Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года г. Курчатов
Курчатовский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Голубятниковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Свиридовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области к Сычову Денису Сергеевичу о взыскании пени по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Курской области обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнений) к Сычову Д.С. о взыскании пени по налогу на имущество, транспортному налогу и земельному налогу, мотивируя свои требования тем, что ответчик является плательщиком налога на имущество, транспортного и земельного налогов, так как имеет в собственности объекты налогообложения. Сумма исчисленного налога, его расчет, срок уплаты указаны в налоговом уведомлении, которое направлено ответчику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В установленный законом срок суммы начисленных налогов налогоплательщиком уплачены не были, в связи с чем налоговым органом на сумму имеющейся задолженности начислены пени. На основании ст. 69 НК РФ Сычову Д.С. направлено требование № 47025 от 30.06.2020 года об уплате пени. Указанное требование направлено ответчику через личный кабинет налогоплательщика. Однако полученное налогоплательщиком требование не исполнено. Просит взыскать с ответчика сумму задолженности по пени по налогу на имущество за 2018 год в сумме 20 рублей 77 копеек за период с 12.07.2018 года по 14.02.2019 года, по пени по транспортному налогу за 2017, 2018 годы в сумме 3454 рублей 52 копеек, из них: 1406 рублей 15 копеек за период с 14.01.2020 года по 29.06.2020 года, 2526 рублей 61 копейки за период с 03.12.2018 года по 31.03.2020 года; по пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 1444 рублей 20 копеек, из них: 968 рублей 95 копеек за период с 12.07.2018 года по 14.02.2019 года, 475 рублей 25 копеек за период с 12.07.2018 года по 14.02.2019 года; по пени по земельному налогу за 2017 год за период с 02.12.2017 года по 29.06.2020 года в сумме 5 рублей 6 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 5 по Курской области не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Сычов Д.С. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в суд возражения, в которых просит суд отказать в удовлетворении заявленных административных требований по тем основаниям, что у административного истца отсутствовало право на обращение в суд ввиду несоблюдения порядка, предусмотренного ст. 48 НК РФ, поскольку административным истцом не представлено доказательств выявления недоимки, направления требования об уплате налога в адрес налогоплательщика. Административным истцом утрачена возможность взыскания налогов в судебном порядке, ввиду пропуска срока, установленного ст. 48 НК РФ. Кроме того, имеются основания для прекращения производства по делу, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Кроме того, полагает, что административное исковое заявление подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд, поскольку в приложенной к иску доверенности, отсутствует дата ее совершения.
Проверив материалы дела, суд считает административные исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки доводам административного ответчика, административное исковое заявление подано уполномоченным лицом, поскольку в приложенной к административному иску доверенности на имя заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области Пановой Н.В., имеется в верхнем правом углу и дата и номер (09.12.2020 года № 13).
Согласно части 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются лица, физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона исчисление налогов производится налоговыми органами.
Пунктами 10 и 11 ст. 5 вышеуказанного Закона «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрено, что лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
Согласно ч.1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п.1 ч.1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Как следует из ч.1 ст.361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, указанных в данной статье.
В соответствии с ч.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст. 389 НК РФ, Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно п.1 ст.402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Как установлено в суде, Сычов Д.С. является налогоплательщиком налога на имущество, транспортного налога и земельного налога, т.к. имеет в собственности объекты налогообложения.
Налоговая межрайонная инспекция произвела расчет налога на имущество за 2018 год, транспортного налога за 2017 и 2018 годы, земельного налога за 2017 и 2018 годы.
Поскольку данную обязанность налогоплательщик по оплате налогов не выполнил, налоговым органом на сумму имеющейся задолженности начислены пени и в адресСычова Д.С. было направлено требование№47025 от 30.06.2020 об уплате пени в общей сумме 5802 рублей 34 копеек со сроком уплаты до 28 июля 2020 года. Указанное требование направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 21).
Однако в установленный срок требование административным ответчиком исполнено не было, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 12.10.2020 года, однако определением мирового судьи от 06.11.2020 года отменен.
Как следует из административного истца, представитель истца ставит вопрос о взыскании с ответчика пени по налогу на имущество за 2018 год в сумме 20 рублей 77 копеек за период с 12.07.2018 года по 14.02.2019 года, по пени по транспортному налогу за 2017, 2018 годы в сумме 3454 рублей 52 копеек, из них: 1406 рублей 15 копеек за период с 14.01.2020 года по 29.06.2020 года, 2526 рублей 61 копейки за период с 03.12.2018 года по 31.03.2020 года; по пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 1444 рублей 20 копеек, из них: 968 рублей 95 копеек за период с 12.07.2018 года по 14.02.2019 года, 475 рублей 25 копеек за период с 12.07.2018 года по 14.02.2019 года; по пени по земельному налогу за 2017 год за период с 02.12.2017 года по 29.06.2020 года в сумме 5 рублей 6 копеек по требованию № 47025 от 30.06.2020 года.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 51 Постановления Пленума от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, законоположения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (определение от 17 февраля 2015 года N 422-О).
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечение срока взыскания самой задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Согласно представленному налоговым органом расчету пени, содержащемуся в таблице расчетов пени, данная сумма начислена за сумму задолженности по налогу на имущество за 2018 года, по транспортному налогу за 2017 и 2018 года, по земельному налогу за 2017 и 2018 года. Между тем материалы административного дела не содержат доказательств наличия судебных актов о взыскании с административного ответчика недоимки по соответствующим налогам, взыскание пеней по которым является предметом настоящего спора. Соответственно, нельзя считать установленным, что налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и имеются основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований МИФНС России № 5 по Курской области к Сычову Д.С. о взыскании пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 177, 290 КАС РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 5 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░ 20 ░░░░░░ 77 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 12.07.2018 ░░░░ ░░ 14.02.2019 ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017, 2018 ░░░░ ░ ░░░░░ 3454 ░░░░░░ 52 ░░░░░░, ░░ ░░░: 1406 ░░░░░░ 15 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 14.01.2020 ░░░░ ░░ 29.06.2020 ░░░░, 2526 ░░░░░░ 61 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 03.12.2018 ░░░░ ░░ 31.03.2020 ░░░░; ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░ 1444 ░░░░░░ 20 ░░░░░░, ░░ ░░░: 968 ░░░░░░ 95 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 12.07.2018 ░░░░ ░░ 14.02.2019 ░░░░, 475 ░░░░░░ 25 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 12.07.2018 ░░░░ ░░ 14.02.2019 ░░░░; ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2017 ░░░░ ░░ 29.06.2020 ░░░░ ░ ░░░░░ 5 ░░░░░░ 6 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 12.05.2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░░