Дело № 2-12/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Гусевой А.В.,
при секретаре Соколовой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 29 марта 2016 года гражданское дело по иску Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в интересах Российской Федерации к Администрации Кетовского района Курганской области, Шайхиевой М.А., ООО «Землеустроитель» о признании незаконным постановления, признании недействительным договора купли-продажи, описание местоположения границ земельного участка, исключении сведений о местоположении земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, с учетом изменения ранее заявленных исковых требований, в интересах Российской Федерации обратился в Кетовский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации Кетовского района Курганской области, Шайхиевой М.А., ООО «Землеустроитель» о признании незаконным постановления, признании недействительным договора купли-продажи, описание местоположения границ земельного участка, исключении сведений о местоположении земельного участка, применении последствий недействительности сделки.
В обоснование иска указал, что согласно постановлению Администрации Кетовского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительном предоставлении земельного участка для садоводства в собственность Шайхиевой М.А.» данному физическому лицу был предоставлен для садоводства за плату дополнительно к ранее предоставленному участку №, общей площадью 713 кв. м., земельный участок, площадью 414 кв. м. в дачном некоммерческом объединении “Березовая роща”. В соответствии с договором купли-продажи земельного участка Администрация Кетовского района передала в собственность Шайхиевой М.А. земельный участок № в ДНО “Березовая роща” площадью 414 кв. м., при этом указав необоснованно категорию земель сельскохозяйственного назначения. В январе 2005 г. специалистом ООО “Землеустроитель” на данном земельном участке были проведены кадастровые работы. При проведении работ схема расположения и границы вновь образованного земельного участка с Департаментом не согласовывались, в результате чего, данный земельный участок с кадастровым номером №, частично был сформирован из земель лесного фонда.
Отметил, что в соответствии с п. 9.1 "Инструкции по межеванию земель" (утв. Роскомземом 08.04.1996), установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. В соответствии с п. 11 методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003) лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
В силу ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе таких земель в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять такие действия. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ.
Обращает внимание, что фактически с ходатайством о переводе спорного земельного участка в другую категорию никто не обращался. В связи с вышеизложенным, считает, что Администрация Кетовского района превысила свои полномочия, распорядившись землями, которые находятся в федеральной собственности. Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешённого использования определяются в лесоустроительной проектной документацией (ч. 1, 3 ст. 6, ст. 6, 67 - 69 Лесного кодекса РФ и ст. 101 Земельного кодекса РФ). Таким образом, отнесение земель к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении таких земель лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данных земель для ведения лесного хозяйства. На данный момент документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 г. № 496 “Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение” основанием для внесения информации в реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, считает, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о регистрации права собственности, является информация из государственного лесного реестра в виде заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земель к лесному фонду.
В целях защиты прав и законных интересов РФ по спорам, связанным с постановкой земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, федеральное агентство лесного хозяйства обращает внимание на то, что особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2 и 4.4 Федерального закона № 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса РФ”, а также ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”.
Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами права, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями.
Принадлежность спорного земельного участка, предоставленного Администрацией Кетовского района Шайхиевой М.А. к землям лесного фонда, подтверждается планово-картографическими лесоустроительными материалами, таксационным описанием Кетовского мастерского участка Кетовского участкового лесничества Курганского лесничества.
Считает, что предоставленный Администрацией Кетовского района спорный земельный участок частично сформирован из земель лесного фонда, принадлежащих на праве собственности РФ, тем самым было нарушено право собственности Российской Федерации.
Просит признать недействительным описание местоположения границ земельного участка Шайхиевой Марины Алексеевны с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и исключить сведения о местоположении границ данного земельного участка из государственного кадастра недвижимости; признать незаконным постановление Администрации Кетовского района от ДД.ММ.ГГГГ №; признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией Кетовского района и Шайхиевой Мариной Алексеевной, применить последствия недействительности сделки в виде возврата части земельного участка, площадью 414 кв. м. в собственность Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, представляющий также интересы третьего лица ГКУ «Курганское лесничество» ФИО3, действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В ранее состоявшихся судебных заседаниях представитель ответчика по доверенности ФИО4, с иском не соглашалась, указывая, что истцом не доказан факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда, поскольку государственный кадастровый учет лесного участка не осуществлялся, его границы не установлены.
Ответчик Шайхиева М.А., ее представитель ФИО5, действующая на основании доверенности, выразили несогласие с исковыми требованиями. Указали на то, что истцом не представлено достоверных и объективных доказательств нахождения земельного участка (его части) в составе земель лесного фонда. Кроме того, представитель ответчика ходатайствовала о применении срока исковой давности, поскольку истцу о нарушении его прав стало известно в сентябре 2014 г. при проведении проверок в отношении Шайхиевой М.А. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием мотивации, причин пропуска срока истцом заявлено не было. Соответственно, все негативные последствия процессуального бездействия возлагаются на самого истца.
Представитель ответчика ООО «Землеустроитель» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял.
Представители третьих лиц ДНОГ «Березовая роща», ТУ Росимущества в Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания ходатайств не заявляли.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Курганской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Курганской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Администрации Кетовского района № от ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства Шайхиевой М.А. предоставлен в собственность, бесплатно, земельный участок № площадью 713 кв.м., о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство № на право собственности на землю (том 1 л.д. 77).
В последующем Шайхиева М.А. выразила намерение получить дополнительно земельный участок за счет земель дачного объединения «Березовая роща».
Дачное объединение «Березовая роща» обратилось в Администрацию Кетовского района Курганской области с ходатайством о дополнительном отводе земельного участка площадью 414 кв.м. к садовому участку № садоводства «Березовая роща», собственником которого является Шайхиева М.А., приложив Протокол № заседания правления от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 78).
Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов архитектуры, строительства объектов и отводов земельных участков в Кетовском районе, ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев заявление Шайхиевой М.А., принимая во внимание ходатайство председателя дачного объединения «Березовая роща» и Протокол № заседания правления от ДД.ММ.ГГГГ, изучив планово-картографические материалы в масштабе М 1:10 000, приняла решение согласовать Шайхиевой М.А. дополнительный отвод земельного участка площадью 414 кв.м., прилегающий к ее участку №, расположенный на землях дачного объединения «Березовая роща», о чем свидетельствует выписка из протокола заседания № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 79).
Постановлением Администрации Кетовского района Курганской области № от ДД.ММ.ГГГГ Шайхиевой М.А. предоставлен для садоводства в собственность за плату, дополнительно к предоставленному в собственность участку № площадью 713 кв.м., земельный участок площадью 414 кв.м. в дачном некоммерческом объединении граждан «Березовая роща», расположенного на землях сельскохозяйственного назначения Кетовского района Курганской области.
Этим же постановлением утверждена общая площадь земельного участка №ДД.ММ.ГГГГ кв.м. (том 1, л.д. 81).
Полевые и камеральные работы выполнялись предприятием «Землеустроитель» инженером-геодезистом Ашмариным Б.М. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с инструкцией по межеванию земель от ДД.ММ.ГГГГ и СНиПа 1.02.07.-87. В этот же день представителями смежных землепользователей подписан акт установления и согласования границ земельного участка (том 1, л.д. 75-96).
Государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1127 кв.м. осуществлен ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера №, о чем свидетельствуют данные, отраженные в кадастровой выписке о земельном участке (том 1, л.д. 107-108).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кетовского района и Шайхиевой М.А. заключен договор купли-продажи земельного участка (том 1, л.д. 150).
ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № права собственности Шайхиевой М.А. в отношении земельного участка, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 1127 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство серии № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 152).
Оспаривая законность вышеприведенного постановления Администрации Кетовского района от ДД.ММ.ГГГГ №, а также заключенного на его основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного межевого плана, Департамент ссылался на расположение части земельного участка Шайхиевой М.А. в границах земель лесного фонда и нарушение права собственности Российской Федерации.
Приходя к выводу об отказе Департаменту в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что земельный участок, принадлежащий ответчику на праве собственности, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование: для садоводства. Доказательств отнесения его к землям лесного фонда истцом не представлено.
В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2).
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3).
В ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли лесного фонда выделены в самостоятельную категорию земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно п. 2 ч. 5, ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земли лесного фонда ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статья 92 ЛК РФ говорит о том, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, включая местоположение границ, возможно только по результатам проведения государственного кадастрового учета.
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
Государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства.
Таким образом, для определения границ земли лесного фонда должны быть поставлены на кадастровый учет в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Статьями 5, 7 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, категория земель, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу п. п. 2, 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).
Согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Из положений ст.ст. 7, 8 ЗК РФ следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
Как видно из представленного суду кадастрового дела (том 2, л.д. 12-20), спорный земельный участок прошел процедуру государственного кадастрового учета, по результатам проведения межевых работ (том 1, л.д. 63-100), зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета. В отношении участка установлена точная площадь (1127 кв.м), категория земель, на которой он расположен (земли сельскохозяйственного назначения), вид разрешенного использования (для садоводства) и координаты точек, определяющих границы участка, при этом категория земель и вид разрешенного использования определены в государственном кадастре недвижимости для всей площади земельного участка, без каких-либо особых отметок о том, что какая-либо часть земельного участка относится к иным категориям земель, в том числе к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы спорного участка накладываются на границы иных земельных или лесных участков.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Таким образом, у кадастрового инженера отсутствовала возможность согласовывать границы образуемого земельного участка с представителями лесного фонда, поскольку согласно данных кадастрового учета границы земель лесного фонда не определены.
Согласно п.2 ч.1 ст. 26 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При этом, на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 45:08:030401:1105 не было выявлено наложения границ на земли лесного фонда.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество также внесена информация о том, что спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По ходатайству представителя истца определением Кетовского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза.
В соответствии с заключением ООО «Азимут» от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок № с кадастровым номером №, площадью 1127 кв.м. полностью расположен за границами кадастрового квартала № и входит в лесной квартал 136 выдел 2 Кетовского мастерского участка Кетовского участкового лесничества ГКУ «Курганское лесничество» (приложение № к судебной экспертизе). При этом отмечено, что граница кадастрового квартала № была определена ФГУП «Курганское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» в начале 2000-х годов без выезда на местность, картометрическим методом с планшетов масштаба 2:10000, погрешность при котором составляет 10 метров.
Также эксперты пришли к выводу о том, что на квартал 136 выдел 2 земель лесного фонда зарегистрировано право собственности Российской Федерации. При этом, по сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером №, правообладателем которого является Российская Федерация, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, статус объекта – ранее учтенный, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и имеется расхождение в площади данного участка на 116385 кв.м. (ГКН – <данные изъяты> кв.м., ЕГРП – <данные изъяты> кв.м.).
В связи с тем, что границы земель лесного фонда не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, эксперты ООО «Азимут» пришли к выводу о том, что однозначно определить имеется ли наложение границ земельного участка №, имеющего кадастровый № и расположенного в ДНОГ «Березовая роща» Кетовского района Курганской области с землями лесного фонда, невозможно.
В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заключение экспертов является одним из доказательств, на основании которых суд устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела. Определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование, прием и оценка доказательств, в соответствии со ст. ст. 56, 59, 67 названного Кодекса, относится к исключительной компетенции суда первой инстанции.
Согласно материалам о проведении плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществленной в рамках государственного земельного надзора заместителем главного государственного инспектора Кетовского района <данные изъяты> по использованию и охране земель ФИО6, заместителем начальника Кетовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, был обследован земельный участок № в ДНОГ «Березовая роща» Кетовского района Курганской области, с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью 1127 кв.м., с разрешенным использованием – для садоводства.
В ходе проверки факт нарушения земельного законодательства со стороны Шайхиевой М.А. на вышеуказанном земельном участке, не установлен (том 1, л.д. 101-114).
Сам по себе факт составления плана лесонасаждений не является доказательством отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Таким образом, представленная истцом информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационного описания Кетовского мастерского участка Кетовского участкового лесничества Курганского лесничества, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, при наличии кадастрового учета спорного земельного участка, по мнению суда, не является безусловным и достаточным доказательством факта нахождения участка на землях лесного фонда, либо частичного наложения на земельные участки лесного фонда. Не оспаривалось это и самим представителем истца в ходе рассмотрения дела (том 2, протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.108, оборотная сторона).
При таких обстоятельствах совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого акта органа местного самоуправления незаконным, и заключенного на его основании договора купли-продажи земельного участка и выполненного межевого плана земельного участка недействительными, снятии земельного участка с кадастрового учета, отсутствует.
Кроме того, представителем ответчика Шайхиевой М.А. – ФИО5 в ходе рассмотрения дела было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности по оспариванию акта органа местного самоуправления, принятого в отношении ее доверителя.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
При этом для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила ст. 195 ГК РФ, п. 2 ст. 196 ГК РФ и ст. 198 - 207 ГК РФ распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом и иными законами.
Рассмотрение требований о признании незаконным решений (постановлений) органов местного самоуправления, ранее (на момент подачи настоящего иска) регламентировалось положениями главы 25 ГПК РФ, в настоящее время – главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок на подачу заявления в порядке главы 25 ГПК РФ исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Об этом же говорится в ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Поскольку истцу стало известно о нарушении его прав сентябре 2014, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании, подтверждается материалами дела (том 2, л.д. 225), а обращение в суд с иском к Шайхиевой М.А., представителем которой заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, последовало в марте 2015, следовательно, трехмесячный срок на обращение в суд по оспариванию постановления Администрации Кетовского района Курганской области от № от ДД.ММ.ГГГГ, истцом пропущен, ходатайств о восстановлении данного срока не заявлено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в данной части, Департаменту подлежит отказать и по данному основанию.
Определением Кетовского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ расходы по проведению экспертизы были возложены на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
Данное определение в апелляционном порядке, в том числе в части распределения судебных расходов, сторонами оспорено не было.
Согласно п. 3 ст. 95 ГПК РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.
Экспертным учреждением надлежащим образом исполнены возложенные на него судом обязанности.
Стоимость производства судебной землеустроительной экспертизы составила 20 000 руб. 00 коп., что подтверждается сметным расчетом, представленным в материалы дела.
Согласно ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
С учетом положений ч. 2 ст. 85 ГПК РФ, экспертами ООО «Азимут» назначенная судом экспертиза проведена, однако, вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, не получено, что подтверждается заявлением ООО «Азимут» (том 3, л.д. 61) и не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.
Применительно к положениям статьи 96 ГПК РФ расходы на проведение экспертизы возлагаются на стороны.
Принимая во внимание что в удовлетворении исковых требований Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области отказано, суд приходит к выводу о необходимости взыскания расходов за проведение экспертизы непосредственно со стороны, чьи требования оставлены судом без удовлетворения, возложив обязанность по возмещению расходов за проведение экспертизы понесенных ООО «Азимут» в сумме 20 000 руб. на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 414 ░░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 20 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░