Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1552/2023 ~ М-1140/2023 от 30.06.2023

29RS0024-01-2023-001443-93Дело № 2а-1552/2023
27 октября 2023 года город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Беляевой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Зиннатове Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Харитонова Игоря Михайловича к Федеральной службе исполнения наказаний, УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Ярославской области, ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Архангельской области, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Архангельской области о признании бездействия незаконным, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Харитонов И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1000000 рублей.

В обоснование иска указано, что истец 16.06.2015 был осужден Плесецким районным судом Архангельской области по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. 26.04.2021 Сегежским городским судом Республики Карелия был изменен вид исправительного учреждения на колонию строгого режима. 24.05.2023 при этапировании истца из ФКУ ЛИУ-9, расположенного в г.Углич Ярославской области в исправительную колонию строго режима Архангельской области сотрудниками ФКУ ЛИУ-9 на личное дело было наклеено сопроводительное письмо в котором указано, что у истца особый режим. 25.05.2023 при этапировании истца из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области специальным вагоном он был помещен в вагон, в котором этапировались осужденные с особым режимом. Кроме того, 25.05.2023 и 26.05.2023 при этапировании в спецвагоне отсутствовали матрас и подушка. Время следования в пути из Ярославля в Архангельск составляет 18 часов и все это время истцу приходилось сидеть и лежать на голой полке. 01.06.2023 истец вновь этапировался из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области в г.Котлас спецвагоном. Время в пути составляет 18 часов, однако истцу также не был выдан матрас и подушка. При этом истец является инвалидом 2 группы, имеет ряд хронических заболеваний в виде <данные изъяты>, в связи с чем такое отношение к перевозке «спецконтингента» имеющего хронические заболевания и группу инвалидности нарушает положения статьи 21 Конституции Российской Федерации, унижает человеческое достоинство. Также истец указал, что в период пребывания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области с 26.05.2023 по 28.05.2023 он содержался в камере № 11, где также содержался осужденный к особому режиму ФИО8, <данные изъяты> года рождения, что нарушает положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В период рассмотрения спора административный истец изменил требования в части требований, заявленных о ненадлежащем содержании в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области. И, вместо требований о нарушении условий содержания, выразившихся в нахождении административного истца в одной камере с осужденным к особому режиму, просил взыскать компенсацию за нарушения, установленные представлением Прокуратуры Архангельской области от 30.06.2023 № 17-05-2023/2273-23-20110003, а именно: нарушение нормы санитарной площади в камере № 31 и не обеспечение столами и скамейками, соответствующими требованиям пунктов 10,13,14 Каталога «Специализированные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденного приказом Минюста России от 26.07.2007 № 407. Также уменьшил размер требуемой компенсации до 200000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Ярославской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Архангельской области. В качестве заинтересованных лиц ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области и УМВД России по Архангельской области.

Административный истец Харитонов И.М., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, доводы уточненного искового заявления поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Васенева Ю.В. в судебном заседании с иском не согласилась, в его удовлетворении просила отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Административные ответчики УФСИН России по Ярославской области, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Архангельской области представителей в судебное заседание не направили, извещены.

Заинтересованные лица ФКУ ЛИУ- 9 УФСИН России по Ярославской области и УМВД России по Архангельской области, представителей в судебное заседание не направили, извещены.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

    Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее – режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.199 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с пунктом 13 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в силу части 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика – соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем, административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишённых свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).

Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).

В силу подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны, наряду с прочим: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Как следует из письменных материалов дела, что 30.04.2014 Харитонов И.М. был осужден приговором Соломбальского районного суда г.Архангельска по пункту «в» части 2 статьи 163, части 1 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений к 4 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.

16.06.2015 Харитонов И.М. был осужден Приговором Плесецкого районного суда Архангельской области по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы. На основании статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров с частичным присоединением неотбытой части наказания по приговору Соломбальского районного суда г.Архангельска от 30.04.2014 окончательно к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Постановлением Сегежского городского суда республики Карелия от 26.04.2021 Харитонова И.М. перевели из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строго режима. Постановление вступило в законную силу 07.05.2021.

Также из материалов дела следует, что Харитонов И.М. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области в период с 20.01.2023 по 21.01.2023. Убыл в распоряжение ФКУ ЛИУ-9 УФСИН по Ярославской области. 24.05.2023 вновь прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, где содержался по 26.05.2023, после чего убыл в распоряжение УФСИН России по Архангельской области.

26.05.2023 Харитонов И.М., в числе прочих 25 человек, был принят встречным караулом, назначенным ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Ярославской области и в специальном автомобиле типа «АЗ» марки Камаз 4308 был отконвоирован до станции Ярославль-Главный, где был принят от сотрудников караула, назначенного от ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Ярославской области сотрудниками караула по железнодорожному маршруту № 42 «Архангельск-Москва-Архангельск», назначенного ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Архангельской области, в специальный вагон и размещен в камере № 3, рассчитанной на 10 человек. На станции Архангельск –Город Северной железной дороги Харитонов И.М. был передан сотрудникам караула, назначенного ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Архангельской области и отконвоирован в специальном автомобиле в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области.

01.06.2023 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области Харитонов И.М. был принят сотрудниками караула по железнодорожному маршруту № 43 «Архангельск-Котлас Южный- Архангельск» и в специальном автомобиле отконвоирован до станции Архангельск-Город Северной железной дороги, где был перемещен в специальный вагон и размещен в камере № 4, рассчитанной на 10 человек.

В специальном вагоне Харитонов И.М. был отконвоирован до станции Котлас Южный Северной железной дороги и 02.06.2023 был передан сотрудникам караула, назначенного от ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области.

Согласно статье 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем (часть 1).

Перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, а также осужденных за совершение преступления в соучастии. Перемещение осужденных беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, допускается по заключению врача о возможности перемещения, а при необходимости согласно данному заключению - в сопровождении медицинских работников. Перемещение осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, осуществляется раздельно и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости по заключению врача - в сопровождении медицинских работников (часть 2).

При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия (часть 3).

Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом (часть 6).

Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 и в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Касательно того, что административный истец не был обеспечен подушкой, матрасом, постельными принадлежностями в период конвоирования, то ни Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, ни иными нормативными актами выдача постельных принадлежностей и постельного белья конвоируемым лицам не предусмотрена. В том числе нет каких-то исключений и для инвалидов.

Следовательно, каких-либо нарушений действующего законодательства при конвоировании Харитонова И.М. из г.Ярославля в г.Архангельск и из г.Архангельска в г.Котлас не имелось.

Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона № 103-ФЗ норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области Харитонов И.М. содержался в камере № 31 площадью 39,5 кв.м. количество спальных мест 14.

В период с 26.05.2023 по 28.05.2023 в камере содержалось 13 лиц, санитарная площадь на одного человека составила 3,04 кв.м.

29.05.2023 в камере содержалось 14 лиц, санитарная площадь на одного человека составила 2,82 кв.м.

В период с 30.05.2023 по 31.05.2023 в камере содержалось 13 лиц, санитарная площадь на одного человека составила 3,04 кв.м.

Данные обстоятельства установлены и в представлении Прокуратуры Архангельской области от 30.06.2023 № 17-05-2023/2273-23-20110003.

Таким образом, при рассмотрении дела нашел подтверждение факт несоблюдения нормы санитарной площади в камере № 31, в которой содержался Харитонов И.М., в период с 26.05.2023 по 31.05.2023, что суд признает существенным нарушением, свидетельствующем о возникновении существенного дефицита личного пространства и нарушении положений статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, согласно которой содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами гуманизма и уважения человеческого достоинства.

Как указано в пункте 28 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, камера СИЗО оборудуется: 28.1) одноярусными или двухъярусными кроватями, при наличии возможности кровати второго яруса оборудуются подъемными ступенями и барьерами безопасности; 28.2) столом и скамейками с посадочными местами, соответствующими числу лиц, содержащихся в камере; 28.3) шкафом для продуктов; 28.4) вешалкой для верхней одежды; 28.5) полкой для туалетных принадлежностей; 28.6) зеркалом, вмонтированным в стену; 28.7) бачком с питьевой водой; 28.8) подставкой под бачок для питьевой воды; 28.9) радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; 28.10) урной для мусора; 28.11) тазами для гигиенических целей и стирки одежды; 28.12) светильниками дневного и ночного освещения; 28.13) телевизором и холодильником (при наличии возможности), камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке; 28.14) вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); 28.15) душевой кабиной (при наличии возможности); 28.16) тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; 28.17) унитазом, умывальником; 28.18) нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; 28.19) штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; 28.19) вызывной сигнализацией.

Камера № 31 оборудована столом и скамейками с посадочными местами соответствующими числу лиц, содержащихся в камере.

Вместе с тем, из представления Прокуратуры Архангельской области от 30.06.2023 № 17-05-2023/2273-23-20110003 следует, что в камере № 31 ширина столов менее 410 мм и их поверхность не облицована пластиком толщиной 1,6 мм, ширина скамеек менее 260 мм, что не соответствует требованиям пунктов 10,13,14 Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированные учреждений ФСИН России», утвержденного приказом Минюста России от 26.07.2007 № 407.

Данные обстоятельства административными ответчиками не оспаривалось.

Представление Прокуратуры Архангельской области от 30.06.2023 № 17-05-2023/2273-23-20110003 ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Архангельской области не обжаловалось, в связи с чем судом отклоняется довод административного ответчика ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Архангельской области о том, что предусмотренные Каталогом «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированные учреждений ФСИН России» требования распространяются только на строящиеся и реконструируемые следственные изоляторы.

Следовательно, заявленное Харитоновым И.М. нарушение условий его содержания в СИЗО-1, выразившееся в обеспечении камеры № 31 столом и скамейками не соответствующими Каталогу «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированные учреждений ФСИН России», подтверждается представленными в дело доказательствами. Данное нарушение относится к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация.

Определяя размер компенсации, суд исходит из следующего.

При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания, фактические обстоятельства дела.

Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.

Выявленные судом по настоящему спору нарушения свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требования о признании действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания в период пребывания административного истца в учреждении, незаконными, в связи с чем данное требование к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Харитонов И.М. действительно претерпевал нравственные страдания, которые выражались в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий должностных лиц по поводу несоблюдения условий содержания в исправительном учреждении, физические страдания, которые выражались в несоблюдении нормы санитарной площади в камере, влекущей существенный дефицита личного пространства, и необеспечении мебелью (столом и скамейками) в соответствии с Каталогом «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированные учреждений ФСИН России».

В связи с чем, суд взыскивает в пользу административного истца компенсацию, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания».

При этом суд учитывает, что в период пребывания в местах лишения свободы осужденные лишаются или ограничиваются в возможности пользования определенными материальными благами. В то же время условия, в которых они содержатся, не должны причинять им излишних физических страданий или отрицательно влиять на здоровье осужденных.

Осужденному не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, нарушения прав истца в связи с ненадлежащими условиями содержания, исходя из требований разумности и справедливости, учитывая период нарушения прав, объем нарушенных прав, суд присуждает Харитонову И.М. компенсацию в размере 2000 рублей.

Данная сумма компенсации, по мнению суда, в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, способствует восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав истца, и не приведет к его неосновательному обогащению.

В соответствии с частью 4 статьи 227.1 КАС РФ данная компенсация подлежит взысканию с главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В рассматриваемом случае с учетом положений пп. 3 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, п.п. 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, главным распорядителем бюджетных средств является ФСИН России.

Таким образом, денежная компенсация подлежит взысканию с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации.

Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании определения суда, ответчики в силу процессуального статуса и осуществляемой функции на основании подп. 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ №1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 26 ░░░ 2023 ░░░░ ░░ 31 ░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ ░░-4 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                              ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку
30.06.2023Регистрация административного искового заявления
30.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.07.2023Предварительное судебное заседание
09.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее