Решение от 17.06.2020 по делу № 8а-1444/2020 [88а-2557/2020] от 19.02.2020

Дело № 2а-3369/2019

      № 88а-2557/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                    17 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аннаниязова Алексея Батыровича, поданную 20 января 2020 года, на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 15 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Аннаниязова Алексея Батыровича к администрации Уссурийского городского округа о признании действий, бездействия, постановления незаконными.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Аннаниязов А.Б. обратился в Уссурийский районный суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать действие администрации Уссурийского городского округа (далее – администрация УГО), выразившееся во внесении в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений в виде увеличения сроков для расселения его из аварийного дома, расположенного по адресу: Приморский край, город Уссурийск, улица Инженерная, дом 7, и бездействие, выразившееся в непредставлении постановления администрации УГО от 28 мая 2018 года № 1261, незаконными; признать незаконным постановление администрации УГО от 28 мая 2018 года № 1261 «О внесении изменений в постановление администрации УГО от 29 сентября 2014 года № 3860 «О признании многоквартирного дома № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске аварийным и подлежащим сносу» в части подпункта «а» пункта 2 слов «до 31 декабря 2018 года», которые заменены словами «до 31 декабря 2025 года».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: город Уссурийск, улица Инженерная, дом 7, <адрес>. В соответствии с постановлением администрации УГО от 29 сентября 2014 года № 3860 «О признании многоквартирного дома № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске аварийным и подлежащим сносу» указанный жилом дом признан аварийным, непригодным к эксплуатации в связи с опасностью обрушения. 9 июня 2018 года ему стало известно о внесении изменений в данное постановление, в части изменения срока расселения дома. На его обращение о предоставлении копии вышеуказанного постановления, ему были сообщены реквизиты постановления администрации УГО. Однако постановление ему направлено не было. Полагает, что оспариваемые действие, бездействие и само постановление являются незаконными, поскольку внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не допускается действующим законодательством; нарушено его (Аннаниязова А.Б.) право на первоочередное переселение из спорного дома, поскольку год признания дома аварийным предшествует году признания иных домов в УГО аварийными.

Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 15 августа 2019 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 ноября 2019 года, Аннаниязову А.Б. отказано в удовлетворении административных исковых требований.

В кассационной жалобе, поданной Аннаниязовым А.Б. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Уссурийский районный суд Приморского края 20 января 2020 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и о принятии нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование своей позиции заявителем указано на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, неправильное определение обстоятельств административного дела. Так, проживание в доме № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске, в соответствии с экспертным заключением № 625/14 от 25 июля 2014 года, угрожает жизни и здоровью граждан. Нарушено его (административного истца) первоочередное право на переселение из спорного дома, так как год признании дома аварийным предшествует году признания иных домов, что подтверждается списком домов, указанных в постановлении Администрации Приморского края от 31 мая 2019 года № 313-па. Администрацией УГО нарушено требование Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так как не предоставлен испрашиваемый документ.

Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2020 года кассационная жалоба Аннаниязова А.Б. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, Аннаниязову А.Б. на праве собственности принадлежит жилое помещение (квартира) площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: город Уссурийск, улица Инженерная, дом 7, <адрес>

Заключением межведомственной комиссии, утвержденной постановлением администрации УГО от 19 апреля 2006 года № 490, от 30 июля 2014 года № 25 многоквартирный жилой дом № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске признан аварийным и подлежащим сносу.

29 сентября 2014 года администрацией УГО вынесено постановление № 3860 «О признании многоквартирного жилого дома № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске аварийным и подлежащим сносу». Подпунктом «а» пункта 2 постановления на Управление жилищной политики администрации УГО возложена обязанность расторгнуть договоры социального найма жилых помещений в многоквартирном жилом доме № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске с гражданами, с одновременным расселением, путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в срок до 31 декабря 2018 года.

15 сентября 2017 года Управлением жилищной политики администрации УГО в адрес Аннаниязова А.Б. направлено требование о сносе жилого дома № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске в течение шести месяцев с момента получения настоящего требования. Требование не исполнено.

Постановлением администрации УГО от 28 мая 2018 года № 1261 «О внесении изменений в постановление администрации Уссурийского городского округа от 29 сентября 2014 года № 3860 «О признании многоквартирного жилого дома № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске аварийным и подлежащим сносу» внесены изменения в постановление: в подпункте «а» пункта 2 слова «до 31 декабря 2018 года» заменены словами «до 31 декабря 2025 года. Срок расселения может быть скорректирован с учетом действующего законодательства». Постановление размещено на сайте администрации УГО 29 мая 2018 года.

9 июня 2018 года администрацией УГО сообщено Аннаниязову А.Б. о внесении изменений в постановление администрации УГО от 29 сентября 2014 года в части сроков расселения дома № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске.

25 октября 2018 года Аннаниязов А.Б. обратился в администрацию УГО с заявлением и просил сообщить ему, что послужило основанием для внесения изменений в постановление от 29 сентября 2014 года № 3860, а также предоставить процессуальный документ, на основании которого были внесены изменения в вышеуказанное постановление.

13 ноября 2018 года администрацией УГО сообщено Аннаниязову А.Б., что постановлением администрации УГО от 28 мая 2018 года № 1261 внесены изменения в постановление администрации УГО от 29 сентября 2014 года, а именно в подпункте «а» пункта 2 слова «до 31 декабря 2018 года» заменены словами «до 31 декабря 2025 года. Срок расселения может быть скорректирован с учетом действующего законодательства».

Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

    Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Федерального закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

    Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).

    Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте настоящей части.

    Постановлением Администрации Приморского края от 9 апреля 2019 года № 217-па утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Приморском крае» на 2019-2025 годы, которая предполагает переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

    Согласно Приложению № 1 к региональной адресной программе утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, в который вошел дом № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске, и указана планируемая дата окончания переселения – 31 декабря 2024 года (пункт 275).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Жилищного кодекса РФ, Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, пришли к правильному выводу, что оспариваемые действия по внесению изменений в постановление от 29 сентября 2014 № 3860 в виде увеличения сроков расселения из аварийного дома осуществлены уполномоченным лицом в рамках его компетенции и с соблюдением порядка принятия, полномочия по установлению срока сноса многоквартирного дома принадлежат органу местного самоуправления, бездействие администрации УГО отсутствует, а также, что администрацией УГО действий по внесению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не осуществлялись.

    Доводы кассационной жалобы Аннаниязова А.Б. о том, что администрацией УГО нарушено его первоочередное право на переселение, являются необоснованными, поскольку многоквартирный дом № 7 по улице Инженерная в городе Уссурийске включен в региональную адресную программу, реализация жилищных прав граждан, проживающих в данном доме, в том числе административного истца, будет реализовываться в рамках и в пределах сроков действия вышеуказанной программы.

Довод кассационной жалобы о том, что администрацией УГО нарушено требование Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так как ему не было предоставлено постановление администрации УГО от 28 мая 2018 года №1261, является несостоятельным, поскольку указанное постановление размещено на сайте администрации УГО, тем самым являясь общедоступным.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Несогласие Аннаниязова А.Б. с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2019 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8а-1444/2020 [88а-2557/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Аннаниязов Алексей Батырович
Ответчики
Администрация Уссурийского ГО
Другие
Воронько Юлия Геннадьевна
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зайцева Оксана Анатольевна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
08.04.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее