Дело № 2а-1531/2020
44RS0001-01-2020-000856-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
Судьи Комиссаровой Е.А.,
При секретаре Приказчиковой Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецова Владимира Николаевича к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы об оспаривании решения об отказе в перераспределении земель, перераспределении земель в соответствии со схемой расположения земельного участка
Установил:
Кузнецов В.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что им <дата> было подано заяваление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № по адресу 1 и земельного участка с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена. К заявлению о перераспределении земель была приложена соответствующая схема земельного участка с учетом перераспределения земель. <дата> истцу было отказано в удовлетворении заявления о перераспределении земель со ссылкой на подпункт 2 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ. В отказе административным ответчиком указано, что отсутствуют основания для перераспределения земель, поскольку между границами указанных земельных участков отсутствует вклинивание, вкрапливание, чересполосица. Причины отказа в перераспределении земель не основаны на законе, являются следствием неверного толкования и применения норм Земельного кодекса РФ. Применение норм подпункта 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ было ошибочно. В настоящем случае при рассмотрении заявления о перераспределении земель необходимо было руководствоваться нормами подпункта 3 пункта 1 ст. 39.28 ЗК РФ. Препятствий для удовлетворения заявления истца о перераспределении земель, в случае применения соответствующих норм права не имелось. Отказ административного ответчика нарушает право административного истца на увеличение площади принадлежащего ему земельного участка, путем перераспределения земель. Просит признать незаконным отказ административного ответчика в удовлетворении заявления административного истца в перераспределении земель. Обязать административного ответчика осуществить перераспределение земель находящихся в муниципальной собственности и принадлежащего административному истцу земельного участка № в соответствии со схемой расположения земельного участка, предоставленной административным истцом.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Дьяков Г.В., Кузнецов А.В., Самохотова И.В., Управление Росреестра по Костромской области.
Представитель административного истца Емельянов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Тараканов П.Н. иск не признал, поддержал доводы письменных возражений.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, граждане, обратившиеся в суд, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, а именно, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения дела установлено, что Кузнецов В.Н. является участником долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... по адресу 1, вид разрешенного использования: «для эксплуатации нежилых помещений (выставочного зала холодильного и торгового оборудования).
<дата> в адрес Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы поступило заявление от Кузнецова В.Н., который как указано в заявлении действует в том числе по поручению сособственников Кузнецова А.В. Дьякова Г.Г., Самохотовой И.В., о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ... по адресу 1, находящегося в частной собственности и земельного участка с кадастровым номером ... по адресу 2 право государственной собственности на который не разграничено. К заявлению была приложена схема перераспределения земельных участков.
Из заявления следует, что на земельном участке 44:27:0404013:537 расположено нежилое здание выставочного зала холодильного и торгового оборудования, также находящееся в долевой собственности. Заявитель указывает, что поскольку часть здания уже была построена на момент приобретения и имелись фундаменты для продолжения строительства, объект возводился по линии ограждения, что привело к непроизвольному захвату смежной территории, в отношении которой не было проведено межевание. Нежилое здание в установленном порядке поставлено на кадастровый учет. Решением Ленинского районного суда г. Костромы от <дата> по делу № подтвержден кадастровый учет помещений выставочного зала, его кадастровые характеристики. Фактически здание выставочного зала находится на земельных участках, свободных от претензий третьих лиц, фундаменты защищены. Запрашиваемое перераспределение не ущемит ничьих прав и законных интересов. Просит предоставить дополнительный земельный участок для эксплуатации здания выставочного зала в долгосрочную аренду или путем выкупа по кадастровой стоимости.
Рассмотрев данное заявление как обращение о возможности перераспределения земельных участков Управление имущественных и земельных отношений <дата> направило Кузнецову В.Н. письмо за подписью и.о. заместителя начальника Управления, в котором со ссылкой на подпункт 2 п. 1 ст. 39.28 подпункт 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ разъяснило, что поскольку проект межевания территории, ограниченной улицами 1, 2, 3 и 4, в границах которой расположены планируемые им к образованию земельные участки, не разработан и не утвержден, основание для перераспределения указанных земельных участков в соответствии с приложенной схемой расположения земельных участков на кадастровым плане территории, а также для разработки проекта межевания вышеназванной территории в целях перераспределения данных земельных участков отсутствует.
В судебном порядке административным истцом вышеуказанные разъяснения оспариваются как отказ уполномоченного органа в перераспределении земельных участков.
Однако с доводами административного иска суд согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в целях установления порядка взаимодействия с заявителями при предоставлении Администрацией города Костромы муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы и земельных участков, находящихся в частной собственности, Постановлением Администрации города Костромы от 10.08.2015 N 2081 утвержден Административный регламент предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы и земельных участков, находящихся в частной собственности (утратил силу в связи с изданием постановления администрации города Костромы № от <дата>, далее Регламент)
В соответствии с п.п. 2.6.1, 2.6.2 Регламента муниципальная услуга предоставляется заявителю на основании представленного заявления, составленного по форме согласно приложению 1 к настоящему Административному регламенту.
2.6.2. В целях предоставления муниципальной услуги заявителем представляются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность (для заявителя - физического лица);
б) копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае если с заявлением о предоставлении муниципальной услуги обращается представитель заявителя;
в) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
г) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
д) письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, если земельные участки обременены правами указанных лиц. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда;
е) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если заявителем является иностранное юридическое лицо;
ж) копия кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, после выполнения кадастровых работ.
Основанием для начала административной процедуры принятия решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в ее предоставлении является получение начальником уполномоченного структурного подразделения уведомления о возврате, проекта постановления об утверждении схемы, согласия на заключение соглашения либо проекта распоряжения об отказе. (п. 3.4.1).
Начальник уполномоченного структурного подразделения проверяет правомерность принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) муниципальной услуги, рассматривает и визирует уведомление о возврате, проект постановления об утверждении схемы или согласие на заключение соглашения либо проект распоряжения об отказе, и передает документ вместе с личным делом заявителя на рассмотрение и согласование следующим должностным лицам:
а) начальнику структурного подразделения Управления, осуществляющему правовое обеспечение деятельности Управления;
б) заместителю начальника Управления, курирующему вопросы в сфере земельных отношений. (п. 3.4.2)
Согласованный в установленном порядке проект постановления об утверждении схемы или согласие на заключение соглашения либо проект распоряжения об отказе либо уведомление о возврате направляется должностным лицом, ответственным за рассмотрение документов заявителя, вместе с личным делом заявителя начальнику Управления. (п. 3.4.3)
Начальник Управления рассматривает представленные документы, проверяет правомерность принятия решения о предоставлении муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении и визирует проект постановления об утверждении схемы либо подписывает уведомление о возврате документов или согласие на заключение соглашения или распоряжение об отказе. (3.4.4)
В случае если начальник Управления подписывает уведомление о возврате документов, согласие на заключение соглашения или распоряжение об отказе, должностное лицо, ответственное за рассмотрение документов заявителя, передает указанный документ должностному лицу, ответственному за выдачу документов заявителю. (3.4.5)
В случае если начальник Управления визирует проект постановления об утверждении схемы, должностное лицо, ответственное за рассмотрение документов заявителя, направляет его вместе с личным делом заявителя на согласование в порядке, предусмотренном Регламентом Администрации города Костромы. (3.4.6)
Согласованный в установленном порядке проект постановления об утверждении схемы должностное лицо, ответственное за рассмотрение документов заявителя, вместе с личным делом заявителя направляет главе Администрации города Костромы для принятия решения. (3.4.7)
Глава Администрации города Костромы рассматривает представленные документы, подписывает постановление об утверждении схемы и обеспечивает возврат документов в Управление для передачи должностному лицу, ответственному за выдачу документов заявителю. (3.4.8)
В случае если при выполнении административных действий, предусмотренных пунктами 3.4.2, 3.4.4, 3.4.8 настоящего Административного регламента, соответствующее должностное лицо установит неправомерность предоставления (отказа в предоставлении) муниципальной услуги или несоответствие проекта документа действующим нормативным правовым актам, такое должностное лицо ставит об этом соответствующую резолюцию и обеспечивает возврат полученных документов, вместе с личным делом заявителя должностному лицу, ответственному за рассмотрение документов заявителя, для устранения недостатков и направления на повторное согласование. (3.4.9)
Результатом административной процедуры принятия решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в ее предоставлении является получение должностным лицом, ответственным за выдачу документов заявителю, одного из следующих документов:
а) уведомления о возврате документов, подписанного начальником Управления;
б) постановления об утверждении схемы, подписанного главой Администрации города Костромы;
в) согласия на заключение соглашения, подписанного начальником Управления;
г) распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении, подписанного начальником Управления. (3.4.10)
Максимальный срок выполнения административной процедуры принятия решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в ее предоставлении составляет 15 дней, а в случае подписания уведомления о возврате заявления - 3 дня. (3.4.11)
Из вышеуказанных нормативных положений следует, что заявление о перераспределении земельных участков подается в уполномоченный орган по установленной форме с приложением соответствующих документов. Отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков выдается в форме Распоряжения, подписанного начальником Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы.
Как следует из фактических обстоятельств дела соответствующего отказа в перераспределении земельных участков уполномоченным органом не принималось.
Требований о нарушении процедуры рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков и принятия предусмотренного регламентом решения административным истцом не заявлялось.
Несогласие истца с содержанием ответа по мнению суда не может считаться поводом для признания ответа должностного лица органа государственной власти незаконным, поскольку оспариваемый административным истцом ответ Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы сам по себе не нарушает права и свободы истца, не создает препятствий к их осуществлению.
При этом оценка степени аргументированности ответа на обращение не может быть предметом проверки суда в рамках рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Поскольку в установленном порядке с приложением соответствующих документов, в том числе подтверждающих полномочия на обращение от иных участников долевой собственности, Кузнецов В.Н. с заявлением о перераспределении земельных участков не обращался, регламентированная процедура рассмотрения такого заявления административным ответчиком не проводилась, у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности осуществить перераспределение земель в соответствии с исковыми требованиями.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░