Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2а-248/2023
УИД 43RS0025-01-2023-000305-97
г. Нолинск 19 сентября 2023 г.
Нолинский районный суд Кировской области в составе
судьи Бердникова Н.С.,
при секретаре Чулкиной О.Б.,
с участием прокурора Мерзлякова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сунского района Кировской области в защиту прав, свобод и законных интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к Кокуйской сельской Думе Сунского района Кировской области, Обжериной И.Н. о признании незаконным решения сельской Думы Кокуйского сельского поселения Сунского района Кировской области, досрочном прекращении полномочий депутата,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сунского района Кировской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к Кокуйской сельской Думе Сунского района Кировской области, Обжериной И.Н. о признании незаконным решения сельской Думы Кокуйского сельского поселения Сунского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ <№>, досрочном прекращении полномочий депутата.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Сунского района в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Кокуйской сельской Думы, входе которой установлено следующее. Согласно статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность. Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. При выявлении фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерациии, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Так, Обжерина И.Н. избрана депутатом Кокуйской сельской Думы четвертого созыва на основании постановления территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <№> «Об определении результатов выборов депутатов Кокуйской сельской Думы Сунского района Кировской области четвёртого созыва по Кокуйскому пятимандатному избирательному округу <№>». ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в Кокуйскую сельскую Думу внесено представление об устранении нарушений законодательства и противодействии коррупции по факту нарушений требований антикоррупционного законодательства со стороны депутата Кокуйской сельской Думы Сунского района Кировской области четвёртого созыва Обжериной И.Н., выразившееся в не предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом. По результатам рассмотренного представления решением сельской Думы Кокуйского сельского поселения Сунского района Кировской области четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ <№> депутату Кокуйской сельской Думы Обжериной И.Н. применены меры ответственности в виде предупреждения. При принятии решения к Обжериной И.Н. применена мера воздействия, не соответствующая требованиям законодательства о противодействии коррупции.
Просит признать незаконным решение сельской Думы Кокуйского сельского поселения Сунского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ <№> и прекратить полномочия депутата Кокуйской сельской Думы Сунского района Кировской области четвертого созыва Обжериной И.Н. досрочно.
В судебном заседании прокурор Мерзляков А.С. административные исковые требования поддержал по доводам, указанным в иске.
Представитель административного ответчика председатель Кокуйской сельской Думы Черных Н.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Обжерина И.Н. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Кокуйского сельского поселения Сунского района в судебное заседание не явился, глава администрации Шешегов В.Н. представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 15 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от 24 октября 2019 года N 2952-О).
Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.
Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, Обжерина И.Н. избрана депутатом Кокуйской сельской Думы Сунского района Кировской области четвертого созыва по Кокуйскому пятимандатному избирательному округа <№>, что подтверждается Постановлением территориальной избирательной комиссии Сунского района от ДД.ММ.ГГГГ <№> и Решением сельской Думы Кокуйского сельского поселения Сунского района Кировской области четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ <№> (л.д.5,6-7).
Сельской Думой Кокуйского сельского поселения Сунского района Кировской области четвертого созыва издано Решение от ДД.ММ.ГГГГ <№> «Об избрании постоянных депутатских комиссий Кокуйской сельской Думы четвертого созыва, в состав комиссии вошла Обжерина И.Н. как член комиссии, депутат Кокуйской сельской Думы по избирательному округу <№> (л.д.8-9)
Прокуратурой Сунского района Кировской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении проверки деятельности Кокуйской сельской Думы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе который установлено, что депутатом Кокуйской сельской Думы четвертого созыва Обжериной И.Н. после избрания не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения в отношении своего супруга и несовершеннолетних детей (л.д.10,11).
По результатам проверки в адрес Председателя Кокуйской сельской Думы Сунского района Кировской области вынесено представление об устранении нарушений, администрацией Кокуйского сельского поселения Сунского района на данное представление предоставлен ответ, что ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание Кокуйской сельской Думы, на котором приняты меры ответственности в виде предупреждения к депутату Кокуйской сельской Думы Сунского района четвертого созыва Обжериной И.Н., что подтверждается протоколом заседания <№> от ДД.ММ.ГГГГ и Решением сельской Думы Кокуйского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ <№> «О применении мер ответственности к депутату Кокуйской сельской Думы четвертого созыва» (л.д.12-13,14,15,29-32).
И.о. Губернатора Кировской области ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в адрес Председателя Кокуйской сельской Думы Сунского района Кировской области направлено письмо «О применении мер ответственности» к депутату сельской Думы Кокуйского сельского поселения Сунского района Обжериной И.Н. и доклад, в которых указано о целесообразности досрочного прекращения полномочий Обжериной И.Н. (л.д.41,42-43)
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
В силу положений части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений):
депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения (абзац первый);
лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе (абзац двадцатый);
депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования (абзац двадцать первый).
Таким образом, в силу приведенных законоположений, депутат представительного органа муниципального образования, вне зависимости от осуществления им полномочий на постоянной (оплачиваемой) основе либо непостоянной (неоплачиваемой) основе, является лицом, замещающим муниципальную должность.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата.
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.
Согласно ст. 2 Закона Кировской области от 03.08.2017 № 94-ЗО
«О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации
по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверки их достоверности и полноты» лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Кировской области сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера путем их направления в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений, определяемый Губернатором Кировской области.
Лицо, замещающее указанную должность, представляют Губернатору Кировской области сведения о доходах, расходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера путем их направления в орган
по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
При невозможности представления по объективным причинам сведений
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей лицо, замещающее муниципальную должность, до наступления срока, установленного пунктами 2 и 3 части 2 настоящей статьи, представляет Губернатору Кировской области заявление о невозможности по объективным причинам представить указанные сведения с обоснованием причин их непредставления путем его направления в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований, поскольку считает установленным факт того, что административным ответчиком депутатом сельской Думы Кокуйского сельского поселения Сунского района Обжериной И.Н. были нарушены ограничения, не исполнены обязанности, которые установлены федеральными законами по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей, что является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата. При таких обстоятельствах решение сельской Думы Кокуйского сельского поселения Сунского района Кировской области четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ <№> «О применении мер ответственности к депутату Кокуйской сельской Думы четвертого созыва» является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ <№> «░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░