Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-238/2024 ~ М-55/2024 от 19.01.2024

    УИД 10RS0017-01-2024-000093-58

    № 2а-238/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2024 г.                                                                                г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                       Марковой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания       Журавлевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сухининой Н.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным распоряжения и обязании совершить определенные действия,

установил:

Сухинина Н.В. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Сухининой Н.В. предварительно согласовано предоставление в аренду для личного подсобного хозяйства земельного участка, площадью 2464 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> и утверждена схема расположения данного земельного участка. Согласно               <Номер обезличен> распоряжения участок отнесен к категории земель - «земли запаса», разрешенное использование - «запас», что было определено без учета сельскохозяйственной цели использования участка, указанной административным истцом в заявлении. Таким образом, административный истец полагает, что оспариваемым распоряжением на нее незаконно возложена обязанность осуществить процедуру перевода участка из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Ссылаясь на изложенное, административный истец просила признать недействительными п.п. <Номер обезличен> распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от <Дата обезличена> <Номер обезличен>; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия внести изменения в п<Номер обезличен> распоряжения, указать категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования земельного участка - «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» в течение <Номер обезличен> дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Сортавальского муниципального района.

Протокольным определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия, филиал ППК «Роскадастр», ГКУ РК «Сортавальское центральное лесничество».

Протокольным определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Кааламского сельского поселения.

Административный истец в судебном заседании не присутствовала, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель истца Калинин В.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, пояснил, что данный земельный участок расположен на землях, которые относятся в сельскохозяйственным угодьям, просил удовлетворить заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Административный ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о рассмотрении дела надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно доводам которого спорный земельный участок расположен за пределами границ земель лесного фонда.

Иные заинтересованные лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее Закон РК № 1980-ЗРК), вступившего в силу с 01.01.2016, органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ст. 3 Закона РК № 1980-ЗРК полномочия, указанные в ст. 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношении Республики Карелия.

Установлено, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношении Республики Карелия от <Дата обезличена> <Номер обезличен> административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <Номер обезличен> кв.м, местоположение: <Адрес обезличен>; земельный участок расположен в кадастровом квартале <Номер обезличен>; вид разрешенного использования земельного участка – «запас», категория земель – «земли запаса». Сухининой Н.В. предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка в аренду для целей использования – «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» (п.п. 1, 2 распоряжения).

При этом в п. 3 данного распоряжения определено, что предоставление земельного участка возможно в случае обеспечения следующих условий: проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет; перевода земельного участка из категории земель – «земли запаса» в категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения»; изменения вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

В соответствии с п. 4 распоряжения Сухинина Н.В. вправе обратиться, в том числе с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка.

Согласно п. 7 оспариваемого распоряжения от <Дата обезличена> срок его действия составляет <Номер обезличен> года.

В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений ч. 1.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Также исследование материалов дела показало, что <Дата обезличена> представитель Сухининой Н.В. – Голубев А.Г. обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о внесении изменений в распоряжение от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в части установления категории земель на «земли сельскохозяйственного назначения» и вида разрешенного использования – «ведение личного подсобного хозяйства», мотивированным тем, что в соответствии Проектом упорядочения землепользования и приватизации земельного фонда ГПЗ «Сортавальский» на <Номер обезличен>. испрашиваемый земельный участок ранее был образован как объект прав ГПЗ «Сортавальский», использовался как сельскохозяйственные угодья (сенокос).

В ответе на заявление, оформленном письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ссылаясь на соответствие оспариваемого распоряжения требованиями действующего законодательства, сообщило административному истцу о том, что оснований для внесения соответствующих изменений в распоряжение нет. В указанном письме административному ответчику Сухининой Н.В. также разъяснено, что в целях реализации возложенных на нее обязанностей по переводу земель Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия она вправе обратиться в компетентные органы.

Таким образом, срок обращения административного истца в суд за судебной защитой не пропущен.

Из материалов дела следует, что согласно карте функциональных зон Генерального плана Кааламского сельского поселения, спорный земельный участок расположен на территории земель сельскохозяйственного использования.

Согласно письменным пояснениям Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия испрашиваемый земельный участок располагается за границами земель лесного фонда.

Исходя из содержания Проекта землеустройства по упорядочению землепользования ГПЗ Сортавальский Сортавальского Горсовета инв. <Номер обезличен> <Дата обезличена> территория, в границах которой расположен спорный земельный участок, входит в земли сельскохозяйственного назначения ГПЗ «Сортавальский».

В соответствии с подп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу подп. 10 и 11 п. 9 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка в числе прочего указываются территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка; категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок.

В п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из подп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с подп. 4 п. 14 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, в числе прочего указывается территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.

Согласно подп. 8 п. 1 ст.1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В п. 1 ст. 103 Земельного кодекса РФ определено, что к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 настоящего Кодекса.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ).

Установлено, что земли, из которых сформирован спорный земельный участок, ранее находились в пользовании сельскохозяйственного предприятия, использовались как сенокос, то есть были предназначенные для целей сельского хозяйства, что подтверждается Проектом упорядочения землепользования и приватизации земельного фонда ГПЗ «Сортавальский».

Принимая во внимание, что административным ответчиком не представлено доказательств, обосновывающих отнесение земель, из состава которых сформирован земельный участок, к категории земель запаса, а также наличие сведений об использовании ранее указанных земель для целей сельского хозяйства, учитывая приведенные нормативные положения, суд приходит к выводу о неправомерности указания административным ответчиком в оспариваемом решении категории земель – «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка – «запас».

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о предварительном согласовании предоставления земельного участка в части установления категории земель - «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка - «запас», а также возложения обязанности по изменению категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем в указанной части оспариваемый акт подлежит отмене.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Поскольку суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административного ответчика, в целях восстановления нарушенных прав административного истца следует обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия рассмотреть повторно заявление Сухининой Н.В., зарегистрированное <Дата обезличена>, в части определения категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, принимая во внимание все нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения, и фактические обстоятельства дела.

На основании ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ административный ответчик обязан об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере <Номер обезличен> руб. подлежат взысканию с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу административного истца.

Руководствуясь положениями ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ «░░░░░░» ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░.░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                                    (░░░░░░░)                                      ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2024 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-238/2024 ~ М-55/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сухинина Наталья Васильевна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Филиал ППК "Роскадастр"
ГКУ РК "Сортавальское Центральное лесничество"
Администрация Кааламского сельского поселения
Администрация Сортавальского муниципального района
Управление Росреестра по Республике Карелия
Калинин Вячеслав Сергеевич
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Маркова Алена Викторовна
Дело на сайте суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
19.01.2024Регистрация административного искового заявления
19.01.2024Передача материалов судье
19.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее