Дело № 2а-1570/2023
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 13 марта 2023 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Лузиной Т.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2 к.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по 02.17.2017 г. состоял на учете в ИФНС России по Свердловскому району г. Перми в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, являлся плательщиком страховых взносов. ИФНС России по Свердловскому району г. Перми произведен расчет страховых взносов в фиксированном размере: за 2016 год ОПС: в размере 48 977,66 руб., ОМС – 17 919,41 руб., за 2017 год: ОПС в размере 19 059,68 руб., ОМС – 6 884,00 руб., за 2020 год: ОПС в размере 27 815,20 руб., ОМС – 3 738,63 руб. Обязанность по уплате страховых взносов не была исполнена в установленный срок, в связи с чем образовалась задолженность по пени в размере 7 520,83 руб.
Также ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц. Инспекция в соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ направила административному ответчику налоговые уведомления № 7136121 и № 76905279. Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2018-2019 гг. своевременно не исполнена, в связи с чем задолженность по пени в размере 849,12 руб., начисленным за несвоевременную уплату по налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды 2018-2019 гг.
Также указывает, что на праве собственности ФИО1 в спорный период принадлежало транспортное средство – Тойота AURIS. За налоговый период 2018 года начислен транспортный налог в размере 3 410 руб. Административный ответчик в нарушение законодательства о налогах и сборах своевременно не уплатил транспортный налог, задолженность по пени составляет 354,36 руб.
Кроме того административный истец указал, что ФИО1 является плательщиком земельного налога, за налоговый период 2017 года административному ответчику начислен земельный налог в размере 3 739 руб. (налоговое уведомление № 5582504), за налоговые периоды 2018-2019 гг. административному ответчику начислен земельный налог в размере 744 руб. В установленный срок земельный налог за указанные налоговые периоды административным ответчиком не уплачен, в связи с чем начислены пени в размере 77,53 руб.
Судебный приказ № 2а-716/6-2022 о взыскании недоимки и пени с административного ответчика вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ. В связи с поступлением возражений налогоплательщика относительно исполнения судебного приказа 17.05.2022 мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-716/6-2022.
В связи с рассмотрением настоящего дела налоговым органом понесены судебные издержки, а именно почтовые расходы по направлению копии административного искового заявления административному ответчику которые составляют 98,40 руб., что подтверждается суммой почтового отправления, указанной на конверте.
В связи с частичным отказом административного истца от иска определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части взыскания с ФИО1 пени в размере 3 531,29 руб., начисленных за период с 25.01.2019 по 01.09.2021 на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за 2017 год; пени в размере 692,67 руб., начисленных за период с 25.01.2019 по 01.09.2021 на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за 2017 год; пени в размере 128,76 руб., начисленных за период с 23.12.2019 по 01.09.2021 за несвоевременную уплату по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018 года (ОКТМО 57701000); пени в размере 720,36 руб., начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за несвоевременную уплату по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2019 года (ОКТМО 57701000); пени в размере 354,36 руб., начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за несвоевременную уплату по транспортному налогу за налоговый период 2018 года (ОКТМО 57701000); пени в размере 77,53 руб., начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за несвоевременную уплату по земельному налогу за налоговый период 2018 года (ОКТМО 57701000).
На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю просит суд (с учетом частичного отказа от иска) взыскать с ФИО1 пени в размере 3 296,87 руб., начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку по страховых взносам на ОМС в фиксированном размере за 2016 год; судебные издержки в размере 98,40 руб.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, пояснил, что задолженность, указанная в административном исковом заявлении, не уплачена (л.д. 131-132).
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании пояснил, что с требованиями административного иска не согласен, поскольку считает, что пени в сумме 3 296,87 на ОМС за период 2016 года являются необоснованными, поскольку после даты ДД.ММ.ГГГГ, когда в отношении него введена процедура реструктуризации долгов, никаких неустоек, пени и штрафов не задолженность, возникшую до даты 05.04.2017 (дата, предшествующая признанию обоснованным заявления кредитора и введения процедуры реструктуризации долгов), начислено быть не может.
Заинтересованное лицо финансовый управляющий ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представлены письменные пояснения (л.д. 63-82, 121-130).
Суд определил возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, исследовав и оценив материалы настоящего дела, материалы судебного приказа 2а-716/2022 о взыскании задолженности с ФИО1, пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.
Порядок уплаты страховых взносов определен главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу пункт 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.
Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
Порядок и условия начислений пеней на недоимку по страховым взносам регламентирован в статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 с 28.06.2001 по 24.10.2017 был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 14-17).
В связи с указанным, у ФИО1 возникла обязанность по уплате страховых взносов в соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиком, в установленный срок, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование не исполнена, в связи с чем, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации ему начислены на сумму задолженности пени, что подтверждается соответствующим расчето (л.д. 28-29).
На основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ, налоговым органом в адрес административного ответчика посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование № 55360 об уплате налога, пени, сбора, страховых взносов, пени по состоянию на 02.09.2021, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить в том числе недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 17 919,41 руб. и пени в размере 3 296,87 руб. (л.д. 26,33).
14.02.2022 административный истец обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа с целью взыскания недоимки.
18.02.2022 мировым судьей судебного участка № 1 Свердловского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ № 2а-716/2-2022 о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 21 по Пермскому краю задолженности по налогам в общей сумме 10 572,28 руб.
17.05.2022 мировым судьей судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Перми вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-716/2-2022 от 18.02.2022 в связи с предоставлением должником возражений относительно исполнения судебного приказа (л.д. 9).
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю направлено в Свердловский районный суд г. Перми заказной корреспонденцией 17.11.2022 (л.д. 51), то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административным ответчиком размер задолженности не оспорен, доказательств уплаты взыскиваемых сумм налогоплательщиком не представлено, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате пеней на недоимку по страховым взносам административным ответчиком не исполнена, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Доводы административного ответчика, заинтересованного лица о том, что начисление пеней на сумму задолженности, возникшую до возбуждения дела о банкротстве либо до введения в отношении должника процедуры реструктуризации долга, отклоняются судом по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5, пункта 3 статьи 63 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2022 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Указанная позиция содержится в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно пункту 4 указанного Постановления требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Материалами дела подтверждается, что заявление о признании ФИО1 банкротом принято к производству Арбитражного суда Пермского края 13.12.2016. Определением Арбитражного суда Пермского края от 12.04.2017 в отношении ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов. Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 введена процедура реализации имущества.
Следовательно, обязательства по уплате обязательных платежей, возникшие после 13.12.2016, относятся к текущим платежам.
Обязательство по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 года возникло у ФИО1 не ранее окончания налогового периода 2016 года, то есть уже после 13.12.2016.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязательные платежи, каковыми в силу положений статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2022 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» являются недоимка по страховым взносам и пени, в данном случае, в соответствии с частью 1 статьи 5 приведенного Федерального закона являются текущими платежами, поскольку возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В связи с чем, требование административного истца о взыскании пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 год, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю заявлены требования о взыскании с административного ответчика судебных издержек в сумме 98,40 руб.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (пункт 6).
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю в связи с необходимостью обращения в суд в рамках настоящего административного дела понесены судебные издержки, а именно почтовые расходы по направлению в адрес административного ответчика копии административного искового заявления. Согласно почтовому реестру сумма данных расходов составила 98,40 руб. (л.д. 49-50).
На основании изложенного, взысканию с административного ответчика в пользу административного истца подлежат почтовые расходы в размере 98,40 руб.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что истец при подаче административного иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 21 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 21 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 296,87 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 30.01.2019 ░░ 01.09.2021 ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2016 ░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 98,40 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.03.2023.