не является основанием для компенсации морального вреда в порядке реабилитации по настоящему делу, и не влияет на ее размер. Поскольку по уголовному делу по обвинению ЖММ в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ ему была избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Довод истца о том, что в результате незаконного уголовного преследования он не имел возможности трудиться и иметь заработок, голословен и никакими доказательствами не подтвержден. Напротив, в имеющейся характеристике с отдела полиции указано, что Ж официально не трудоустроен и не пытается этого сделать.
Исходя из всего вышеизложенного, суд находит заявленный размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 000 рублей не соразмерным степени и характеру нарушенных прав истца и полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей. Суд полагает, что указанная денежная компенсация является разумной и достаточной, отвечающей фактическим обстоятельствам дела, степени понесенных истцом физических и нравственных страданий.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 7710168360) ░ ░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░ №, ░░░░░ 11.09.2019 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 750-036) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 30 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.