УИД 67RS0№-32 копия
РЕШЕНИЕ дело №а-157/2023
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2023 года
Дорогобужский районный суд <адрес>
В составе: председательствующего: судьи Шкредова С.А.,
помощника прокурора <адрес> Зубаревой Ю.В.
при секретаре: ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усвятского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Уточнив требования, прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Усвятского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия по постановке на баланс подъездного пути к кладбищу и обязании оформить статус подъездного пути как автомобильной дороги, привести в соответствие с нормами ГОСТ 50597-2017 дорогу к кладбищу в д. <адрес> в границах населенного пункта, а также поставить указанную дорогу на баланс сельского поселения. В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> по обращению ФИО4 была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате которой было установлено, что на территории д. Громаки расположен участок дороги (подъездного пути) к кладбищу, протяженностью 300 метров. Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес> подъездной путь не включен, поскольку не относится к дорогам общего пользования. Между тем, указанный подъездной путь является частью дорожной инфраструктуры территории МО «<адрес>» <адрес> и полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории муниципального образования законом возложены на органы местного самоуправления. Отсутствие собственника дороги, чья ненадлежащая эксплуатация имеет реальную опасность для населения и непринятие мер по постановке данных дорог на баланс муниципального образования, не включение их в перечень местного значения общего пользования, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, нарушает конституционные права жителей д. Громаки.
Подъездной путь, расположенный в д. Громаки используется неограниченным кругом лиц, поскольку является доступом к кладбищу.
В нарушение законных требований, Администрация Усвятского сельского поселения <адрес> бездействует в области законодательства о дорожной деятельности в части непринятия мер по надлежащему оформлению статуса подъездного пути к кладбищу, как автомобильной дороги и указанные нарушения являются существенными и подлежат незамедлительному устранению.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Зубарева Ю.В. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске.
Глава муниципального образования Усвятского сельского поселения <адрес> ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, т.к. полагает, что подъездной путь к кладбищу не является автомобильной дорогой и проходя по д.Громаки является частью улично-дорожной сети.
Представитель заинтересованного лица на стороне ответчика <адрес> по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды обитания ФИО7 ранее в судебном заседании показала, что подъездной путь к кладбищу возле д.Громаки частично проходит по землям лесного фонда.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. ст. 1, 4, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст. 1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» с ДД.ММ.ГГГГ закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.
Под дорожной деятельностью, согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Муниципальная собственность представляет собой экономическую основу местного самоуправления, признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ч.ч. 1, 2 ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ).
Автомобильная дорога представляет собой в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 10.1 ст. 1, ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами, для строительства которых необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию), как следствие, исходя из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требует постановки на кадастровый учет.
Как установлено в судебном заседании: на территории Усвятского сельского поселения <адрес> имеется участок автомобильной дороги: подъездной путь в границах д. Громаки. Указанный подъездной путь является частью дорожной инфраструктуры территории Усвятского сельского поселения <адрес> и полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории муниципального образования законом возложены на органы местного самоуправления. Документов, подтверждающих факт принадлежности данного участка автомобильной дороги какому-либо собственнику, не имеется. Согласно информации Администрации Дорогобужского муниципального района, на балансе администрации не состоит. Кроме того, на балансе администрации Усвятского сельского поселения не состоит.
Согласно перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес>, в п.118 в д. Громаки включена автомобильная дорога: улица без названия, протяженностью 1км, с грунтовым покрытием (л.д. 15-22).
Как установлено в суде, от данной дороги отходит и подъездной путь к кладбищу, часть которого проходит по населенному пункту д.Громаки, что является улично-дорожной сетью данной деревни, а часть подъездного пути к кладбищу проходит по землям лесного фонда.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).
Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Следовательно, бездействие органа местного самоуправления по принятию мер по постановке на муниципальный баланс данной дороги, которая используется неопределенным кругом лиц, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Исходя из выше сказанного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части признания незаконным бездействие Администрации Усвятского сельского поселения <адрес> по непринятию мер по постановке на баланс подъездного пути к кладбищу в границах населенного пункта д. <адрес> и обязании администрацию Усвятского сельского поселения <адрес> поставить на баланс подъездной путь к кладбищу как грунтовую автомобильную дорогу улично-дорожной сети в границах населенного пункта д. <адрес>.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ по заключению межведомственной комиссии: проезд соответствует V категории автомобильных дорог, пригоден для проезда всех видов автомобильного транспорта и соответствует требованиям ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2018, покрытие грунт, ширина от 3,5м до 5м, интенсивность движения низкая, препятствий на полосе движения нет (л.д. 34).
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ проверки подъезда к кладбищу, расположенному вблизи д.<адрес>, проведенного инспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Дорогобужский» было установлено, что ширина проезда 3м, длина 300м, недостатков в виде выбоин, просадок, колей грунтового покрытия, размеры которых превышают предельно-допустимые предусмотренные п.5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» не выявлено (л.д. 35).
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ по заключению межведомственной комиссии: проезд пригоден для проезда (прохода) всех видов автомобильного транспорта и пешеходов, покрытие грунт, ширина от 3м до 5м, интенсивность движения низкая, препятствий на полосе движения нет (л.д. 92).
Также в судебном заседании был воспроизведен и приобщен к материалам дела диск с видео и фото записью акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, где комиссия пешком прошла к кладбищу и проехала на автомашине, обследуемую дорогу (л.д. 93).
Учитывая, что в судебном заседании не представлено доказательств не соответствия автодороги к кладбищу ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований к администрации Усвятского сельского поселения <адрес> о приведении в границах населенного пункта подъездного пути к кладбищу как грунтовой автомобильной дороги улично-дорожной сети д. <адрес> в соответствие с нормами ГОСТ 50597-2017.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░. <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ 50597-2017.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
<░░░░░> ░.░. ░░░░░░░