Судья Заверуха О.С.      Дело №33-1284/2023 2.076

Дело № 2-10084/2022                 УИД 24RS0048-01-2022-008334-82

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КРАСНОЯСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

30 января 2023 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.,

судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.

при ведении протокола помощником судьи Блиновой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.

гражданское дело по иску Виноградова Константина Анатольевича к ГУ – ОПФР по Красноярскому краю о взыскании единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ОПФР по Красноярскому краю Клименко О.О.

на решение Советского районного суда г. Красноярска от 24 октября 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Виноградова Константина Анатольевича к ГУ – ОПФР по Красноярскому краю о взыскании единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю (ИНН: №) в пользу Виноградова Константина Анатольевича (паспорт: серия №) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 24 552,21 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Виноградова Константина Анатольевича – отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Виноградов К.А. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в Советском районе г. Красноярска о взыскании единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что Виноградов К.А. в декабре 2021 года оформил попечительство на ребенка Адольфа Т.В. 15.02. 2022 истец направил в ГУ-УПФР в Советском районе г. Красноярска заказным письмом заявление о выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Ответа на свое заявление, как предусмотрено в п. 4. ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, истец не получил, выплата пособия ответчиком не произведена. С учетом произведенных уточнений исковых требований просит суд взыскать с ГУ – ОПФР по Красноярскому краю государственное единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 24 567,33 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Определением от 26.09.2022 произведена замена ответчика ГУ-УПФР в Советском районе г. Красноярска его правопреемником ОПФР по Красноярскому краю.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОПФР по Красноярскому краю Клименко О.О., ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, что является нарушением норм материального права, просит решение суда изменить в части размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, в связи с неверным применением районного коэффициента, поскольку при определении размеров государственных пособий на детей гражданам, проживающим в центральных и южных районах края, а также в г. Красноярске, учитывается районный коэффициент 1,20, установленный постановлением Госкомтруда СССР, Секретариатом ВЦСПС от 21.10.1969 № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения». В этой связи, представив свой расчет спорного единовременного пособия, полагает, что его размер должен составлять 22 663,58 руб., вместо 24 552,21 руб.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Виноградов К.А., ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Королеву А.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца, его представителя, согласных с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) устанавливается, в том числе такой вид государственного пособия, как единовременное пособие при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

В силу статьи 17.2 Федерального закона N 81-ФЗ единовременное пособие при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Указанные пособия назначаются и выплачиваются на основании Приказа Минтруда России от 29.09.2020 N 668н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Пунктом 32 указанного Порядка предусмотрено, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере, установленном в соответствии со статьей 12.2 Федерального закона N 81-ФЗ.

Из пункта 33 Порядка следует, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления и документов (сведений) в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку, представленных заявителем и (или) полученных Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке межведомственного взаимодействия, в том числе электронного, в государственных органах, органах местного самоуправления, подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения, а также имеющихся в государственных информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 12.2 Федерального закона N 81-ФЗ регламентирует размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Так, базовый размер пособия составляет 8000 руб. При этом в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ данное пособие подлежит индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции. С 01.02.2021 единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 18 886 руб. 32 коп.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.12.2021 постановлением администрации Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Виноградов К.А. назначен попечителем несовершеннолетнего Адольфа Т.В., <дата> года рождения.

21.02.2022 в ГУ - УПФР в Советском районе г. Красноярска поступило заявление Виноградова К.А. о выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. К заявлению были приложены не заверенные копии документов, в том числе паспорт гражданина РФ, постановление об установлении попечительства от 28.12.2021 №, СНИЛС заявителя.

Ответчиком данное заявление рассмотрено в рамках Федерального закона от 02.05.2005 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и заявителю 06.03.2022 направлен ответ № с указанием порядка направления заявления по почте. Ответ направлен на адрес электронной почты Виноградова К.А., указанный в заявлении.

21.06.2022 из прокуратуры Советского района г. Красноярска в ГУ - ОПФР по Красноярскому краю поступило обращение Виноградова К.А. от 14.06.2022, на которое ответчиком дан ответ 05.07.2022, с приложением к нему ранее направленных в адрес истца ответов от 14.06.2022 №№ от 06.03.2022.Разрешая спор, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, верно установив фактические обстоятельства дела и руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Виноградова К.А. о выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. При этом суд исходил из того, что в нарушение порядка, установленного абз.4 п. 9.1. Приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", ответчиком вместо возвращения документов лицу, имеющему право на получение пособия, на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке, дан ответ.

Судом также указано, что направление ответа, данного заявителю в рамках Федерального закона от 02.05.2005 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не является надлежащим способом рассмотрения заявления о выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, как и не является надлежащем извещением заявителя направление такого ответа по адресу электронной почты.

Решение суда в указанной части не обжаловано в апелляционном порядке, в связи с чем, судебная коллегия в силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не усматривает оснований для проверки решения в полном объеме.

Определяя размер взыскания, суд первой инстанции, руководствовался положениями статей 146, 148, 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" и исходил из того, что с 01.02.2021 размер единовременного пособия при передаче ребенка в семью согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2021 года №73 составил 18 886,32 руб. В этой связи, пришел к выводу, что подлежащее взысканию с ответчика в пользу истца единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью составит 24 552,21 руб., исходя из расчета: 18 886,32 руб. * коэффициент 1,3.

При этом, судом обосновано признаны несостоятельными доводы ответчика о пропуске истцом срока за обращением о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, поскольку согласно материалам дела 28.12.2021 постановлением администрации Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Виноградов К.А. назначен попечителем несовершеннолетнего Адольфа Т.В., <дата> года рождения, а 21.02.2022, то есть, до истечения шести месяцев, такое заявление было зарегистрировано в пенсионном органе, однако не было им рассмотрено в соответствии с действующим Порядком.

Вместе с тем, признавая правильными выводы суда первой инстанции о взыскании с ответчика в пользу истца единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, судебная коллегия признает обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно определен размер единовременного пособия, подлежащего выплате Виноградову К.А.

Так, из разъяснений Министерства образования и науки РФ от 08.05.2014 № ВК-911/07 «О методических разъяснениях» следует, что в случае, если ребенок был усыновлен или передан под опеку (попечительство) в период, предшествующий текущему году, и лица, взявшие ребенка на воспитание, приобрели право на единовременное пособие в том же году, пособие должно исчисляться в соответствии с производимыми выплатами на начало года, в котором были установлены усыновление или опека (попечительство).

Таким образом, размер единовременного пособия рассчитывается исходя из даты передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, на основании решения суда, вступившего в законную силу, или акта органа опеки и попечительства.

Пунктом 81 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н, определено, что размеры пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 55 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно - климатических условиях, повышенные в соответствии с настоящим Постановлением стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.

Поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего времени размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы, пенсий, пособий и других выплат не установлены, применяются районные коэффициенты, установленные правовыми актами бывшего СССР, в связи с чем подлежат применению положения Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения», согласно которым утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

В этой связи, решение суда в части установленного размера, причитающегося истцу единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, подлежит изменению, со снижением установленной суммы задолженности до 22 663 рублей 58 копеек, исходя из расчета: 18 886,32 руб. * коэффициент 1,2.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, суд первой инстанции руководствовался положениями статьей 150, 151, 1064, 1099, 1100, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», пункта 11 постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», пункта 31 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и исходил из отсутствия оснований для возложения на ответчика ГУ-ОПФР по Красноярскому краю обязанности возместить моральный вред, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено и материалами дела не подтверждается факт причинения истцу ответчиком морального вреда.

Выводы суда в указанной части в апелляционном порядке не оспариваются.

Иных доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Процессуальных нарушений влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 22 663 ░░░░░░ 58 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-1284/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Виноградов Константин Анатольевич
Ответчики
Пенсионный Фонд Советского района России
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Баимова Ирина Антанасовна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
30.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2023Передано в экспедицию
30.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее