Дело № 2а-9/24 Изготовлено 22 марта 2024 года
УИД: 76RS0017-01-2023-000178-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Маханько Ю.М.,
при секретаре Андриановой У.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
24 января 2024 года
административное дело по административному иску Коренухина Алексея Евгеньевича к Управлению градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации ЯМР о признании распоряжения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Коренухин А.Е. обратился в КУМИ (ныне Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации ЯМР) с заявлением о перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, расположенном в д<адрес> и земель, собственность на которые не разграничена, к заявлению приложена схема расположения земельного участка.
Данное заявление было зарегистрировано под № 8670к от 23 ноября 2022 года.
Распоряжением КУМИ Администрации ЯМР (в настоящее время Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации ЯМР) № 1055 от 12 декабря 2022 года Коренухину А.Е. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с тем, что образуемый земельный участок частично находится в береговой полосе водного объекта (<адрес> и пруд) и имеется запрет на приватизацию земельных участков находящихся в пределах береговой полосы.
Административный истец Коренухин А.Е. обратился в суд с требованиями, в которых просит признать незаконным указанное выше распоряжение обязать заключить соглашения о перераспределении.
Требования мотивирует незаконностью отказа.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кузнецова К.С. заявленные требования поддержала, указывая на то, что испрашиваемая часть административным истцом земельного участка не попадает в зону с особо охраняемыми условиями использования.
Представитель Управления градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации ЯМР по доверенности Потапова И.В. возражая по заявленным требованиям, указала, что земельный участок входит в береговую полосу водного объекта <адрес>.
Иные участники процесса, извещенные своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (ст. 35, ч. 2; ст. 36, ч. 1), вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции (статья 36, часть 3).
Согласно положениям п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с положениями ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 данного Кодекса.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены ст. 39.28 ЗК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные в п. 16 ст. 11.10 данного Кодекса.
В соответствии с п. 10 ст. 39.28 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (п. 9 и 14 ст. 39.28 ЗК РФ.
Для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Как установлено в судебном заседании распоряжением КУМИ Администрации ЯМР (в настоящее время Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации ЯМР) № 1055 от 12 декабря 2022 года Коренухину А.Е. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с тем, что образуемый земельный участок частично находится в береговой полосе водного объекта (<адрес> и пруд) и имеется запрет на приватизацию земельных участков находящихся в пределах береговой полосы.
Представитель административного истца в судебном заседании указывала на то, что испрашиваемая для перераспределения часть земельного участка не попадает в зону береговой полосы водного объекта реки Пахма.
Между тем, водный объект является учтенным, границы водного объекта определены.
Как следует из сведений, представленных Администрацией Ивняковского сельского поселения ЯМР (л.д.50) испрашиваемый земельный участок частично попадает в водоохранную зону <адрес> (регистрационный №
Кроме того, как следует из кадастровый выписки на земельный участок с кадастровым номером № (л.д.54), принадлежащий административному истцу и желаемый административным истцом перераспределить с землями, собственность на которые не разграничена, имеет ограничения в связи с установлением границ водных объектов.
Предоставленная стороной административного истца схема расположения земельного участка с отображением расстояния от береговой линии (л.д.131) отражает береговую линию водного объекта <адрес> и расстояние от испрашиваемой для перераспределения административным истцом части земельного участка от 5.8 до 10.3 м. На схеме отражена береговая линия водного объекта
Относительно данной схемы представитель административного истца указала на то, что данная схема отражает береговую полосу, а не границу водного объекта.
Между тем, как следует из представленных сведений отдела водных ресурсов Верхне-Волжского бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов (л.д. 219) работы по определению местоположения береговой полосы не проводятся, так как требования по определению границ береговой полосы и ее использованию отражены в ст. 6 Водного кодекса РФ.
Таким образом, в ГКН имеются сведения о границах самого водного объекта.
Административным ответчиком предоставлены сведения из публично-кадастровой карты, согласно которым границы учтенного водного объекта <адрес> внесены в кадастровый учет и расстояние от данной границы менее 20 метров (л.д.207 и цветные выкопировки).
Между тем в материалах дела имеется пояснительное письмо кадастрового инженера Денисенко А.В. согласно которому перераспределяемый земельный участок расположен в зоне СХ-3 и не накладывается на береговую (охранную зону водного объекта, при этом указывая зону Р-1 (л.д. 208-209).
Между тем данное заключение сделано на основании схемы (графической части) Правил землепользования и застройки Администрации Ивняковского сельского поселения ЯМР без учета установленных границ водного объекта <адрес>
Согласно схеме расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной кадастровым инженером Денисенко А.В. расстояние от границы водного объекта до испрашиваемого для распределения земельного участка административным истцом более 20 метров (л.д.247).
Между тем, на данной схеме отражена фактическая граница реки Пахма по мнению кадастрового инженера, без учета определенной уполномоченным органом координат границ водного объекта, сведения о которых имеются в ЕГРН.
Согласно представленным сведениям ППК «Роскадастр» земельный участок административного истца (без учета истребуемого перераспределения) расположен в зоне с особыми условиями использования территорий №.
Представителем административного истца так же было представлено заключение кадастрового инженера Денисенко А.В., где кадастровым инженером указывается на то, что фактическое местоположение береговой линии (границы водного объекта) не соответствует местоположению береговой линии (границы водного объекта), сведения о которой имеются в ЕГРН.
Между тем, данное заключение не только не может опровергнуть установленные в соответствии с действующим законодательством и определенный уполномоченным органом сведения о границах водного объекта, но и опровергается актами обследования земельного участка истца (без учета перераспределяемой части), выполненные органами местного самоуправления с фотоматериалами (л.д. 188-195).
Таким образом, испрашиваемая административным истцом для перераспределения часть земельного участка расположена в береговой полосе водного объекта, которая исчисляется в соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ от границы водного объекта.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 ч. 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). При этом как собственники земли, так и иные лица, реализуя права, связанные с владением и пользованием земельными участками, должны учитывать конституционно закрепленные требования о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 17, часть 3; статья 36, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность
Принятые в развитие данных конституционных предписаний положения ч. 6 и 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации направлены на сохранение природы и окружающей среды, обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам с учетом их особого публичного предназначения, а также справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года N 1203-О, от 28 июня 2018 года N 1540-О и от 20 декабря 2018 года N 3222-О).
В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В связи с данными обстоятельствами, суд считает, что отказ административному истцу в перераспределении земель законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░) (░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░