2-2937/2024
14RS0035-01-2024-003090-04
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Аноприенко К.В., Егоровой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуляевой Елены Владимировны к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения
по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Гуляева Е.В. обратилась с в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета на получение единовременной социальной помощи для приобретения и строительства жилого помещения, возложении на ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения путем восстановления на учете (в очереди) для получения указанной единовременной социальной выплаты с момента постановки на учет, определении условий предоставления социальной выплаты в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В обоснование требований указала, что она проходит службу в Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (УГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия)) с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма она и члены ее семьи не имеют. В ДД.ММ.ГГГГ по решению жилищно-бытовой комиссии она была поставлена на учет и в очередь на получение единовременной социальной помощи для приобретения и строительства жилого помещения, однако решением ЖБК МВД по Республике Саха (Якутия) № от ДД.ММ.ГГГГ она неправомерно была снята с учета на основании подпункта «б» пункта 19 раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты».
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2024 года решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. На МВД по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем восстановления Гуляевой Е.В. на учете (в очереди) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на учет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2024 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МВД по Республике Саха (Якутия) просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением жилищно-бытовой комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты МВД по Республике Саха (Якутия) Гуляева Е.В. составом семьи из 4 человек поставлена на учёт в связи отсутствием жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли собственности на жилые помещения).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ о проверке бытовых условий, выданной ТСЖ «<данные изъяты>», Гуляева Е.В., ее <данные изъяты> ФИО4, <данные изъяты> ФИО5 и ФИО6, зарегистрированы в жилом помещении площадью 77,5 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на дату принятия решения о постановке на учета принадлежало и принадлежит в настоящее время на праве собственности <данные изъяты> ФИО7 и ФИО8, которые в указанной квартире не зарегистрированы и никогда в ней не проживали, имеют регистрацию по иному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ Гуляева Е.В. обратилась в жилищно-бытовую комиссию с заявлением об исключении из состава семьи <данные изъяты> ФИО6, которая достигла 23-летнего возраста.
При рассмотрении указанного заявления на заседании ЖБК (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) было принято решение признать родителей супруга истца членами семьи Гуляевой Е.В, в связи с чем она на основании подпункта «б» пункта 19 раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1223 была снята с учета. Такое решение было принято в связи с тем, что Гуляева Е.В. и ее семья проживает в квартире родителей супруга по адресу: <адрес> без наличия каких-либо договорных отношений при обеспеченности жилой площадью на одного человека более 15 квадратных метров.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Гуляевой Е.В., суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплат, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1223, исходил из незаконности снятия истца и членов ее семьи с учета, поскольку родители супруга не являются членами ее семьи, а временное проживание в чужой собственности не создает каких-либо прав на постоянное пользование жилым помещением.
В силу пункта 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Следовательно, в силу прямого указания закона членами семьи собственника являются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Из обстоятельств дела следует, что родители супруга Гуляевой Е.В., никогда вместе с истцом не проживали, с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрированы и фактически проживают по адресу: <адрес>, с учетом чего, ФИО1 и ФИО4 не являются членами семьи собственника, нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения. При этом ФИО7 и ФИО8, допрошенные в суде первой инстанции в качестве свидетелей, показали, что жилое помещение они предоставили своему сыну и его семье на условиях временного проживания.
При этом, суд правильно указал на то, что обстоятельства, послужившие основанием для снятия с учета, имели место и на дату постановки на учет, поскольку ФИО9 и члены ее семьи вселены и проживают по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года не в качестве членов семьи собственников жилого помещения. Это же следует из выписки поквартирной карточки квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 2 указанной статьи Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплат, утвержденных (далее – Правила).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил сотрудник снимается с учета в случае в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.
Проанализировав указанные нормы и обстоятельства дела суд установил, что с даты постановки Гуляевой Е.В. на учет каких-либо изменений, свидетельствующих об увеличении состава семьи, не произошло. Гуляева Е.В. с супругом и детьми, а также родители супруга Гуляевой Е.В. как на дату постановки на учет, так и на дату принятия оспариваемого решения проживали в разных жилых помещениях, совместного хозяйства не вели, в то время как возможность прекращения действия решения о постановке на учет по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 19 Правил, обусловлена исключительно фактом наступления обстоятельств, свидетельствующих об утрате сотрудником оснований для получения единовременной выплаты. При этом такие обстоятельства, при отсутствии доказательств злоупотребления либо предоставления недостоверных сведений, должны наступить уже после принятия соответствующего правого акта.
Изменение ответчиком в одностороннем порядке подхода к оценке обстоятельств, имевших место на дату принятия решения о постановке Гуляевой Е.В. на учет, в отсутствие каких-либо неправомерных действий со стороны истца и членов ее семьи, не может свидетельствовать о том, что в рассматриваемой ситуации Гуляевой Е.В. утрачены основания для получения единовременной выплаты.
По смыслу последовательно высказываемых Конституционным Судом Российской Федерации позиций неоднозначность, неясность и противоречивость регулирования недопустимы, поскольку, препятствуя надлежащему уяснению его содержания, открывают перед правоприменителем возможности неограниченного усмотрения, ослабляющего гарантии конституционных прав и свобод (постановления от 20 декабря 2011 года № 29-П, от 2 июня 2015 года № 12-П, от 19 июля 2017 года № 22-П).
Принимая соответствующий правовой акт и закрепляя в нем в предусмотренном порядке право Гуляевой Е.В. на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты МВД Республики Саха (Якутия) должно было учитывать, в том числе и необходимость соблюдения принципа правой определенности, предполагающего, что противоречивость регулирования одного и того же вопроса в разные промежутки времени без изменения каких-либо существенных обстоятельств является недопустимой.
Нормы материального и процессуального закона при рассмотрении настоящего дела применены верно, указаний на нарушения норм права, которые могли бы явиться основанием к отмене постановлений суда, кассационная жалоба не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 28 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 24 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.