Дело № 2а-355/2023
Поступило в суд 15.05.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2023 г. г. Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Решетниковой М.В.
при секретаре Скультецкой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чулымского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Черненко Сергею Анатольевичу о прекращении действия права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Черненко С.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами, указав, что в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Это право гарантируется государством. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать прав других участников дорожного движения.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, согласно ст. 3 указанного Федерального закона, являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств в случаях, установленных законодательством. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств ( кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания ( состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, противопоказанием к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ ( диагнозы F10- F16, F18, F19- психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя и наркотических средств).
Как следует из ч.5 ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 2 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и ( или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (Приложение №), утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В силу п. 6 Порядка, наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных ст. 20 Федерального закона « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В ходе проверки установлено, что Черненко С.А. с 2023 года установлен диагноз : психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением алкоголя. Психотическое расстройство ( F10.5).
Согласно данным ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Черненко А.С. выдано водительское удостоверение №, срок действия которого истекает ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории В, В1 (АS), С, С1, М.
Таким образом, установленный Черненко С.А. диагноз : Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением алкоголя. Психотическое расстройство ( F10.5), свидетельствует о выявлении у него такого заболевания, как алкоголизм, которое препятствует возможности управления транспортными средствами.
Черненко С.А., как лицо, страдающее психическим и поведенческим расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, управляя автотранспортным средством, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просит прекратить действие права Черненко С.А. на управление транспортными средствами.
Указать в решении суда, что прекращение действия права Черненко С.А. на управление транспортными средствами является основанием для изъятия у него органами внутренних дел водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Черненко С.А. и внесения в базу данных ИЦ ГУ МВД России по <адрес> сведений о прекращении его права на управление транспортными средствами (л.д.5-8).
В судебном заседании прокурор Тилимович С.Ю. заявленные требования поддержала по изложенном в административном исковом заявлении основаниям, пояснила, что имеются доказательства того, что диагноз, поставленный Черненко С.А., в настоящее время не снят, он не прошел диспансерное наблюдение в течение 2 лет. Просит прекратить действие права Черненко С.А. на управление транспортными средствами.
Административный ответчик Черненко С.А. в судебном заседании с административным иском не согласился, пояснил, что в январе 2023 года он обратился в Чулымскую ЦРБ за медицинской помощью по поводу повышенного артериального давления, находился на стационарном лечении. Действительно, накануне в период праздничных дней употреблял спиртные напитки. После выписки из больницы ему был выдан эпикриз, в котором был указан диагноз : синдром зависимости от алкоголя, рекомендована консультация у нарколога, к врачу наркологу он не обращался, его диспансерное наблюдение не осуществлялось. Он сомневается в наличии у него указанного диагноза, но врачебную комиссию не проходил и проходить не намерен. Полагает, что для прекращения права на управление транспортным средством необходимо подтвержденное систематическое употребление спиртных напитков, например, фактами задержания в пьяном виде за управлением транспортным средством, дебоширства, доставления в состоянии опьянения в полицию. Таких случаев у него не было.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.1079 ГК РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
В соответствии с ч.1 и ч. 2 ст.24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч.1 ст.23 указанного Федерального закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
В соответствии с ч.1 и ч.4 ст.23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст.28 указанного закона, основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»), медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются алкоголизм, наркомания, токсикомания. Водители транспортных средств допускаются к управлению транспортными средствами при наступлении стойкой ремиссии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», противопоказанием к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (диагнозы F10 - F16, F18, F19 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ). Водители транспортных средств допускаются к управлению транспортными средствами после прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с ч.5 ст.46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.2 Приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Согласно п.6 указанного Порядка, наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В соответствии с п.12 указанного Порядка, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие у пациентов с диагнозом "синдром зависимости", в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:
подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;
подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
наличие у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Согласно карточке операции с водительским удостоверением, Черненко С.А. имеет водительское удостоверение серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ на право управления транспортными средствами категории В, В1 (АS), С, С1 сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Как следует из информации ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ», Черненко С.А. был осмотрен психиатром-наркологом, установлен диагноз F 10.5, под диспансерное наблюдение не встал (л.д. 9).
Из эпикриза ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ» следует, <данные изъяты> … ( л.д. 28-29 )
Таким образом, Черненко С.А. в 2023 году установлен диагноз : <данные изъяты> который включен в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604
При таких обстоятельствах деятельность Черненко С.А., как водителя автотранспортного средства, имеющего медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
С учетом изложенного, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами, а потому действие права управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Черненко С.А., следует прекратить в связи с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями по состоянию здоровья.
В настоящее время подтвержденной наблюдением стойкой ремиссии заболевания у административного ответчика в установленном законом порядке не зафиксировано, его диспансерное наблюдение не осуществляется. Административному ответчику разъяснено право обращения в Чулымскую ЦРБ, ГБУЗ НСО «НОКНД» на специальную врачебную комиссию для решения вопроса о допуске к управлению транспортным средством. Черненко С.А. от прохождения комиссии категорически отказался.
Настоящее решение является основанием для изъятия органами внутренних дел водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Черненко С.А., и внесения в базу данных ИЦ ГУ МВД России по <адрес> сведений о прекращении его права на управление транспортными средствами.
Доводы Черненко С.А. о том, что для прекращения права управления транспортными средствами необходимо подтвержденное систематическое употребление лицом спиртных напитков, он же спиртными напитками не злоупотребляет, не могут повлиять на выводы суда, поскольку медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации. У административного ответчика выявлено заболевание ( состояние) которое является прямым медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Доказательств, дающих основания для принятия иного решения, сторонами не представлено.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
С учетом изложенного с административного ответчика следует взыскать государственную пошлину в сумме 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-355/2023 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░ 54RS0042-01-2021-000380-54