Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1188/2023 ~ М-1069/2023 от 21.07.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    15 августа 2023 года                                                                         город Алексин

    Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:

    председательствующего Кулешова А.В.,

    при секретаре Папст А.И.,

    с участием

    административного истца помощника прокурора Заокского района Тульской области Дрейт Ю.В.,

    представителя административного ответчика администрации муниципального образования Заокский район по доверенности Юшиной А.Е.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1188/2023 по административному иску прокурора Заокского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Заокский район о признании незаконным бездействия, обязании выполнения определенных действий,

    установил:

    прокурор Заокского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Заокский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер по сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании снести указанный аварийный дом в срок до 01.07.2024 по следующим основаниям.

Прокуратурой на территории муниципального образования Заокский район проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда». В ходе проведенной в июне 2023 года проверки установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Заокский район от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с информацией администрации муниципального образования Заокский район указанный дом окончательно расселен 27.11.2020. При этом в ходе проведенной проверки установлено, что вышеуказанный дом фактически расселен, однако на момент проверки администрацией МО Заокский район меры по его сносу не приняты (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ). Указанные нарушения в деятельности администрации муниципального образования Заокский район свидетельствуют о ненадлежащем исполнении полномочий, предусмотренных жилищным законодательством и законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Ранее, по результатам проведенной проверки, прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования Заокский район внесено представление об устранении выявленных нарушений указанного законодательства. В нарушение вышеперечисленных требований законодательства в настоящее время нарушения не устранены, аварийный дом не снесен. Истец с учетом уточненных требований просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Заокский район, выразившееся в неприятии мер по сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> и обязании снести указанный аварийный дом в срок до 01.07.2024.

В судебном заседании зам.прокурора Заокского района Тульской области Дрейт Ю.В., заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, указав, что в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Заокский район от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в течение 5-ти лет, со дня принятия постановления. Срок исполнения истек 30.12.2020, при этом дом фактически расселен 27.11.2020, но с момента расселения администрацией не приняты меры к сносу аварийного дома. Сложившаяся ситуация допущена ввиду отсутствия комплексного подхода к исполнению возложенных на администрацию муниципального образования Заокский район обязанностей, нарушаются права граждан на безопасные и благоприятные условия проживания, что также, свидетельствует о формировании неэффективных механизмов управления жилищным фондом на территории муниципального образования Заокский район, при том, что на территории муниципального образования остро стоит вопрос необходимости сокращения ветхого и непригодного для проживания жилищного фонда. Данные нарушения также приводят к не достижению целей национального проекта «Жилье и городская среда», который реализуется на территории муниципального образования Заокский район.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Заокский район по доверенности Юшина А.Е., в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что свои обязанности администрация выполнит, но в связи с большим объемом предстоящих работ, необходимостью изыскания в бюджете дополнительных средств, просила установить срок для выполнения работ по сносу аварийного дома до 31.12.2025.

Выслушав стороны по делу, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что Прокуратурой на территории муниципального образования Заокский район проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

В ходе проведенной в июне 2023 года проверки установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Заокский район от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в течение 5-ти лет со дня принятия настоящего постановления.

В соответствии с информацией администрации муниципального образования Заокский район указанный дом окончательно расселен 27.11.2020, однако на момент проверки администрацией МО Заокский район меры по его сносу не приняты (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ).

По результатам проведенной проверки, прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования Заокский район внесено представление об устранении выявленных нарушений указанного законодательства.

На момент рассмотрения иска аварийный дом не снесен.

Истец с учетом уточненных требований просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Заокский район, выразившееся в неприятии мер по сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> и обязании снести указанный аварийный дом в срок до 01.07.2024.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ). Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений (действий (бездействия)) уполномоченного органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением (действием (бездействием)) уполномоченного органа и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые решения (действия (бездействие)) уполномоченного органа может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: решение (действие (бездействие)) совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решение (действие (бездействие)) нарушает права и свободы заявителя. В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения (действия (бездействия)) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением (действием (бездействием)) прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания решения (действия (бездействия)) уполномоченного органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Проверяя соблюдение административным истцом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд исходит из того, что оспариваемое бездействие уполномоченного органа является длящимся, настоящее административное исковое заявление может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у этого органа сохраняется обязанность совершить определенное действие.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с п. 3, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1 ст. 15 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно приведенной норме Правительство Российской Федерации постановлением от 28.01.2006 N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - Положение), действие которого согласно его пункту 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Признанный в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Заокский район от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в течение 5-ти лет со дня принятия настоящего постановления. То есть срок выполнения данного постановления истек 30.12.2020.

    Хотя действующим законодательством, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

    Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома в течение 5-ти лет, было основано на объективных данных, определение срока сноса жилого дома, поскольку он признан аварийным, обосновано, имеется опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц вследствие его возможного обрушения.

    На органы местного самоуправления муниципального образования возложены обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер по сносу аварийных расселенных домов, поскольку непринятие своевременных мер по сносу аварийных расселенных домов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

    Учитывая аварийное техническое состояние конструкций дома, который представляет непосредственную опасность для жизни людей, то невыполнение ответчиком мер, по сносу аварийного дома, свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и незаконном бездействии органа местного самоуправления.

    Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о признании бездействия администрации муниципального образования Заокский район, выразившегося в непринятии мер по сносу многоквартирного жилого дома, по адресу: <адрес>, незаконным.

    Отнесение к исключительной компетенции органа местного самоуправления решение вопроса об определении срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о том, что в случае установления срока, в течение которого может быть исполнено соответствующее постановление, суд не вправе установить такой срок самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств.

Установленные по настоящему делу обстоятельства, а именно то, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с нахождением в аварийном состоянии строительных конструкций, создающих опасность внезапного обрушения строения, позволяют суду возложить на администрацию муниципального образования Заокский район обязанность по сносу аварийного дома в срок до 31.12.2024.

Вопреки доводам административного ответчика о недостаточности срока для сноса аварийного дома, суд находит срок 31.12.2024 достаточным и разумным, отвечающим принципу баланса интересов сторон и социально значимым целям, указанным выше.

Возложение на административного ответчика обязанности по сносу спорного дома, не является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, равно как и не свидетельствует о вмешательстве суда в деятельность иных органом государственной власти, нарушения принципа разделения властей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179 - 180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2024 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                        ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1188/2023 ~ М-1069/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура
Ответчики
Администрация МО Заокский район Тульская область
Суд
Алексинский межрайонный суд Тульской области
Судья
Кулешов Александр Викторович
Дело на сайте суда
aleksinsky--tula.sudrf.ru
21.07.2023Регистрация административного искового заявления
21.07.2023Передача материалов судье
25.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее