Дело № 2а-4822/2023
УИД 59RS0005-01-2023-000524-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 27 июля 2023 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Лузиной Т.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2 к.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 в 2020 году получил доход от продажи объекта недвижимого имущества, о чем предоставил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в форме 3-НДФЛ за 2020 год, в которой отражен доход в сумме 850 000 руб. Сумма начисленного НДФЛ, на основании налоговой декларации и подлежащая уплате в бюджет не позднее 15.07.2021 составила 45 500 руб. (350 000х13%). В установленный срок недоимка по налогу на доходы физических лиц административным ответчиком не оплачена, в связи с чем налогоплательщику начислены пени в размере 2384,21 руб. за период просрочки с 16.07.2021 по 15.02.2022. Инспекцией направлялись требования №12310 и 12311 об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2020 год в размере 45 500,00 руб.; пени, начисленные на недоимку по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2020 год в размере 135,50 руб.
На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю просит (с учетом уточнения требований) взыскать с ФИО1 задолженность по налогам в общей сумме 45 635,50 руб. в том числе: недоимку по налогу на доходы физических лиц за расчетный период 2020 года в размере 45 500,00 руб.; пени, начисленные за период с 16.7.2021 по 15.02.2022 на недоимку по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2020 года, в размере 135,50 руб., а также судебные издержки, связанные с рассмотрением дела, в размере 84,00 рублей.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия его представителя.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступило.
Суд определил возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, обозрев материалы судебного приказа №2а-2091/7-2022 о взыскании задолженности с ФИО1, пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налог на доходы физических лиц регламентирован главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для целей главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 приведенного Кодекса отнесены доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом, ФИО1 в период с 30.12.2019 по 08.11.2020 принадлежала 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>66 (л.д. 80-81).
Право собственности на долю в вышеуказанном объекте недвижимости возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону <адрес>6 от 13.12.2019.
По сведениям, предоставленным в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органами Росреестра, ФИО1 в 2020 году реализован объект недвижимости –1/2доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
08.08.2022 ФИО1 в налоговый орган представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год.
ФИО1 за 2020 год начислен налог на доходы физических лиц в сумме 45 500,00 руб. со сроком оплаты не позднее 15.07.2021.
В установленный срок недоимка по налогу на доходы физических лиц административным ответчиком не уплачена, за период с 16.07.2021 по 15.02.2022 начислены пени в размере 2 384,21 руб.
В связи с образовавшейся недоимкой и неуплатой пеней, налоговым органом в рамках п.3 ст.32, ч.1 ст.75 Налогового кодекса ФИО1 направлены требования № 12310 от 11.04.2022, № 12311 от 11.04.2022 о необходимости оплаты налога на доходы физических лиц в размере 45 500,00 руб., пени в размере 2 384,21 руб.(15-16).
Пени ФИО1 уплатил 09.08.2022 в размере 2 244,71 руб., 16.08.2022 в размере 4,00 руб., что подтверждается карточкой «Расчеты с бюджетом» (л.д.26).
В связи с тем, что задолженность налогоплательщиком не оплачена, 20.05.2022 инспекция обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
25.05.2022 мировым судьей судебного участка №7 Мотовилихинского района г. Перми выдан судебный приказ № 2а-2091/7-2022 о взыскании недоимки по налогам в сумме 50728,21 руб. с ФИО1
Определением Свердловского районного суда г. Перми от 05.08.2022 судебный приказ № 2а-2091/7-2022 от 25.05.2022 отменен в связи с поступлением возражений налогоплательщика относительно исполнения судебного приказа (л.д.6).
В силу пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №21 по Пермскому краю направлено в Мотовилихинский районный суд г. Перми заказной корреспонденцией 03.02.2023 (л.д. 31), то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административным ответчиком размер задолженности по недоимке по налогам и пени не оспорен, доказательств уплаты взыскиваемых сумм налогоплательщиком не представлено, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате недоимки по налогам пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов административным ответчиком не исполнена, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю заявлены требования о взыскании с административного ответчика судебных издержек в сумме 84,00 руб.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (пункт 6).
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю в связи с необходимостью обращения в суд в рамках настоящего административного дела понесены судебные издержки, а именно почтовые расходы по направлению в адрес административного ответчика копии административного искового заявления. Согласно почтовому реестру сумма данных расходов составила 84,00 руб. (л.д. 29-30).
На основании изложенного, взысканию с административного ответчика в пользу административного истца подлежат почтовые расходы в размере 84,00 руб.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что истец при подаче административного иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 569,06 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 21 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 21 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 45 635,50 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 45 500,00 ░░░.; ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 16.07.2021 ░░ 15.02.2022 ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░ ░░░░░░░ 135,50 ░░░.; ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ 84,00 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 569,06 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.08.2023.