РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года рп. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Дятлова А.Ю., при секретаре Гагариной М.П., с участием прокурора Каминского А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД 38RS0015-01-2024-000067-27 (№ 2а-49/2024) по административному иску прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области к администрации Луговского городского поселения о возложении обязанности по принятию мер к надлежащей организации теплоснабжения и устранению выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мамско-Чуйского района Иркутской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой Мамско-Чуйского района в рамках осуществления надзора при исполнении федерального законодательства в деятельности администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области выявлены нарушения требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», при обеспечении населения надежным теплоснабжением, поскольку для прохождения отопительного сезона 2023-2024 годов не был обеспечен необходимый запас угля. ООО «Теплоресурс» на основании договора аренды эксплуатирует котельные, расположенные в Луговском городском поселении, является теплоснабжающей организацией, которое ввиду дебиторской задолженности населения не могло обеспечить за счет собственных денежных средств исполнение обязательств по своевременной оплате поставки угля. Автозимник «Мама-Мамакан-Бодайбо» с ДД.ММ.ГГГГ закрыт, транспортное сообщение для доставки угля отсутствует, что свидетельствует о невозможности формирования запаса топлива.
С учетом изложенного, просит суд обязать администрацию Луговского городского поселения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения федерального законодательства, выразившиеся в невыполнении требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, при проведении оценки готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, а именно: невыполнение требований п.6, пп.4 п.18 Правил, так как не проведена проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок в комиссии органов государственного энергетического надзора, не обеспечен нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии, расположенных на территории Луговского муниципального образования, путем принятия мер к надлежащей организации теплоснабжения на территории Луговского городского поселения <адрес> и устранению замечаний Енисейского управления Ростехнадзора, указанных в акте Енисейского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №/РП-361-1405-о/2023 о неготовности Луговского городского поселения к прохождению отопительного периода 2023-2024 годов на территории Луговского городского поселения.
В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора <адрес> Каминский А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил об их удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации Луговского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщено, возражения по иску и ходатайство об отложении судебного заседания не поступало.
В судебное заседание также не явились представители заинтересованных лиц ООО «ТеплоРесурс» и Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Енисейского Ростехнадзора просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
К общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, в том числе, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (статья 3 Федерального закона № 190-ФЗ).
В силу подпунктов 1, 4, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
Как следует из ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона 190-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ, проверке готовности к отопительному периоду подлежат: 1) муниципальные образования; 2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; 3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (часть 2).
По смыслу части 4 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ целями проверки готовности к отопительному периоду муниципальных образований является определение наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
Целями определения готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций является определение соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно пункту 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).
По смыслу положений Приказа Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, при отсутствии замечаний к выполнению требований по готовности составляется паспорт готовности к отопительному периоду на основании акта проверки готовности к отопительному периоду. При наличии замечаний, к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.
В силу пункта 12 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Комиссия, образованная распоряжением Енисейского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № РП-361-1239-0, в соответствии с программой проведения проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2023-2024 провела проверку готовности к отопительному периоду Муниципального образования «Луговское городское поселение». Актом от ДД.ММ.ГГГГ Луговское городское поселение было признано не готовым к работе в отопительный период 2023-2024, в данном акте указан 6 нарушений требований Правил №, в том числе следующие нарушения: на момент проведения не обеспечен нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии (пп.4 п. 18 Правил №), неверно проведена оценка готовности к отопительному периоду источников и потребителей тепловой энергии (не проведена проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную тепловых энергоустановок в комиссии органов государственного надзора (п.6, пп.4 п. 18 Правил №), акты проверки готовности к периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций муниципального содержат информации по выполнению п. 13 Правил, документы их выполнение не представлены (п. 13 Правил №), акты проверки готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии муниципального образования не содержат информации по выполнению требований п. 16 Правил, документы, подтверждающие их выполнение не представлены (п. 16 Правил).
При повторной проверке готовности к отопительного периоду Луговского городского поселения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, актом комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ также установлена неготовность Луговского городского поселения к работе в отопительный период 2023-2024, данным актом установлены 4 нарушения Правил №, а именно, на момент проведения проверки не обеспечен нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии (пп.4 п.18 Правил №), неверно проведена оценка готовности к отопительному периоду источников и потребителей тепловой энергии (не проведена проверка знаний ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок в комиссии органов государственного энергетического надзора (п.6, пп.4 п. 18 Правил №), акты проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций муниципального образования не содержат информации по выполнению п. 13 Правил, документы подтверждающие их выполнение не представлены (п. 13 Правил №), акты проверки готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии муниципального образования не содержат информации по выполнению требований п. 16 Правил, документы, подтверждающие их выполнение не представлены (п. 16 Правил).
В ходе судебного разбирательства ответчиками не было представлено доказательств, свидетельствующих об устранении замечаний, выявленных в ходе проверок, проводимых Енисейским управлением Ростехнадзора в сентябре и декабре 2023 года.
Выявленные нарушения действительно повлекли за собой неполучение паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024. На момент рассмотрения судом искового заявления замечания также имеют место быть, паспорт готовности Луговского городского поселения к отопительному периоду отсутствует.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что выявленные замечания, в случае их неустранения, могут повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций, что ставит под угрозу теплоснабжение на территории Луговского муниципального образования, а также готовность к следующему отопительному периоду, что, в свою очередь, может привести к нарушению условий жизнедеятельности людей, нанесению ущерба здоровью людей и к значительным материальным потерям.
В этой связи, суд находит административное исковое заявление прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области законным и обоснованным, а исковые требования истца подлежат полному удовлетворению.
Заявленный истцом срок исполнения обязанностей суд находит разумным и достаточным для их исполнения.
При этом, суд не усматривает оснований для обращения решения к немедленному исполнению, поскольку установлен срок для исполнения решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 15.11.2024 ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 12.12.2023 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2023-2024 ░░░░░:
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23.05.2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░