Дело № 33-979/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань «14» марта 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Коробченко Н.В.,
судей областного суда: Карповой И.Ю., Губернаторова Ю.Ю.,
при секретаре: Зыбельт Д.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коробченко Н.В. дело по апелляционной жалобе ООО «Агат-плюс»
на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 26 декабря 2017 года по иску Петровича Константина Арнольдовича к ООО «Агат-плюс» об уменьшении покупной цены, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Петрович К.А. обратился в суд с иском к ООО «Агат-плюс» об уменьшении покупной цены, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что на основании договора купли-продажи от 13 декабря 2014 года, заключенного между ним и ООО «Агат плюс», приобрел транспортное средство <данные изъяты> В период эксплуатации транспортного средства многократно возникали технические неисправности. Первоначально он обратился к дилеру с жалобами на наличие шумов из переднего моста, вибрации. Дилером было отказано в ремонте в рамках гарантийного обслуживания, при диагностике технического состояния автомобиля неисправностей не выявлено. 19 ноября
2016 года в результате заявленной им неисправности произошло вклинивание механизма полного привода, автомобиль был выведен из строя и до настоящего времени не может эксплуатироваться. 30 ноября 2016 года истец обратился к ответчику с извещением о проведении независимой экспертизы в целях безвозмездного устранения технических недостатков товара. Ответчик уклонился от обязанности провести экспертизу, в связи с чем 12 декабря 2016 года истцом за свой счет, с участием представителя ответчика была организована и проведена экспертиза товара <данные изъяты> Согласно заключению ООО ЭА «Дело+» в транспортном средстве установлены технические недостатки в механизме переднего моста, которые являются производственными и устранимыми, стоимость устранения недостатков с учетом цен на запасные части и работы составила 50776 рублей.
Поскольку до настоящего времени ответчиком недостатки товара не устранены, нарушены сроки устранения недостатков и его права потребителя, истец просит суд взыскать с ООО «Агат плюс» уменьшение покупной цены в размере 50776 рублей, неустойку в размере 700000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей, судебные расходы по оплате услуг ООО «Дело+» в сумме 20000 рублей, услуг представителя в размере 25000 рублей.
Истец Петрович К.А., его представитель по доверенности Роткин И.В. в судебном заседании иск поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Агат плюс» по доверенности Винников П.Н. просил суд в иске отказать.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 26 де"кабря
2017 года с ООО «Агат плюс» в пользу Петрович К.А. взыскана разница между покуп
ной стоимостью в сумме 50776 рублей, неустойка в сумме 50776 рублей, компенсация морального вреда - 5000 рублей, штраф - 30000 рублей, расходы по экспертному исследованию - 20000 рублей, услуги представителя -20000 рублей, в остальной части иска отказано, в доход местного бюджета взыскана с ответчика государственная пошлина в размере 4131 рубль 04 копейки.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Агат плюс» ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов и просит суд апелляционной инстанции принять по делу новое решение, которым в указанной части истцу в иске отказать. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что при подсчете неустойки судом неправильно определена дата с 30 ноября 2016 года, поскольку в указанный день истец предъявил требования к продавцу безвозмездно устранить недостатки, о соразмерном уменьшении покупной цены не заявлял. Суд оставил без внимания то обстоятельство, что 2 декабря 2016 года истец был проинформирован о необходимости предоставить автомобиль для выявления и устранения недостатков, однако согласие ответчику не дал и по собственной инициативе провел экспертизу, после проведения которой никаких требований в адрес продавца от истца не поступало, равно как и не было представлено заключение специалиста. Апеллянт полагает, что поскольку со стороны истца не поступало претензий, со стороны продавца не имеется нарушений прав потребителя, в связи с чем суд необоснованно взыскал компенсацию морального вреда и штраф с общества. В жалобе апеллянт также выражает несогласие с определенным судом размером судебных расходов, ссылаясь на их несоразмерность и необоснованность.
Заслушав докладчика, представителя ответчика ООО «Агат плюс» по доверенности Винникова П.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Петровича К.А., его представителя Роткина И.В., возражавших по доводам жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы.
В соответствии с положениями части 1 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Положениями статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, требовать соразмерного уменьшения покупной цены.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе предъявить вышеуказанные требования в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что
на основании договора купли-продажи от 13 декабря 2014 года, заключенного между ООО «Агат плюс» и Петровичем К.А., последним приобретен автомобиль марки <данные изъяты>
26 июня 2015 года истец впервые обратился к ответчику с претензией по поводу постороннего шума (скрежета) в районе раздаточной коробки в автомобиле, согласно заказа -наряду от 26 июня 2015 года №<данные изъяты> по результатам проведенных гарантийных работ, а именно дефектации раздаточной коробки, неисправностей автомобиля выявлено не было.
7 августа 2015 года специалистами ООО «Агат плюс» проведено гарантийное обслуживание транспортного средства истца при пробеге 2726 км.
В связи с обнаружением технической неисправности транспортного средства истец обратился в адрес ООО «Агат плюс» с письменной претензией на шумы, вибрации, стуки, подклинивание и просил в рамках гарантийного обслуживания устранить недостатки. Претензия получена представителем ответчика 22 марта 2016 года.
Согласно заказ-наряду от 30 марта 2016 года №<данные изъяты> причина обращения указана: стук и шум в районе трансмиссии, 1000-1500 оборотов вибрация в районе ДВС.
Проведены работы по дефектации трансмиссии, в ходе которой дефект не обнаружен, уровень шума соответствует ГОСТ Р 51616-2000 и не влияют на характеристики и работоспособность, автомобиль передан истцу.
30 ноября 2016 года ООО «Агат плюс» получена письменная претензия представителя истца по поводу вклинивания механизма полного привода 19 ноября 2016 года и выведения из строя транспортного средства, с требованием безвозмездно устранить недостатки автомобиля, а также одновременным уведомлением продавца о намерении провести товароведческую экспертизу качества ТС и приглашением на осмотр 12 декабря 2016 года.
2 декабря 2016 года ООО «Агат плюс» письменно на претензию от 30 ноября 2016 года уведомило истца о том, что шум является естественным для технически исправного автомобиля в пределах ГОСТа, не является показателем неисправности узлов и агрегатов автомобиля.
Согласно заключению ООО ЭА «Дело+» в автомобиле <данные изъяты> имеется дефект моста переднего, который является производственным и устранимым, стоимость ремонтных работ в условиях специализированного сервисного центра с учетом подлежащих замене деталей, узлов, агрегатов составляет 50776 рублей. Исследование проводилось с участием представителей ООО «Агат плюс», пробег ТС на момент исследования установлен 7151 км.
Опрошенный в судебном заседании специалист ФИО10 данное им заключение поддержал.
ООО «Агат плюс» недостатки в ТС истца в досудебном порядке устранены не
были.
Разрешая спорные правоотношения и удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика уменьшения покупной цены в виде расходов необходимых для устранения неисправностей, суд исходил из доказанности обстоятельств нарушения ответчиком прав потребителя, выразившихся в продаже некачественного транспортного средства, имеющего существенные недостатки производственного характера, не позволяющего эксплуатировать автомобиль по его целевому назначению.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для соразмерного уменьшения цены транспортного средства, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с нормами действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Из смысла положений абзаца 3 пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» следует, что соразмерное уменьшение покупной цены выражается в снижении действительной (рыночной) стоимости автомобиля ввиду наличия в автомобиле дефектов переднего моста и их последующего устранения.
Как следует из материалов дела, истцом приобретен по договору новый автомобиль, по условиям договора продавцом установлен гарантийный срок на транспортное средство, в связи с чем обязанность доказывания причин возникновения недостатков у товара возложена на продавца (абзац 2 части 6 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
Статьями 4,14,18 Закона «О защите прав потребителей» именно на ответчика (продавца) возложена обязанность доказать, что недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика указанных доказательств не представлено и в материалах дела не имеется.
Решение суда в части взыскания с ООО «Агат плюс» в пользу Петровича К.А. уменьшения покупной стоимости автомобиля сторонами не обжалуется, в связи с чем в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Доводы жалобы апеллянта о необоснованном взыскании судом неустойки, штрафа и компенсации морального вреда ввиду того, что Петрович К.А. с требованием об уменьшении покупной цены ТС в досудебном порядке не обращался к продавцу судебной коллегией признаются не состоятельными.
По смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» взыскивается за каждый день просрочки указанных в статьях 20, 21, 22 Закона сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатками, соразмерного уменьшения покупной цены товара, возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем, возврата уплаченной за товар денежной суммы, возмещения причиненных потребителю убытков вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если потребитель в связи с нарушением продавцом, изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) предусмотренных статьями 20, 21, 22 Закона сроков предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных статьей 18 Закона. При этом следует иметь в виду, что в случае просрочки вы- пол нения нового требования также взыскивается неустойка (пеня), предусмотренная пунктом 1 статьи 23 Закона.
Учитывая, что требования истца об устранении производственного дефекта транспортного средства не были в добровольном порядке удовлетворены продавцом, с ответчика в пользу Петрович К.А. подлежит взысканию неустойка.
Неустойка за несвоевременное исполнение требований потребителя об устранении недостатков подлежит начислению с 14 января 2017 года (то есть по истечении 45 дней с момента подачи претензии 30 ноября 2016 года) и до дня предъявления нового требования о соразмерном уменьшении покупной цены, то есть до 12 октября 2017 года - даты обращения в суд с настоящим иском, поскольку в досудебном порядке Петрович К.А. требования к продавцу о соразмерном уменьшении покупной цены транспортного средства не предъявлял.
Неустойка за несвоевременное исполнение требований истца о соразмерном уменьшении покупной цены подлежит начислению с даты обращения в суд с настоящим иском и по день вынесения решения суда.
Таким образом, размер неустойки составляет 700000 рублейх1%х272+1904000 рублей. Истец при обращении в суд с настоящим иском размер неустойки снизил до 700000 рублей.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 декабря 2000 года № 263-0, положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат, по существу, обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Исходя из анализа действующего законодательства неустойка представляет собой меру ответственности за нарушение исполнения обязательств, носит воспитательный и карательный характер для одной стороны и одновременно, компенсационный, то есть, является средством возмещения потерь, вызванных нарушением обязательств для другой стороны, и не может являться способом обогащения одной из сторон.
Учитывая обстоятельства дела, негативные последствия для истца в результате действий ответчика, не исполнившего обязанность по устранению недостатков транспортного средства, принимая во внимание, что указанная санкция не может подменять собой иные меры гражданской ответственности и служить средством обогащения, суд первой инстанции обоснованно снизил размер неустойки до 50776 рублей.
Оснований не согласиться с определенным судом первой инстанции размером неустойки у судебной коллегии по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку заявленные требования Петровича К.А. в добровольном порядке до разрешения спора по существу ООО «Агат плюс» не были удовлетворены, суд первой инстанции, применив положения статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика штрафа, определив его размер с учетом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в сумме 30000 рублей.
Установив факт нарушения продавцом прав истца - потребителя, суд первой инстанции взыскал с ООО «Агат плюс» в пользу Петровича К.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, определив ее размер с учетом принципов разумности и справедливости, а также с учетом объема нарушенного права.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда в указанной части, поскольку размер компенсации морального вреда судом первой инстанции установлен с учетом обстоятельств дела и в соответствии с положениями статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Вопрос о взыскании судебных расходов разрешен судом первой инстанции по правилам статей 88,98,100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с суммой взысканных судом с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя и услуг экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы ООО «Агат плюс» не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.