Дело № 2а-701/2020
24RS0028-01-2019-004853-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 года город Красноярск
Красноярский край
Кировский районный суд г. Красноярска Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Чернова В.И.,
при секретаре Шаповалова Е.С.,
с участием представителя административного истца Дозорцева М.В., административного ответчика – судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Попова К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района г. Красноярска к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Попова К.О., начальнику отдела – старшему судебному приставу межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Зверев Н В. , Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительных производств № и № в отношении должника Мальцева И.С. ,
установил:
Прокурор Кировского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Попова К.О., начальнику отдела – старшему судебному приставу межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Зверев Н В. , Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительных производств № и № в отношении должника Мальцева И.С. , ссылаясь на то, что прокуратурой Кировского района г. Красноярска на основании решения № от 15 ноября 2019 года проведена проверка в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску (далее по тексту - МОСП по ИИДНХ) в части неисполнения судебных актов, вынесенных на основании исков, заявленных прокуратурой Кировского района г. Красноярска. В результате проверки установлены факты длительного необоснованного бездействия судебных приставов-исполнителей МОСП по ИИДНХ, в части исполнения решения Кировского районного суда г. Красноярска от 11 декабря 2012 года о приостановлении торговой деятельности, осуществляемой в жилом помещении и возложении обязанности по приведению жилого помещения в первоначальное состояние в срок до 01 июня 2013 года, в отношении должника Мальцева И.С. , поскольку на момент подачи административного иска решение суда не исполнено, с 2015 года исполнительские действия не производятся. После принятия судебным приставом-исполнителем Попова К.О. к своему производству исполнительных документов запросы о собственниках помещения, статусе недвижимости - не направлялись, должник не опрошен, сведения о его фактическом использовании помещения для торговой деятельности не получены, никаких мероприятий, направленных на исполнение решения суда - не произведено. При этом, бездействие начальника МОСП по ИИДНХ Зверев Н В. заключается в отсутствии контроля за деятельностью сотрудников отела. В связи с изложенным прокурор просит признать бездействие судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ УФССП России Попова К.О., выразившееся в ненаправлении запросов, неполучении объяснении должника, не проведении осмотра помещения в рамках исполнительных производств № и № о принудительном исполнении решения Кировского районного суда от 11 декабря 2012 незаконным; признать бездействие начальника МОСП по ИИДНХ УФССП России Зверев Н В. , выразившееся в отсутствии контроля за деятельностью судебных приставов в рамках исполнительных производств № и № о принудительном исполнении решения Кировского районного суда от 11 декабря 2012 года незаконным; обязать судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ УФССП России Попова К.О. произвести полный комплекс исполнительных действий по принудительному исполнению требований исполнительных листов ВС № от 25.06.2013 (о приостановлении торговой деятельности) и ВС № от 25.06.2013 (о приведении помещения в первоначальное состояние) в отношении должника Мальцева И.С. .
В судебном заседании представитель административного истца – ст. помощник прокурора Кировского района г. Красноярска Дозорцева М.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
В судебном заседании административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ УФССП России Попова К.О. исковые требования признала частично, суду пояснила, что исполнительное производство у нее находится с ноября 2019 года, 23 января 2020 года было вручено требование должнику Мальцева И.С. , более ни каких действий по исполнительному производству не предпринималось, в связи с чем ответчик пояснить не может.
Представитель административного ответчика – УФССП России по Красноярскому краю, административный ответчик - начальник МОСП по ИИДНХ Зверев Н В. , а также заинтересованное лицо (должник по исполнительному производству) Мальцева И.С. в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. Причину неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, копии материалов исполнительных производств, суд полагает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 и ч.11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
В силу положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ по делам об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти и их должностных лиц административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Как установлено в судебном заседании, Кировским районным судом г. Красноярска от 11 декабря 2012 года постановлено решение по гражданскому делу № по иску прокурора Кировского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Мальцева И.С. о признании незаконным действий по перепланировке жилого помещения, использованию жилого помещения не по назначению, приостановлении торговой деятельности в жилом помещении, приведении жилого помещения в первоначальное состояние.
На основании указанного решения Кировским районным судом г. Красноярска 25 июня 2013 года выданы исполнительные листы ВС № и ВС №, которые поступили в отдел судебных приставов по Кировскому району г. Красноярска 11 июля 2013 года.
16 июля 2013 года возбуждены исполнительные производства № с предметом исполнения о приведении жилого помещения № по <адрес> в первоначальное состояние и исполнительное производство № с предметом исполнения о приостановлении торговой деятельности в указанном выше помещении.
Постановление о возбуждении исполнительного производства с предметом исполнения о приостановлении торговой деятельности должник Мальцева И.С. получила лично 31 июля 2013 года.
За период с 31 июля 2013 года по 24 апреля 2014 года судебными приставами ОСП по Кировскому району г. Красноярска в рамках исполнительного производства с предметом исполнения о приостановлении торговой деятельности было предъявлено должнику Мальцева И.С. 9 требований о приостановлении торговой деятельности и составлено 6 протоколов об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В рамках исполнительного производства предметом которого является требование о приведении жилого помещения № по <адрес> в первоначальное состояние за период с 31 июля 2013 года по 24 апреля 2014 года судебными приставами ОСП по Кировскому району г. Красноярска было предъявлено должнику Мальцева И.С. 8 требований о приведении жилого помещения в первоначальное состояние, составлено 6 протоколов об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
24 апреля 2014 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району г. Красноярска Эрман И.Г. вынесены постановления о передаче исполнительных производств в МОСП по ИОИП.
С момента поступления исполнительных производств в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску за период с июня 2014 года до 2015 года судебными приставами-исполнителями было выполнено по исполнительным производствам: вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации; осуществлено 3 выхода по месту жительства должника и месту нахождения имущества, которое является предметом исполнения, выставлено несколько требований об исполнении решения, сделано два запроса в Ростехинвентаризацию-Федеральное БТИ в отношении должника, ответы на которые не получены. С 2015 года до момента обращения прокурора с административным иском в суд никаких исполнительных действий в отношении должника по исполнительным производствам не производилось. Последнее требование было выставлено 13 января 2020 года, последнее объяснение отобрано 10 февраля 2020 года, то есть после обращения административного истца в суд.
При исследовании материалов исполнительных производств в отношении должника Мальцева И.С. установлено, что за период с 2016 года по 2020 год необоснованно не предпринималось никаких исполнительных действий, направленных на фактическое исполнение требований, установленных решением Кировского районного суда г. Красноярска от 11 декабря 2012 года, в установленный законом срок. На момент рассмотрения дела указанное выше решение суда не исполнено.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие судебных приставов-исполнителей, в том числе и судебного пристава-исполнителя Попова К.О. имеет место быть и выразилось в том, что ею допущены нарушения сроков при выполнении комплекса мер по исполнению требований исполнительного документа, отсутствие реализации полномочий, направленных на исполнение решения суда.
Также имеет место быть и бездействие начальника МОСП по ИИДНХ Зверев Н В. , поскольку отсутствует контроль за деятельностью сотрудников отдела.
Вышеуказанные бездействия судебного пристава-исполнителя Попова К.О. и начальника отдела Зверев Н В. являются незаконными и привели к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца, как взыскателя по исполнительному производству, выступающего в защиту неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 221-228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░ 26225/14/97/24 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. , ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░ 26225/14/97/24 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░