55RS0029-01-2021-000586-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Полтавка 08 ноября 2022 г.
Полтавский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Носачевой Ю.В.,
при секретаре Корнейчук Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тищенко Владимира Васильевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании решения об отказе в перерасчет размера пенсии незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Тищенко В.В. обратился с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее – ОПФР по Омской области) о признании решения об отказе в перерасчет размера пенсии незаконным.
В обосновании заявленных требований указал, что 19.07.2022 он обратился в ГУ ОПФР с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости по п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ ОПФР по Омской области №177583/22 от 19.07.2022 Тищенко В.В. было отказано в перерасчете пенсии по старости по причине отсутствия требуемых 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве. ОПФР подтверждает стаж работы Тищенко В.В. в сельском хозяйстве 18 лет 02 месяца 27 дней, не включив в страховой стаж периоды работы с 01.01.1992 по 21.01.2008. Свой отказ ответчик аргументирует тем, что истец работал старшим прорабом в СПК «Воронцовский», а данная должность не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440. С данным отказом Тищенко В.В. не согласен, указал, что всю свою трудовую деятельность с 10.02.1976 по 11.04.2018 осуществлял на предприятии, основным видом деятельности которого является сельское хозяйство – в колхозе имени Кирова и его правопреемниках – ПСК «Кировский», СПК «Кировский» на различных должностях: мастер, мастер-строитель, мастер стройотдела, мастер по строительству, старший прораб. С момента устройства на работу и по сегодняшний день он проживает в сельской местности. На основании распоряжения ответчика о перерасчете размера пенсии от 22.07.2020 ему было установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, однако с 01.01.2022 указанное повышение было отменено в связи с его трудовой деятельностью в период с 01.12.2021 по 07.04.2022. В вышеназванных Списках действительно отсутствует наименование должности «старший прораб», однако в п.2 Списка в разделе «Наименование работ, производств сельского хозяйства указано «Животноводство», в разделе «Наименование профессий, должностей, специальностей» поименован «мастер стройцеха». Полагает, что исходя из квалификационных характеристик должностей руководителей, служащих строительных организаций, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131, в ссылке к должности "производитель работ" указано, что должностные обязанности производителя работ установлены для полной структуры строительного участка "старший производитель работ - производитель работ - мастер". При отсутствии в подчинении производителя работ мастеров в его обязанности включаются функции мастера, и это является основанием для включения оспариваемого периода в стаж работы в сельском хозяйстве.
Просит признать решение ГУ ОПФР по Омской области от 19.07.2022 № 177583/22 об отказе в перерасчете размера пенсии незаконным и обязать ответчика включить в страховой стаж в сельском хозяйстве периоды работы с 01.01.1992 по 21.01.2008 в должности старшего прораба, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В ходе судебного разбирательства истец Тищенко В.В. и его представитель Серков С.И. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ОПФР по Омской области Джусь Н.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не присутствовала. Представила суду возражения на исковое заявление, согласно которым заявленные исковые требования не признала, указала, что основаниями для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство и наименование указанной профессии было включено в Список. В случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующем разделе Списка. Должность прораб Списком профессий, должностей, специальностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440, и не имеет прямой связи с сельским хозяйством. На дату обращения в отделение стаж Тищенко В.В. в сельском хозяйстве по представленным документам составил 18 лет 02 месяца и 27 дней, дополнительных документов, позволяющих установить истцу повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ответчиком представлено не было, в связи с чем, ему было отказано.
Третье лицо – ООО «Воронцовское», привлеченное к участию в деле по определению суда от 20.10.2022, в судебном заседании не присутствовало, просило дело рассмотреть в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований не возражало.
С 01.01.2002 введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федерального закона "О страховых пенсиях") лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440.
В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440 (в редакции от 25 июня 2019 года) при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018года № 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу требований п. 3 вышеуказанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно п. 5 названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
При этом независимо от занятости на работах, производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), если они имели место в колхозах, машино-факторных станциях, межколхозных предприятиях (организациях), совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которые выполнялись на территории Российской Федерации (РСФСР) до 1 января 1992 года.
Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований", указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года № 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений п. п. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, подлежат не все периоды работ в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены указанным Списком, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440.
Устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Из материалов дела видно, что с ДД.ММ.ГГГГ Тищенко В.В. является получателем страховой пенсии по старости.
17.05.2022 истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве по основанию, предусмотренному ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика № 177583/22 от 19.07.2022 Тищенко В.В. отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве, в связи с отсутствием необходимого стажа, поскольку в страховой стаж не включен период работы Тищенко В.В. с 01.01.1992 по 21.01.2008 в должности старшего прораба СПК "Воронцовский". Указанная должность не предусмотрена Списком.
Согласно трудовой книжке истца в период с 01.01.1992 по 21.01.2008 он работал старшим прорабом.
Согласно справке СПК "Воронцовский" от 01.07.2022 № 24 колхоз им.Кирова в результате реорганизации преобразован с 19.12.1992 в производственный сельскохозяйственный кооператив "Кировский", с 16.02.2000 ПСК "Кировский" преобразован в сельскохозяйственный производственный кооператив "Кировский", а с 18.01.2022 СПК "Кировский" переименован в СПК "Воронцовский".
Занимаемая истцом в спорный период должность старшего прораба не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440.
Объективных доказательств того, что работа в должности старшего прораба соответствовала работе в области сельского хозяйства, а занимаемая должность предусмотрена соответствующим Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440, истцом суду не представлено.
Согласно справке СПК "Воронцовский" от 31.08.2022 № 37 в период с 01.01.1987 по 11.04.2018 Тищенко В.В. работал полный рабочий день в качестве старшего прораба (приказ от11.04.2018 № 14/2-л/с). Приказы на прием, увольнение, перевод за 1969-2004 годы не сохранились и на хранение никуда не передавались. Основание выдачи справки: лицевые счета за 1969-2018 г., трудовая книжка на имя Тищенко В.В.
Согласно архивной справке сектора архива администрации Полтавского муниципального района от 05.10.2022 документы колхоза им.Кирова (после преобразования - ПСК "Кировский", СПК "Кировский") на хранение не передавались Предоставить сведения о трудовой деятельности на имя Тищенко В.В. не имеем возможности.
Вместе с тем, третье лицо ООО "Воронцовское", являющееся правопреемником СПК "Воронцовский" в суд не явилось, документальные доказательства (лицевые счета) на основании которых была выдана справка ни истцом, ни третьим лицом в суд представлено не было.
Сведения указанные в справке СПК "Воронцовский" о том, что в период с 01.01.1992 по 31.12.2001 Тищенко В.В. периодически совмещал работу с работой мастера строительного отдела также не нашли своего документального подтверждения в судебном заседании.
Доводы истца о том, что в период с 01.01.1992 по 31.12.2001 велись строительные работы по ремонту животноводческих помещений всех отделений и центрального тока, также не нашли своего подтверждения, как и то, что в них принимал участие старший прораб Тищенко В.В.
Суд установил, что в спорный период времени истец занимал должность старшего прораба, которая согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), введенному в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, относилась к руководящим должностям, не усмотрел оснований для отнесения занятости истца по данной профессии к "рабочим всех наименований, занятым растениеводством (животноводством), в том числе, на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов".
Довод истца о том, что исходя из квалификационных характеристик должностей руководителей, служащих строительных организаций, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131, в ссылке к должности "производитель работ" указано, что должностные обязанности производителя работ установлены для полной структуры строительного участка "старший производитель работ - производитель работ - мастер". При отсутствии в подчинении производителя работ мастеров в его обязанности включаются функции мастера, и это является основанием для включения оспариваемого периода в стаж работы в сельском хозяйстве, суд также находит несостоятельным, поскольку должность старшего прораба относится к руководящим должностям и не тождественна тем работам, должностям, профессиям, которые предусмотрены Списком.
Довод истца о том, что выполняемая им работа в должности старшего прораба сельскохозяйственного кооператива связана с осуществлением организацией деятельности - сельское хозяйство и, как следствие, указанный период подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве, суд также находит несостоятельным, поскольку исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.
Само по себе наличие у организации основного вида деятельности - сельское хозяйство недостаточно для учета страхового стажа в определенной отрасли хозяйства.
При таких обстоятельствах, принятое ГУ ОПФР по Омской области 19.07.2022 решение № 177583/22 об отказе Тищенко В.В. в перерасчете размера пенсии является законным и обоснованным.
Оснований для удовлетворения заявленных истцом Тищенко В.В. исковых требований о перерасчете пенсии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░ 2021 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>