2-383/2022

55RS0029-01-2021-000586-84

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

р.п. Полтавка                                    08 ноября 2022 г.

Полтавский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Носачевой Ю.В.,

при секретаре Корнейчук Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тищенко Владимира Васильевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании решения об отказе в перерасчет размера пенсии незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Тищенко В.В. обратился с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее – ОПФР по Омской области) о признании решения об отказе в перерасчет размера пенсии незаконным.

В обосновании заявленных требований указал, что 19.07.2022 он обратился в ГУ ОПФР с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости по п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ ОПФР по Омской области №177583/22 от 19.07.2022 Тищенко В.В. было отказано в перерасчете пенсии по старости по причине отсутствия требуемых 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве. ОПФР подтверждает стаж работы Тищенко В.В. в сельском хозяйстве 18 лет 02 месяца 27 дней, не включив в страховой стаж периоды работы с 01.01.1992 по 21.01.2008. Свой отказ ответчик аргументирует тем, что истец работал старшим прорабом в СПК «Воронцовский», а данная должность не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440. С данным отказом Тищенко В.В. не согласен, указал, что всю свою трудовую деятельность с 10.02.1976 по 11.04.2018 осуществлял на предприятии, основным видом деятельности которого является сельское хозяйство – в колхозе имени Кирова и его правопреемниках – ПСК «Кировский», СПК «Кировский» на различных должностях: мастер, мастер-строитель, мастер стройотдела, мастер по строительству, старший прораб. С момента устройства на работу и по сегодняшний день он проживает в сельской местности. На основании распоряжения ответчика о перерасчете размера пенсии от 22.07.2020 ему было установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, однако с 01.01.2022 указанное повышение было отменено в связи с его трудовой деятельностью в период с 01.12.2021 по 07.04.2022. В вышеназванных Списках действительно отсутствует наименование должности «старший прораб», однако в п.2 Списка в разделе «Наименование работ, производств сельского хозяйства указано «Животноводство», в разделе «Наименование профессий, должностей, специальностей» поименован «мастер стройцеха». Полагает, что исходя из квалификационных характеристик должностей руководителей, служащих строительных организаций, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131, в ссылке к должности "производитель работ" указано, что должностные обязанности производителя работ установлены для полной структуры строительного участка "старший производитель работ - производитель работ - мастер". При отсутствии в подчинении производителя работ мастеров в его обязанности включаются функции мастера, и это является основанием для включения оспариваемого периода в стаж работы в сельском хозяйстве.

Просит признать решение ГУ ОПФР по Омской области от 19.07.2022 № 177583/22 об отказе в перерасчете размера пенсии незаконным и обязать ответчика включить в страховой стаж в сельском хозяйстве периоды работы с 01.01.1992 по 21.01.2008 в должности старшего прораба, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В ходе судебного разбирательства истец Тищенко В.В. и его представитель Серков С.И. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ОПФР по Омской области Джусь Н.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не присутствовала. Представила суду возражения на исковое заявление, согласно которым заявленные исковые требования не признала, указала, что основаниями для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство и наименование указанной профессии было включено в Список. В случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующем разделе Списка. Должность прораб Списком профессий, должностей, специальностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440, и не имеет прямой связи с сельским хозяйством. На дату обращения в отделение стаж Тищенко В.В. в сельском хозяйстве по представленным документам составил 18 лет 02 месяца и 27 дней, дополнительных документов, позволяющих установить истцу повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ответчиком представлено не было, в связи с чем, ему было отказано.

Третье лицо – ООО «Воронцовское», привлеченное к участию в деле по определению суда от 20.10.2022, в судебном заседании не присутствовало, просило дело рассмотреть в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований не возражало.

С 01.01.2002 введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федерального закона "О страховых пенсиях") лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440.

В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440 (в редакции от 25 июня 2019 года) при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018года № 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В силу требований п. 3 вышеуказанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

Согласно п. 5 названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.

При этом независимо от занятости на работах, производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), если они имели место в колхозах, машино-факторных станциях, межколхозных предприятиях (организациях), совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которые выполнялись на территории Российской Федерации (РСФСР) до 1 января 1992 года.

Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований", указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года № 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений п. п. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, подлежат не все периоды работ в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены указанным Списком, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440.

Устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.

Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Из материалов дела видно, что с ДД.ММ.ГГГГ Тищенко В.В. является получателем страховой пенсии по старости.

17.05.2022 истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве по основанию, предусмотренному ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением ответчика № 177583/22 от 19.07.2022 Тищенко В.В. отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве, в связи с отсутствием необходимого стажа, поскольку в страховой стаж не включен период работы Тищенко В.В. с 01.01.1992 по 21.01.2008 в должности старшего прораба СПК "Воронцовский". Указанная должность не предусмотрена Списком.

Согласно трудовой книжке истца в период с 01.01.1992 по 21.01.2008 он работал старшим прорабом.

Согласно справке СПК "Воронцовский" от 01.07.2022 № 24 колхоз им.Кирова в результате реорганизации преобразован с 19.12.1992 в производственный сельскохозяйственный кооператив "Кировский", с 16.02.2000 ПСК "Кировский" преобразован в сельскохозяйственный производственный кооператив "Кировский", а с 18.01.2022 СПК "Кировский" переименован в СПК "Воронцовский".

Занимаемая истцом в спорный период должность старшего прораба не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440.

Объективных доказательств того, что работа в должности старшего прораба соответствовала работе в области сельского хозяйства, а занимаемая должность предусмотрена соответствующим Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440, истцом суду не представлено.

Согласно справке СПК "Воронцовский" от 31.08.2022 № 37 в период с 01.01.1987 по 11.04.2018 Тищенко В.В. работал полный рабочий день в качестве старшего прораба (приказ от11.04.2018 № 14/2-л/с). Приказы на прием, увольнение, перевод за 1969-2004 годы не сохранились и на хранение никуда не передавались. Основание выдачи справки: лицевые счета за 1969-2018 г., трудовая книжка на имя Тищенко В.В.

Согласно архивной справке сектора архива администрации Полтавского муниципального района от 05.10.2022 документы колхоза им.Кирова (после преобразования - ПСК "Кировский", СПК "Кировский") на хранение не передавались Предоставить сведения о трудовой деятельности на имя Тищенко В.В. не имеем возможности.

Вместе с тем, третье лицо ООО "Воронцовское", являющееся правопреемником СПК "Воронцовский" в суд не явилось, документальные доказательства (лицевые счета) на основании которых была выдана справка ни истцом, ни третьим лицом в суд представлено не было.

Сведения указанные в справке СПК "Воронцовский" о том, что в период с 01.01.1992 по 31.12.2001 Тищенко В.В. периодически совмещал работу с работой мастера строительного отдела также не нашли своего документального подтверждения в судебном заседании.

Доводы истца о том, что в период с 01.01.1992 по 31.12.2001 велись строительные работы по ремонту животноводческих помещений всех отделений и центрального тока, также не нашли своего подтверждения, как и то, что в них принимал участие старший прораб Тищенко В.В.

Суд установил, что в спорный период времени истец занимал должность старшего прораба, которая согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), введенному в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, относилась к руководящим должностям, не усмотрел оснований для отнесения занятости истца по данной профессии к "рабочим всех наименований, занятым растениеводством (животноводством), в том числе, на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов".

Довод истца о том, что исходя из квалификационных характеристик должностей руководителей, служащих строительных организаций, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131, в ссылке к должности "производитель работ" указано, что должностные обязанности производителя работ установлены для полной структуры строительного участка "старший производитель работ - производитель работ - мастер". При отсутствии в подчинении производителя работ мастеров в его обязанности включаются функции мастера, и это является основанием для включения оспариваемого периода в стаж работы в сельском хозяйстве, суд также находит несостоятельным, поскольку должность старшего прораба относится к руководящим должностям и не тождественна тем работам, должностям, профессиям, которые предусмотрены Списком.

Довод истца о том, что выполняемая им работа в должности старшего прораба сельскохозяйственного кооператива связана с осуществлением организацией деятельности - сельское хозяйство и, как следствие, указанный период подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве, суд также находит несостоятельным, поскольку исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.

Само по себе наличие у организации основного вида деятельности - сельское хозяйство недостаточно для учета страхового стажа в определенной отрасли хозяйства.

При таких обстоятельствах, принятое ГУ ОПФР по Омской области 19.07.2022 решение № 177583/22 об отказе Тищенко В.В. в перерасчете размера пенсии является законным и обоснованным.

Оснований для удовлетворения заявленных истцом Тищенко В.В. исковых требований о перерасчете пенсии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░ 2021 ░░░░.

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-383/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тищенко Владимир Васильевич
Ответчики
ГУ ОПФР по Омской области
Другие
Серков Сергей Иванович
ООО "Воронцовское"
Суд
Полтавский районный суд Омской области
Судья
Носачева Ю.В.
Дело на сайте суда
poltavcourt.oms.sudrf.ru
08.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2022Передача материалов судье
15.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2022Подготовка дела (собеседование)
22.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
20.10.2022Судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
08.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее