УИД: 47RS0008-01-2023-001872-77
Дело № 2а-412/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 | марта | 2024 | года | г. Кириши | ||
Ленинградской области |
Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гавриловой О.А., при секретаре судебного заседания Петровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области», ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» о признании решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу незаконным и обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области», ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» о признании решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу незаконным и обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, ссылаясь на то, что ФИО1 состоит на воинском учете в военном комиссариате Волховского и Киришского районов Ленинградской области. ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Киришского муниципального района Ленинградской области, ФИО1 был призван на военную службу. Это решение было истребовано административным истцом в военном комиссариате Волховского и Киришского районов Ленинградской области, до настоящего дня ответ не получен. Доказательством принятия оспариваемого решения служит повестка серия ЛК № для явки ДД.ММ.ГГГГ к 05:00 часам в Военный комиссариат Волховского и Киришского районов Ленинградской области для отправки к месту прохождения службы, выданная ФИО1 по результату заседания призывной комиссии. Жалоба в порядке подчинённости ФИО1 не подавалась, обжалование в порядке подчинённости не является обязательной процедурой. Оспариваемое решение нарушает право ФИО1 на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения. При принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами. В период прохождения процедур, связанных с призывом на военную службу, ФИО1 обращался с устными заявлениями в адрес должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе. ФИО1 сообщил врачам-специалистам о наличии у него жалоб на периодические ощущения замирания сердца, перебои в работе сердца, ощущение сердцебиения, головокружение, потемнение в глазах, слабость, утомляемость. По данным жалобам ФИО1 наблюдался у врачей терапевта и кардиолога поликлинического отделения 31 ЦРБ г. Кириши, получал лечение. Данные жалобы могут стать основанием для применения при освидетельствовании ст. 42 Расписания болезней и основанием для определения категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе. Однако врачи-специалисты проигнорировали жалобы административного истца, несмотря на то, что наличие жалоб на здоровье, свидетельствует о возможном наличии у ФИО1 заболевания, что исключает отнесение его к категории здоровых граждан и предполагает наличие оснований для подтверждения или опровержения возможных заболеваний в специализированных учреждениях для достоверного и корректного определения категории годности. С учетом данного обстоятельства, из толкования законодательства и анализа сложившейся ситуации достоверно и объективно определить категорию годности без соответствующих обследований невозможно. В случае сомнений в том, что у ФИО1 имеется заболевание, его должны были направить на дополнительное обследование с целью уточнения диагноза, чего сделано не было. Следовательно, врачи-специалисты, которые определили в отношении ФИО1 категорию годности, самостоятельно исключили наличие заболевания, препятствующего прохождению военной службы. На момент проведения медицинского освидетельствования и призывной комиссии, не было результатов обязательных диагностических исследований, т.е. категория годности была определена и вынесено решение о призыве несмотря на отсутствие у ФИО1 результатов прохождения обязательных диагностических обследований. Таким образом имеет место нарушение установленной законодательством процедуры медицинского освидетельствования призывников, а именно нарушение п. 14 Положения «О военно-врачебной экспертизе». Считает принятое призывной комиссией решение противоречит действующему законодательству, ведет к нарушению прав административного истца, в частности права на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и права на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Киришского муниципального района Ленинградской области, о призыве ФИО1 на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать военный комиссариат Волховского и Киришского районов Ленинградской области организовать уполномоченными на то лицами проведение процедуры медицинского освидетельствования, с учетом результатов обязательных диагностических исследований; обязать призывную комиссию, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области», вынести решение о направлении ФИО1 на дополнительное обследование для уточнения диагноза по имеющимся жалобам.
Административный истец – ФИО1 извещен о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.145), в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенностей (л.д.133,135-136), извещен о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.141), в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Административный ответчик - призывная комиссия, осуществляющая призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Киришского муниципального района Ленинградской области, извещен о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.142), в судебное заседание представитель не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, представил в материалы дела отзыв на административный иск, согласно которому просит в удовлетворении административного иска отказать по изложенным в нем основаниям (л.д.50-51).
Административный ответчик - ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» - надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 143), представитель ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д.48), в судебное заседание не явилась, направила в суд направила в суд отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просит производство по делу прекратить, поскольку оспариваемое решение о призыве на военную службу в период осеннего призыва 2023 года не реализовано (л.д.158).
Учитывая изложенное, суд считает возможным в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, в силу положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец обязан доказать нарушение его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 указанной статьи), а также соблюдение сроков обращения в суд (пункт 2 части 9 указанной статьи).
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Согласно положениям положения п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Таким образом, трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением административным истцом не пропущен, поскольку административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Киришского муниципального района Ленинградской области о призыве на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ согласно штемпелю на почтовом конверте направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан РФ предусматривает призыв на военную службу.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с п. 1 статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 29.09.2023 N 735 " О призыве в октябре - декабре 2023 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" постановлено, призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу, осуществить с 1 октября по 31 декабря 2023г.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Федерального закона).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Исходя из данных законоположений, вопросы годности гражданина к определенным категориям военной службы по медицинским критериям, отнесены к компетенции врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию граждан.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлениям Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссариат) посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии исполнительных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, имеющего статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, и доводятся: до высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) - командующими войсками соответствующих военных округов (Северного флота); до главы местной администрации - соответствующим военным комиссариатом.
В силу пункта 3 указанного Постановления призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (далее - призывная комиссия), решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар). Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете с ДД.ММ.ГГГГ в отделе ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» по Волховскому и Киришскому районам, где ему была установлена категория годности «А-1» (годен к военной службе, здоров), что подтверждается учетной картой призывника (л.д. 74-75), картой медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (л.д. 77-78).
Решением призывной комиссии Киришского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 предоставлена отсрочка от призыва до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. а п. 2 ст. 24 Федерального закона РФ от 28.03.1998 №53-ФЗ «О военной обязанности и военной службе», поскольку в личном деле имеются сведения об обучении в «Санкт-Петербургском техническом колледже управления и коммерции» (л.д.75,81,82).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было проведено суточное мониторирование ЭКГ (л.д.,84, 96-97,98-102, 107), по результатам которых ФИО1 был направлен к кардиологу ГБУЗ «Ленинградская областная клиническая больница», которым установлен клинический диагноз: СДСУ. Миграция водителя ритма по предсердиям. Эпизоды нижнепредсердного ритма, что подтверждается медицинсуким заключением о состоянии здоровья гражданина, выписными справками (л.д.104-106).
Решением призывной комиссии по Киришскому муниципальному району Ленинградской области, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Киришского муниципального образования «Киришский муниципальный район» в период осеннего призыва 2022 года от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 была установлена категория годности к военной службе «Б-3»(годен к военной службе с незначительными ограничениями (гр.1, п.б ст. 47), что подтверждается личным делом призывника раздел V «результаты призыва» (л.д.76), листком медицинского освидетельствования (л.д.103).
Решением Киришского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Киришского муниципального района Ленинградской области, военному комиссариату Волховского и Киришского районов Ленинградской области, ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» о признании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу незаконным и обязании вынести решение о направлении на дополнительное обследование отказано (л.д.114-119).
Из материалов дела также следует, что повестками, полученными лично, ФИО1 был вызван в военный комиссариат от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ для уточнения документов воинского учета, от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.2024 для прохождения медицинской комиссии, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ для ПК (л.д.109), а также на ДД.ММ.ГГГГ для отправки (л.д.109, л.д.109об.).
Решением призывной комиссии по Киришскому муниципальному району Ленинградской области, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Киришского муниципального образования «Киришский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 призван на военную службу в соответствии с пп. «а» п.1 ст.22 Федерального закона РФ от 28.03.1998 №53-ФЗ «О военной обязанности и военной службе», что подтверждается выпиской из книги протоколов заседаний призывной комиссии (л.д. 60-61,121-123).
При этом, ФИО1 была установлена категория годности к военной службе «Б-3»(годен к военной службе с незначительными ограничениями (гр.1, п.б ст. 47), что подтверждается личным делом призывника раздел V «результаты призыва» (л.д.76), листком медицинского освидетельствования (л.д.78).
Болезни системы кровообращения регулируются гл. 9 Расписания болезней (приложение к постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565).
Обосновывая свои требования, административный истец ссылается на наличие у него возможных заболеваний, предусмотренных статьей 42 Расписания болезней Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565.
Согласно статье 47 пункт "б" графы 1 Расписания болезней, нейроциркуляторная астения при стойких умеренно выраженных нарушениях является основанием для установления призывнику категории годности к военной службе "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
К пункту "б" относится нейроциркуляторная астения с умеренно выраженными проявлениями, в том числе с преходящими нарушениями сердечного ритма, не снижающими способность исполнять обязанности военной службы.
В каждом случае гипертонической болезни проводится дифференциальная диагностика с симптоматическими гипертензиями. Освидетельствование лиц с симптоматической артериальной гипертензией проводится по основному заболеванию.
При выявлении ассоциированных с гипертонической болезнью заболеваний медицинское освидетельствование проводится также на основании соответствующих статей расписания болезней.
В материалы личного дела призывника, равно как и в суд при рассмотрении данного административного дела каких-либо медицинских документов, подтверждающих его обращения за медицинской помощью и лечением в связи с имеющимися у него заболеваниями, опровергающих выводы, содержащиеся в медицинском заключении, не представлено.
Вышеуказанное позволяет прийти к выводу о том, что категория годности к военной службе в ходе медицинского освидетельствования административному истцу установлена обоснованно, в соответствии с требования Расписания болезней, приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 N 565.
Разрешая спорные правоотношения, проверив представленные медицинские документы о состоянии здоровья административного истца, суд приходит к выводу о том, что основания для направления административного истца на дополнительное медицинское освидетельствование у призывной комиссии отсутствовали.
Пункт 4 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривает что, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Указанная норма права устанавливает, что направление на амбулаторное и стационарное обследование допускается только при невозможности вынести медицинское заключение.
В рассматриваемом споре заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, об установлении административному истцу категории годности "Б-3" подтверждается медицинскими документами, представленными административным истцом призывной комиссии.
Согласно абзацу первому пункта 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, в случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
Необходимость направления на обследование определяется исходя из результатов осмотра призывника, анамнеза, клинических проявлений каких-либо заболеваний и самое главное, возможности или невозможности определения категории годности к военной службе. В данном случае у врачей-специалистов имелась возможность для того, чтобы определить категорию годности к военной службе на момент освидетельствования административного истца.
Соответственно решение призывной комиссии о призыве на военную службу административного истца, от ДД.ММ.ГГГГ, является законным, поскольку категория годности, определенная административному истцу, не препятствует прохождению военной службы по призыву, а иные основания для освобождения от прохождения военной службы отсутствуют.
При определении даты оспариваемого решения не ДД.ММ.ГГГГ, как заявлено в иске, а ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого было оформлено решение призывной комиссии по проведению осеннего призыва 2023 года граждан на военную службу, поскольку из административного искового заявления следует, что требования административного истца по существу сводятся к признанию незаконным решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, иных решений по итогам осеннего призыва 2023 года в отношении административного истца не принималось, что, по мнению суда, не является выходом за пределы заявленных административных исковых требований.
Кроме того, в соответствии с абзацем 8 пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебной-летной комиссии), а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В порядке соблюдения требований статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации именно административный истец должен был представить доказательства обоснованности своих утверждений о наличии у него заболевания, причем с таким нарушением функции, которое позволило бы отнести его к иной категории годности к военной службе.
В силу части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
При этом суд учитывает, что оспаривая решение призывной комиссии и указывая, что страдает заболеваниями, которые дают ему право на установление иной категории годности, истец не воспользовался как правом на прохождение независимой военно-врачебной экспертизы, так и правом на доказывание своих доводов посредством проведения судебной медицинской экспертизы на предмет определения наличия у него заболеваний, препятствующих установлению категории годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Как следует из материалов дела, ФИО1 до настоящего времени на военную службу не призван, осенняя призывная кампания 2023 г. закончена и оспариваемое решение о его призыве на военную службу отменено как не реализованное в связи с окончанием призыва (л.д.131, 60 оборот, 70 оборот).
Таким образом, ФИО1 на основании оспариваемого им решения призывной комиссии не может быть призван на военную службу.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что основания для призыва ФИО1 на военную службу, законность которого им оспаривалась, - отпали и оснований полагать, что в настоящее время оспариваемым им решением нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод или на него возложена какая-либо обязанность, не имеется, ранее принятое призывной комиссией решение о призыве ФИО1 на военную службу, как не действующее и не влекущее каких-либо правовых последствий, объективно не может нарушать прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Поскольку ФИО1 не призван на военную службу, он не лишен возможности в период следующей призывной кампании пройти повторное медицинское обследование, представить в призывную комиссию подтверждающие наличие у него заболевания, препятствующего призыву на военную службу, документы, а в дальнейшем, в зависимости от принятого решения, определить способ защиты своих прав.
Учитывая изложенные правовые положения, а также установленные по делу обстоятельства, требования административного истца к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области», ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» о признании решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу незаконным и обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.04.2024.