Мотивированное решение составлено 15 января 2020 года Дело № 2а-1469/2019
УИД 76RS0021-01-2019-001705-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года |
г. Тутаев Ярославской области |
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бодрова Д. М.,
при секретаре Караваевой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирновой Г.С. к Межмуниципальному отделу по Тутаевскому и Большесельскому районам Управления Росреестра по Ярославской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязании осуществить государственную регистрацию права,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межмуниципальному отделу по Тутаевскому и Большесельскому районам Управления Росреестра по Ярославской области (далее Управление Росреестра) о признании незаконным уведомления о приоставнолении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязании осуществить государственную регистрацию права.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обратилась в Управление Росреестра для регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет жилого дома, расположенного на данном земельном участке. Согласно уведомлению Управления Росреестра от 06.08.2019 г. осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости по адресу: <адрес> приостановлено, в связи с отсутствием уведомления о соответствии построенного или реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства, которое необходимо подать в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ. Полагает, что отказом в регистрации права собственности на спорный жилой дом нарушены ее права собственника, уведомление о приостановлении принято незаконно и неправомерно. Просит признать уведомление о приостановлении государственной регистрации от 06.08.2019 г. № незаконным, обязать административного ответчика зарегистрировать право собственности на индивидуальный жилой дом в соответствии со ст. 40 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Административный истец Смирнова Г.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что является единственной наследницей после смерти матери, никаких правоустанавливающих документов на дом нет. Решение об отказе в постановке жилого дома на кадастровый учет от 07.11.2019г., она не получала.
Представитель административного ответчика Межмуниципального отдела по Тутаевскому и Большесельскому районам Управления Росреестра по Ярославской области, а также заинтересованного лица – Управления Росреестра по Ярославской области по доверенности Шилов К.В., в судебном заседании требования административного истца не признал, пояснил, что 30.07.2019г. Смирнова Г.С. обратилась в МФЦ с заявлением о постановке жилого дома на кадастровый учет, был представлен только технический план здания. Регистрация была приостановлена, так как не были представлены правоустанавливающие документы на жилой дом, а также не представлены сведения о соответствии его градостроительным нормам. 07.11.2019г. было принято решение об отказе в постановке жилого дома на кадастровый учет. Полагал, что обжаловаться должно решение об отказе в регистрации, поскольку решение о приостановлении уже прекратило свое действие, основания вынесения решения об отказе в постановке дома на кадастровый учет те же, что и в решении о приостановлении. С заявлением о проведении государственной регистрации права, Смирнова Г.С. не обращалась, соответствующую госпошлину не уплачивала.
Представители заинтересованных лиц Управления архитектуры и градостроительства администрации Тутаевского муниципального района, администрации Тутаевского муниципального района, будучи надлежаще извещенными о слушании дела, в судебное заседание не явились.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из анализа приведенных норм следует, что для принятия судом решения о признании решений незаконными необходимо наличие двух условий - несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 3, п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав); государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе, о земельных участках, зданиях, сооружениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Как следует из материалов дела, Смирнова Г.С. 30.07.2019 г. обратилась в Тутаевский филиал ГАУ ЯО «МФЦ» с заявлением о постановке на кадастровый учет жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
06.08.2019 года Управлением принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета на основании п.п. 5 и 59 ч.1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ, а 07.11.2019 г. решение об отказе в государственном кадастровом учете на основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ.
Отказ в осуществлении кадастрового учета является продолжением единой процедуры осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и рассматривается именно исходя из оснований, послуживших в итоге причиной отказа, то есть оснований, которые ранее являлись основаниями для приостановления кадастрового учета объекта недвижимости.
Как усматривается из текста административного искового заявления, требования административного истца сводятся непосредственно к обжалованию отказа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости.
При этом при разрешении вопроса о законности отказа в государственном кадастровом учете суд оценивает действия регистрирующего органа по приостановлению осуществления кадастрового учета.
Согласно п. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Вместе с тем, в силу п. 4 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В нарушение указанной нормы закона заявителем Смирновой Г.С. в регистрирующий орган соответствующее уведомление органа местного самоуправления не представлено.
В соответствии с п. 5, п. 59 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство.
Для устранения причин, послуживших основанием для приостановления, устанавливается срок, но не более чем на три месяца (ч. 2 ст. 26 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с техническим планом от 28.06.2019 г., проектом-сметой от 1963 г., жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был построен в 1964 году, застройщиком являлась ФИО1..
В связи с изложенным, право собственности Смирновой Г.С., которая не являлась застройщиком спорного жилого дома, не может быть зарегистрировано в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Регистрирующий орган правомерно, приостановил осуществление кадастрового учета при отсутствии уведомления об окончании строительства. В установленный срок соответствующее уведомление Смирновой Г.С. не представлено.
В соответствии с ч.3 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с образованием объекта недвижимости.
Согласно уведомлению от 25.11.2019 № сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилой дом по адресу: <адрес> Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на указанный жилой дом должны были осуществляться одновременно.
Однако заявление о государственной регистрации права собственности на жилой дом Смирнова Г.С. в регистрирующий орган не подавала.
Поскольку оспариваемое административным истцом решение (уведомление) соответствует нормативным актам, права, свободы и законные интересы Смирновой Г.С. не нарушает, то суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░