УИД 11RS0001-01-2021-002002-53 Дело №2-3935/2021
РЕШЕНИЕ
28 июля 2021 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Летун М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в интересах Каневой Раисы Ефимовны, Евсюгиной Надежды Ивановны, Мазур Натальи Федоровны, Куроптева Александра Олеговича, Поздеевой Марфы Климентьевны к АО «Коми тепловая компания», ООО «Служба заказчика» о признании установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета выполненной с нарушением установленной законодательством процедуры,
установил:
Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), действуя в интересах Каневой Раисы Ефимовны, Евсюгиной Надежды Ивановны, Мазур Натальи Федоровны, Рочева Николая Ивановича, Куроптева Александра Олеговича, Поздеевой Марфы Климентьевны обратилась в суд с иском к АО «Коми тепловая компания» с требованиями о признании установки и ввода в эксплуатацию приборов учета выполненной с нарушениями установленной процедуры, в обоснование требований указано, что в ходе проведенной Службой проверки, в МКД №№... выявлены нарушения при установке ОПУ, которые не позволяют провести корректировку.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Служба заказчика», осуществлявшее обстановку оборудования.
Определением суда от 28.07.2021г. производство по гражданскому делу №3935/2021 по исковому заявлению Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в интересах Рочева Николая Ивановича к АО «Коми тепловая компания» в части дома 31 по ул.Новый Квартал с.Усть-Цильма прекращено в связи с отказом сторон от заявленных требований и принятием такого отказа судом.
Определением от 28.07.2021г. производство по гражданскому делу №3935/2021 в части требований об обязании произвести перерасчет выделено в отдельное производство и приостановлено до вступления в законную силу настоящего решения суда.
В судебном заседании стороны участия не принимали.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено,
По требованию прокуратуры Усть-Цилемского района от 08.05.2020 №25/559 о выделении специалиста Службы для оценки соблюдения требований законодательства при установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и начисления корректировки платы за отопление за 2019г. жителям многоквартирных домов №№... к проверке привлечена Государственная жилищная инспекция по Усть-Цилемскому району.
В ходе проведенной проверки установлено, что потребителям, проживающим в указанных домах выполнена корректировка размера платы за отопление. Данная корректировка выставлена АО «Коми тепловая компания» жильцам указанных домов в платежных документах за февраль 2020г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют иные вопросы.
В силу п.2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Потребитель – это собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу абзаца 2 пункта 42 (1) Правил №354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29.09.2016 №462 «О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Коми» установлено, что на территории Республики Коми при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты равномерно в течение календарного года, за исключением случая, когда на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, в том числе принятого до принятия настоящего постановления, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты в течение отопительного периода – для многоквартирных домов, в которых используется коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии. Решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, с утверждением порядка расчета за отопление не представлены.
Как следует из материалов дела, МКД №№... оборудованы ОДПУ, в квартирах жильцов не установлены ИПУ тепловой энергии. Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый в течение календарного года подлежит корректировке.
Корректировка выполняется в первом квартале года, следующего за расчетным годом (п.3.4 приложения №2 к Правилам №354), согласно формуле 3, где используются показания ОДПУ за прошедший год. Такая корректировка необходима для приведения ежемесячных начислений за отопление, которые предъявлялись потребителям расчетным способом (исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление) в течение 2019г., в соответствии с фактическим объемом такого потребления тепловой энергии на отопление исходя из показаний ОДПУ за 2019г.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в МКД, обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии и обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
На случай неисполнения указанными собственниками названной обязанности в установленный срок часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении возлагает на организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования МКД, обязанность до 01.07.2013 совершить действия по оснащению МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют. При этом лица, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должны препятствовать вводу их в эксплуатацию.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлен также порядок оплаты гражданами - собственниками помещений в МКД расходов указанных организаций по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулирует Федеральный закон N 190-ФЗ (часть 1 статьи 1).
Согласно частям 1, 2 статьи 19 названного выше закона количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Частью 7 названной выше статьи федерального закона предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности, требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов.
Реализуя предоставленные законом полномочия 18 ноября 2013 г. Правительство Российской Федерации издало постановление, которым утвердило Правила N 1034.
Правилами №1034 установлен порядок ввода в эксплуатацию узла учета. Такой порядок подразумевает проверку соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Согласно пункту 62 Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Комиссия создается владельцем узла учета (пункт 63 Правил N 1034).
Как установлено пунктами 67, 68 Правил N 1034, при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Согласно пункту 81(4) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.
Пунктом 81(6) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установлено, что по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
Согласно п. 81 (5) Правил несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
Как следует из представленных доказательств, в ходе проверки МКД №№19,25,26,31,38 по ул.Новый Квартал и №124 по ул.Советская с.Усть-Цильма предусмотренный законодательством порядок был нарушен, в частности были выявлены несоответствия, из-за которых невозможно применение показаний ОДПУ для начисления платы и корректировки, об отсутствии надлежащего допуска ОДПУ к коммерческому учету.
В ходе осмотра приборов учета тепловой энергии «Пульсар» МКД №№19,25,26,31,38 по ул.Новый Квартал и №124 по ул.Советская с.Усть-Цильма Республики Коми выявлен факт нарушения монтажа расходометров, который оказывает влияние на погрешность измерений.
Расстояние до и после вентиля менее 3ду 32*3) – 5.5 см., тогда как в паспорте прибора учета для теплосчетчиков Ду25, Ду32, Ду40 прямые участки трубопроводов теплосети должны быть менее 5 Ду до и не менее 3 Ду после расходометра.
Таким образом, приборы учета были введены в нарушение пунктов Правил №354.
Согласно п.38 Правил №1034 для источника тепловой энергии проект измерительной системы узла учета разрабатывается на основании технического задания, подготовленного владельцем источника тепловой энергии и согласованного со смежной теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в части соблюдения требований настоящих Правил, условий договора и условий подключения источника тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Если изготовителем в составе технической документации на теплосчетчик предоставляется проектная документация на узел учета тепловой энергии, теплоносителя, разработанная на основе унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (далее - типовое проектное решение), соответствующая требованиям, указанным в подпунктах "д" - "з", "м", "н" пункта 44 настоящих Правил, и типоразмер расходомеров соответствует техническим условиям, то достаточно дополнить типовое проектное решение документацией, содержащей сведения, указанные в подпунктах "а" - "г", "и" - "л" пункта 44 настоящих Правил. Для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчетчика разработка проекта узла учета и его согласование не требуются.
В МКД №№... типовой проект по установке прибора учета тепловой энергии представлен в следующих параметрах: - диаметр условного прохода теплоносителя Ду20; - параметры теплоносителя 70/50; - тепловая нагрузка – 0,08 Гкал/час; - максимальный расход теплоносителя 1,5 м3 / час.
Установленные теплосчетчики «Пульсар» в МКД имеют иные параметры: - диаметр условного прохода теплоносителя Ду25 и Ду32; - температурный график отпуска тепла котельной №9, от которой запитаны дома – 95/70; - тепловая нагрузка – 0,08 Гкал/час. (только в четырех домах); - максимальный расход теплоносителя 3,5 м3 / час.; - предъявленный расход теплоносителя 7,0 м3 / час.
Таким образом, применение такого типового проекта является нарушением Правил №1034, а именно п.39(1), поскольку технические данные не соответствуют параметрам установленных приборов учета.
Кроме этого, тепловая нагрузка дома №38 по ул.Новый Квартал с.Усть-Цильма Республика Коми составляет более 0,2Гкал/час., в этой связи замена общедомового прибора учета и ввод его в эксплуатацию без разработки проекта измерительной системы узла учета на основании технического задания будет являться нарушением Правил №1034.
Также проведенной проверкой установлено нарушение требований ст. 164 ЖК РФ, п.62 Правил №1034, а именно: решения о замене приборов учета тепловой энергии не принимались, уполномоченные лица на приемку необходимых работ не назначались. В МКД ... в качестве потребителя участвовал директор обслуживающей компании ООО «Служба заказчика», однако документов, подтверждающих полномочия директора Общества на проведение процедуры установки, проверки и допуска ОДПУ, не представлено. В актах допуска МКД №№... отсутствует подпись представителя организации, осуществляющей монтаж и накладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Учитывая указанные нормы права, принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии нарушений проведения процедуры установки и ввода в эксплуатацию теплосчетчиков.
При этом установка приборов учета осуществлена ООО «Служба заказчика», начисление платы за коммунальные услуги производило АО «Коми тепловая компания».
Период начислений по приборам учета, установленным с нарушениями составляет 01.01.2019 – 31.12.2019г.
руководствуясь с.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ... ░ ... ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.