2а-339/2023
УИД: 04RS0004-01-2023-000325-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2023 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Семеновой А.Ю., при секретаре Бадмаевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО МФК «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Арьяевой Г.А., Селенгинскому РОСП УФССП России по Республике Бурятия, Управлению ФССП России по Республике Бурятия о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
ООО МФК «ОТП Финанс» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству № 38558/18/03018-ИП, возложении обязанности применить меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, к должнику и в отношении имущества должника, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Административный иск мотивирован тем, что административный истец является взыскателем по исполнительному производству № 38558/18/03018-ИП от 17.09.2019 о взыскании с Тимошина В.В. задолженности по кредитному договору. Требования исполнительного документа не исполняются, меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем длительное время не предпринимаются, процессуальные документы, уведомления в адрес взыскателя не поступают.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Селенгинский РОСП УФССП России по Республике Бурятия.
В судебное заседание стороны, заинтересованное лицо, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. В административном исковом заявлении представитель ООО МФК «ОТП Финанс» Еськов А.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями статей 218, 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, вынесших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1 ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
По смыслу вышеприведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий (не принятие мер), прямо предусмотренных законом и направленных на исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок.
Совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемого бездействия судебного пристава-исполнителя требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца, по настоящему делу не установлена.
Сроки проведения исполнительных и розыскных действий не носят пресекательный характер, в связи с чем не могут расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
Как усматривается из материалов дела, 17.09.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство № 38558/18/03018-ИП в отношении должника о взыскании задолженности по кредитному договору в размере 128689,71 руб. в пользу ООО МФК «ОТП Финанс».
В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия посредством электронного документооборота направлялись запросы о представлении сведений о счетах, открытых на имя должника в банковские организации, операторам сотовой связи, в ГИБДД МВД России о зарегистрированных транспортных средствах, об имуществе должника в Росреестр, а также в Пенсионный фонд России, ФНС России, УФМС России по Республике Бурятия.
По результатам исполнительных действий судебным приставом-исполнителем выявлен доход должника, 06.12.2018 вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника, которое для производства удержаний суммы долга из пенсии направлено в Пенсионный фонд России.
Также судебным приставом-исполнителем установлено наличие у должника счетов в банках, 01.05.2021 вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации (ПАО Сбербанк, АО «Почта Банк»).
По данным, полученным из ЗАГС Республики Бурятия, судебным приставом-исполнителем установлено, что должник умер, в связи с чем в суд было направлено заявление о процессуальном правопреемстве.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Селенгинского района Республики Бурятия от 26.12.2022 произведена замена умершего должника по исполнительному производству № 38558/18/03018-ИП на ее правопреемника Тимошина В.В.
После установления правопреемника судебным приставом-исполнителем Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия посредством электронного документооборота направлялись запросы о представлении сведений о счетах, открытых на его имя в банковские организации, операторам сотовой связи, в ГИБДД МВД России о зарегистрированных транспортных средствах, об имуществе должника в Росреестр, а также в Пенсионный фонд России, ЗАГС, ФНС России, УФМС России по Республике Бурятия.
По данным Пенсионного фонда РФ, ГИБДД, Управления Росреестра по Республике Бурятия, ЦЗН, операторов мобильной связи, ГИМС МЧС по РБ, Гостехнадзора какие-либо сведения в отношении должника Тимошина В.В., в том числе о месте работы, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, транспортных средствах, маломерных судах, самоходных машинах не установлены, получателем пенсии должник не является.
30.03.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Кроме того, в целях установления местонахождения должника и его имущества судебным приставом-исполнителем неоднократно осуществлен выход по всем известным адресам должника. В результате совершения исполнительных действий установлено, что должник проживает по адресу: <адрес>, однако согласно актам выхода судебного пристава-исполнителя по адресу должника застать не удалось, оставлены повестки. По повесткам Тимошин В.В. не явился.
Из материалов дела также следует, что по исполнительному производству № 38558/18/03018-ИП в ходе совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий с должника удержано и перечислено в пользу взыскателя 70519,84 руб.
Таким образом, из представленных административным ответчиком доказательств следует, что судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству неоднократно совершались действия, в том числе направленные на выявление денежных средств и иного имущества должника, установлению его места нахождения, доходов.
Материалами дела подтверждается, что в результате совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий по исполнительному производству в пользу взыскателя ООО МФК «ОТП Финанс» с должника произведены удержания денежных средств, которые перечислены на счет взыскателя.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава - исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Указанная статья не обязывает судебного пристава направлять взыскателю подробную информацию о ходе исполнительного производства, а предусматривает право сторон исполнительного производства на получение ими информации о ходе исполнительного производства и непосредственного участия в нем.
Тем самым, действующее законодательство не обязывает судебного пристава-исполнителя извещать взыскателя о каждом произведенном исполнительном действии (как до, так и после его совершения), а право взыскателя знать о ходе исполнительного производства реализуется посредством его ознакомления с материалами исполнительного производства, заявления ходатайств, в том числе и об участии в совершении исполнительных действий.
Доводы о не направлении судебным приставом-исполнителем в адрес административного истца постановлений, вынесенных в ходе исполнительного производства, не свидетельствуют о существенном нарушении требований закона, повлиявшем на исполнение, без устранения которого невозможно восстановление прав административного истца.
Данные о возбуждении исполнительного производства размещены на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России по Республике Бурятия, взыскатель вправе беспрепятственно направлять ходатайства (заявления) судебному приставу-исполнителю о совершении определенных исполнительных действий.
В силу ст.ст. 64, 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет вид, последовательность, характер и объем необходимых, подлежащих применению исполнительных действий, мер принудительного исполнения, т.е. принятие решений об исполнительных действиях относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя, с учетом принципов целесообразности и достаточности.
Несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, либо отсутствие положительного результата для заявителя от проводимых исполнительных действий не может служить основанием для установления факта незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя.
Перечень исполнительных действий, определенный в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», равно как и мер принудительного исполнения, приведенный в ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не является исчерпывающим, и в силу п. 17 ч. 1 вышепоименованной статьи судебный пристав-исполнитель может совершать те действия, которые необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В п. 5 ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» закреплен принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, который заключается в том, что все применяемые в процессе исполнения меры принуждения должны быть адекватны требованиям, содержащимся в исполнительном документе.
Оценив представленные доказательства, принимая во внимание характер требований исполнительного документа и обстоятельства дела, остаток задолженности (58169,87 руб.), суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия по исполнительному производству № 38558/18/03018-ИП приняты своевременные, необходимые, достаточные и целесообразные меры в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве», направленные на исполнение требований исполнительного документа, что не свидетельствует о его бездействии.
Учитывая, что в соответствии с положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет меры принудительного исполнения в каждом конкретном случае исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, при этом из представленных доказательств следует, что по исполнительному документу судебным приставом-исполнителем совершались определенные, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» исполнительные действия, принимались меры принудительного исполнения, в том числе обращено взыскание на доходы и денежные средства должника, не совершение конкретных исполнительных действий, равно как и неисполнение требований исполнительного документа в двухмесячный срок, предусмотренный ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не свидетельствуют о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя.
Нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца из материалов дела не усматривается. Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, устанавливающей, что для удовлетворения требований административного истца об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц необходима совокупность двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27.04.2023.