Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-325/2023 ~ М-236/2023 от 05.05.2023

Дело № 2а-325/2023

                                     45RS0003-01-2023-000295-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Варгаши 01 июня 2023 года

Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Медведевой Л.А.,

при секретаре Пахаруковой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Курганская областная больница №2» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Варгашинского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к ГБУ «Курганская областная больница №2» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Указав, что в рамках надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды проведена проверка исполнения требований законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), в ходе которой установлено, что административным ответчиком допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в хозяйственной зоне Варгашинского филиала ГБУ «Курганская областная больница №2», расположенного по адресу <адрес> отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Просит суд признать незаконным бездействие ГБУ «Курганская областная больница №2» по непринятию мер к приведению площадки временного хранения ТКО, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать ГБУ «Курганская областная больница №2» в срок до 01.10.2023 оборудовать место (площадку) накопления ТКО, расположенную по адресу: <адрес> ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В судебном заседании помощник прокурора Рябцева Е.С. заявленные требования поддержала по доводам административного иска.

Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что в настоящее время решается вопрос об оборудовании контейнерной площадки ТКО ограждением, для этого запрашиваются коммерческие предложения, готовится аукционная документация.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 1 ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления») предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 8 Закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Таким исключением является, в том числе, возложение обязанности на хозяйствующие субъекты (п. 2.10 СанПин 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 (далее – СанПин 2.1.3678-20)).

При этом под хозяйствующим субъектом законодательство понимает субъект, который в соответствии с осуществляемой им деятельностью, выполняет работы, оказывает предоставление гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, образования, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд и т.д.

Таким образом, согласно вышеприведенным требованиям закона уборка мест погрузки ТКО – действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора, а создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО – обязанность хозяйствующих субъектов.

Положениями ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (специальные площадки). Контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Согласно п. 2.10 СанПин 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, контейнерная площадка для сбора ТКО должна быть с твердым покрытием. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.

Согласно п. 4.1.11 СанПин 2.1.13678-20 к хозяйствующим субъектам, оказывающим медицинские услуги населению, предъявляются санитарно-эпидемиологические требования, среди которых указано, что в хозяйственной зоне на собственной территории медицинской организации оборудуется контейнерная площадка для твердых коммунальных отходов. Контейнерная площадка должна быть с твердым покрытием и въездом со стороны улицы, защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.

Таким образом, вышеназванные положения закона и санитарно-эпидемиологические требования предусматривают возложение на хозяйствующие субъекты обязанности по соблюдению правил об охране окружающей среды, в том числе, в части обращения с ТКО.

Из материалов дела следует, что государственное бюджетное учреждение «Курганская областная больница №2» является юридическим лицом (ИНН 4501008880, ОГРН 1024500527369), основным видом деятельности которого является деятельность больничных организаций, с лицензией на осуществление медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.

ГБУ «Курганская областная больница №2» имеет филиал в рабочем поселке Варгаши, по адресу <адрес> дата постановки на учет в ЕГРЮЛ 12.12.2022 (выписка из ЕГРЮЛ от 03.05.2023).

Прокуратурой Варгашинского района Курганской области проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с ТКО, в ходе которой установлено, что административным ответчиком не оборудовано место (площадка) накопления ТКО с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, СанПин 2.1.13678-20, а именно в хозяйственной зоне медицинского учреждения отсутствует площадка с твердым покрытием для установления мусорных контейнеров, ограждение и навес, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

По данному факту прокуратурой района 09.02.2023 в ГБУ «Курганская областная больница 2» внесено представление об устранении нарушений закона № Прдр-20370004-38-23/-20370004.

Главным врачом ГБУ «Курганская областная больница №2» 06.03.2023 дан ответ, по выявленным нарушениям, согласно которому на территории больницы в соответствии со схемой обращения отходов установлена контейнерная площадка размером 6*3, расстояние от здания больницы и пищеблока соблюдено, имеет подъездной путь. Имеется водонепроницаемое бетонированное покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

В судебном заседании установлено, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, расположенная по адресу: <адрес>, не оборудована ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленного нарушения требований исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с ТКО в настоящее время, административным ответчиком суду не предоставлено.

При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что административный ответчик с февраля 2023 года добровольно не устраняет выявленные прокуратурой нарушения по обращению с ТКО, что препятствует безопасной реализации системы обращения с отходами производства и потребления, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает опасность загрязнения земель, плодородного слоя почв, а также может повлечь негативные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и животных, распространение общих для животных и человека заболеваний, суд находит административные исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области подлежащими удовлетворению.

Суд, разрешая вопрос об установлении срока для исполнения судебного решения, учитывает длительность бездействия, объем затрат и работ, необходимый для устранения выявленных нарушений, необходимость финансирования мероприятий по их устранению с учетом требований законодательства в области противодействия коррупции, а также те обстоятельства, что допущенные нарушения непосредственно влияют на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, и соглашается, что указанный прокурором срок по устранению нарушений – до 01.10.2023, является реальным и разумным сроком для устранения выявленных нарушений.

В силу положений ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2» (░░░ 4501008880) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2» (░░░ 4501008880) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                              ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-325/2023 ~ М-236/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Варгашинского района
Ответчики
ГБУ "Курганская областная больница №2"
Суд
Варгашинский районный суд Курганской области
Судья
Медведева Лилия Алмазовна
Дело на сайте суда
vargashinsky--krg.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация административного искового заявления
05.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2023Подготовка дела (собеседование)
19.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2023Дело оформлено
22.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее