Дело № 2-60/2022
УИД 35RS0015-01-2022-000047-33
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2022 года № 33-2877/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего судьи Сотникова И.А.,
судей Ширяевской Е.С., Репман Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изотовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Долгановской В. А. на решение Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 22 апреля 2022 года по иску Долгановской В. А. к администрации сельского поселения Кичменгское, Колосовой Е. Н., Федулину Г. А., Федулину А. А.чу, Федулину Н. А. о признании права собственности на недвижимое имущество,
установила:
Долгановская В.А. 14 февраля 2022 года обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области о признании права собственности на земельный участок с кадастровым №... площадью 3100 кв.м, местоположением: <адрес> и расположенный на нём жилой дом с кадастровым №... площадью 36,0 кв.м
Требования мотивировала указанием на договор дарения, заключённый 5 сентября 2002 года с собственником недвижимого имущества Курмашевым А.А., фактическое принятие ею имущества в дар. Государственная регистрация её права собственности не была осуществлена в связи со смертью Курмашева А.А. 8 февраля 2003 года. Полагает, что наследник Курмашева А.А. Федулина Ф.Ф. приняла наследство, в состав которого входили только денежные средства.
Определениями Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 28 февраля 2022 года и 21 марта 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены наследники Федулиной Ф.Ф. Колосова Е.Н., Федулин Г.А., Федулин Н.А., Федулин А.А. (л.д. 73, 89).
Решением Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 22 апреля 2022 года Долгановской В.А. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации сельского поселения Кичменгское, Колосовой Е.Н., Федулину Г.А., Федулину А.А., Федулину Н.А. о признании права собственности на недвижимое имущество.
В апелляционной жалобе Долгановская В.А., повторяя доводы искового заявления, просит решение суда, как принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Полагает, что отсутствие государственной регистрации договора дарения и перехода к ней права собственности на недвижимое имущество не отменяют волеизъявление её отца Курмашева А.А. на передачу принадлежащего ему имущества при жизни в дар, принятие ею дара, открытое и непрерывное владение домом и земельным участком.
Истица Долгановская В.А., ответчики Федулин Г.А., Федулин Н.А., Федулин А.А., представитель ответчика администрации сельского поселения Кичменгское, представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Ответчица Колосова Е.Н., извещённая надлежащим образом, в судебное заседание также не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие в связи с невозможностью явки в судебное заседание из-за значительной удалённости её места жительства.
Судебная коллегия, выслушав сообщение судьи-докладчика Сотникова И.А., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит решение принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями применимого к правоотношениям сторон законодательства и не подлежащим отмене или изменению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, дав оценку всем представленным сторонами доказательствам в соответствии со статьями 56, 67 ГПК Российской Федерации, исходил из того, что право на объекты недвижимого имущества возникает с момента его государственной регистрации, в то время как договор дарения от 5 сентября 2002 года его сторонами для государственной регистрации не представлялся и право собственности на недвижимое имущество к одаряемой не перешло.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства Российской Федерации и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
На основании абзаца второго статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания права.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ в редакции, действовавшей в момент заключения договора дарения, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Этому общему правилу корреспондирует положение пункта 3 статьи 574 ГК РФ в применимой к правоотношениям сторон редакции, предусматривающей необходимость государственной регистрации договора дарения недвижимого имущества.
В соответствии со статьёй 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
При этом в силу 2 статьи 223 ГК Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Сделки с землёй и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьёй 131 ГК РФ, и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 164 ГК РФ в редакции, действующей на момент заключения договора дарения).
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснил - в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как следует из материалов дела, 5 сентября 2002 года Курмашев А.А. подарил, одаряемая Долгановская В.А. приняла в дар одноэтажный деревянный индивидуальный жилой дом, площадью 36 кв.м с надворными постройками и земельный участок из земель поселений площадью 3100 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства на землях поселений Кичменгско-Городецкого района Вологодской области, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 6); договор заключён в простой форме, передача имущества в дар и его принятие подтверждены подписями дарителя и одаряемой.
Пунктом 8 договора предусмотрено, что договор считается исполненным с момента подписания сторонами; право собственности по договору возникает у одаряемого с момента государственной регистрации договора и перехода права собственности в БТИ (л.д. 6).
8 февраля 2003 года Курмашев А.А. умер; договор дарения ни до этой даты, ни после неё на государственную регистрацию не представлялся и таковую не проходил.
Исходя из предписания статьи 1112 ГК РФ спорное имущество вошло в состав наследства Курмашева А.А. в связи с чем право собственности на него может быть приобретено исключительно в порядке наследования.
Согласно наследственному делу № 58, открытому к имуществу умершего Курмашева А.А. нотариусом Кичменгско-Городецкого нотариального округа Вологодской области Шемякиной Р.В., наследником, принявшим наследство Курмашева А.А., является его супруга Федулина Ф.Ф., которой 18 августа 2003 года нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону (л.д. 62-70).
Апелляционная жалоба в целом удовлетворению не подлежит, поскольку не содержит сведений об юридически значимых обстоятельствах, которые не были учтены судом при разрешении спора и могут повлечь отмену или изменение обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2022 ░░░░.