Дело № 88-9008/2023
мотивированное определение
изготовлено 01 июня 2023 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 25 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Руновой Т.Д., Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-1295/2022 по иску Соколовой Елены Владимировны к Департаменту городского хозяйства администрации г. Тюмени, Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения,
по кассационной жалобе Соколовой Елены Владимировны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Соколова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации г. Тюмени, Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным решения Департамента городского хозяйства администрации г. Тюмени от 15 сентября 2021 года об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности устранить нарушения путем предоставления государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 сентября 2021 года по 28 февраля 2022 года.
В обоснование иска указано, что она обратилась в Департамент городского хозяйства администрации г. Тюмени с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения за период с 01 сентября 2021 года по 28 февраля 2022 года. Решением Департамента городского хозяйства администрации г. Тюмени № 32-08-004763/21 от 15 сентября 2021 года ей отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения с указанием на то, что расходы семьи не превысили величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Решением Департамента социального развития Тюменской области ее жалоба на вышеуказанное решение от 15 сентября 2021 года оставлена без удовлетворения, при этом указано, что в расчетный период были учтены доходы семьи, а именно пособия по безработице, материальная помощь, доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, алименты. Считает действия ответчиков незаконными, нарушающими ее права, поскольку ее семья состоит из двух человек: она и несовершеннолетний ребенок, при этом она дохода, кроме пособия на ребенка не имеет, временно не работает и состоит на учете в центре занятости, алименты не получает, является малоимущей с совокупным доходом в размере 3 403 руб. 83 коп. Также указывает, что доход, полученный от ценных бумаг в этот период, является незначительным.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 14 января 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 25 апреля 2022 года осуществлен переход к рассмотрению дела по иску Соколовой Е.В. к Департаменту городского хозяйства администрации г. Тюмени, Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения по правилам гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 30 мая 2022 года решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 января 2022 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03 ноября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 30 мая 2022 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 декабря 2022 года решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 января 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Соколова Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Департамента городского хозяйства администрации г. Тюмени.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 11 сентября 2021 года Соколова Е.В. обратилась в Департамент городского хозяйства администрации г. Тюмени с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения на период с 01 сентября 2021 года по 28 февраля 2022 года, с приложением копии паспорта, свидетельства о рождении ребенка, поквартирной карточки, договора найма жилого помещения, решения мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского судебного района г. Тюмени о взыскании в её пользу алиментов. Сведения о доходах предоставлены не были.
Из поквартирной карточки следует, что Соколова Е.В. с сыном <данные изъяты>. зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>, площадь квартиры 29 кв.м., собственником квартиры является отец истца - Соколов В.В.
23 декабря 2017 года Соколова Е.В. заключила с собственником квартиры Соколовым В.В. договор найма указанного жилого помещения во временное пользование по 31 декабря 2023 года.
Департаментом городского хозяйства администрации г. Тюмени в рамках межведомственного взаимодействия была запрошена информация в ФНС России, Департаменте труда и занятости населения Тюменской области, Департаменте социального развития Тюменской области о доходах Соколовой Е.В., её семьи.
Согласно сведениям Федеральной налоговой службы от 11 сентября 2021 года Соколова Е.В. за период с сентября по декабрь 2020 года имела доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в размере 586 448 руб. 30 коп., материальную помощь при рождении ребенка в размере 15 000 руб.
Из ответа государственного автономного учреждения Тюменской области Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района следует, что Соколова Е.В. за период с сентября по октябрь 2020 года имела доход в размере 13 275,81 руб.
По сведениям Департамента социального развития Тюменской области, за период с сентября 2020 года по февраль 2021 года Соколова Е.В. и члены её семьи имели доход в размере 31 018,67 руб.
По сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области, предоставленным по запросу судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда, Соколова Е.В. с 22 ноября 2021 года состоит на налоговом учёте в ИФНС России по г. Тюмени № 1 в качестве налогоплательщика на профессиональный доход. У Соколовой Е.В. налогооблагаемая база за 2020 год составила 15 253,06 руб.; за 2021 год - 5 207 руб.
По решению мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского судебного района г. Тюмени на содержание <данные изъяты> года рождения, в пользу Соколовой Е.В. взысканы алименты в размере 5 500 руб., ежемесячно, с последующей индексацией, начиная с 09 января 2018 года и до совершеннолетия ребенка.
Департаментом городского хозяйства администрации г. Тюмени произведен расчет, определен среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде в размере 165 384,75 руб., среднедушевой доход семьи в размере 82 692,38 руб., с учетом доходов семьи: пособие по безработице, материальная помощь, доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, алименты.
Решением Департамента городского хозяйства администрации г. Тюмени № 32-08-004763/21 от 15 сентября 2021 года истцу отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения в связи с тем, что расходы семьи не превысили величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Департаментом социального развития Тюменской области проведена проверка по обращению Соколовой Е.В. в части отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения, в результате которой установлено отсутствие нарушений административных процедур, сроков их исполнения, исчисления совокупного дохода семьи, о чем заявителю направлено уведомление.
Отказывая в удовлетворении требований Соколовой Е.В., суд первой инстанции, руководствуясь статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 8, 1 1, 20, 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», подпунктом «ж» пункта I Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 25 июня 2012 года № 9-р, исходил из того, что решение Департамента городского хозяйства администрации г. Тюмени от 15 сентября 2021 года об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является законным и обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Повторно проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что принятый за основу судом первой инстанции расчет размера субсидии, представленный ответчиком, произведён без соблюдения требований статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции у Департамента городского хозяйства администрации г. Тюмени был истребован расчёт размера субсидии без учета доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, за период с 01 сентября 2020 года по 28 февраля 2021 года.
Исследовав ответ Департамента городского хозяйства администрации г. Тюмени от 15 декабря 2022 года, а также произведя собственный расчет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Соколова Е.В. не имеет право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения в связи с тем, что расходы семьи за период с 01 сентября 2020 года по 28 февраля 2021 года не превысили величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии, источники финансирования этой меры социальной поддержки, а также порядок расчета субсидии установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Исходя из пункта 7 Правил (в редакции, действующей на момент подачи заявления о предоставлении субсидии 11 сентября 2021 года) решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (пункт 20 Правил).
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).
Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Во исполнение этого закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
В соответствии с пунктом 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.
Выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствуют вышеприведенному правовому регулированию спорных правоотношений и обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы жалобы о том, что судами при вынесении судебных постановлений не учтено, что оборот акций не является доходом, доходом является налогооблагаемая база, составляющая 253 руб. 06 коп., судебной коллегией отклоняется.
Согласно статьей статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.
В этой связи доход, полученный физическим лицом по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код дохода 1530), следует определять с учетом понесенных расходов по операциям с ценными бумагами.
Производя расчет размера субсидии, суд апелляционной инстанции доходы истца определил с учетом положений статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации. По коду дохода 2740 - стоимость выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в расчет судом апелляционной инстанции включена только налогооблагаемая сумма в размере 253 руб. 06 коп., по операциям с ценными бумагами (код дохода 1530) какие-либо суммы не учитывались с учетом того, что суммы дохода и расхода Соколовой Е.В. по операциям с ценными бумагами были равны.
Доводы жалобы о том, что семья Соколовой Е.В. является малоимущей, выводы судов не опровергает. Право Соколовой Е.В. на предоставление субсидии в спорный период определено с учетом порядка исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии, предусмотренного разделом V Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С учетом изложенного, кассационный суд приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения судебных постановлений в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░