стр. 22а, г/п 0 руб.
Судья Ропотова Е.В. № 2а-466/2020 25 ноября 2020 года
Докладчик Пономарев Р.С. № 33а-6462/2020 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пономарева Р.С.,
судей Калашниковой А.В., Лобановой Н.В.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Архангельской области «Котлас» на решение Котласского городского суда Архангельской области от 22 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Червочкиной Л.В., Зуевой М.В. к администрации городского округа Архангельской области «Котлас», муниципальному бюджетному учреждению «Служба благоустройства муниципального образования «Котлас», Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании действий незаконными и обязании произвести демонтаж контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия
установила:
Червочкина Л.В., Зуева М.В. с учетом уточненных требований обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Архангельской области «Котлас» (далее – администрация городского округа «Котлас») о признании незаконными действий по установке контейнерной площадки около домов <адрес>, обязании в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и организовать проведение работ по демонтажу и переносу контейнерной площадки согласно требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства на расстояние не менее 20 метров от домов <адрес> в городе Котласе.
В обоснование требований указано, что административные истцы являются собственниками жилых домов <адрес>. В ноябре 2019 года рядом с вышеуказанными домами установлена контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на земельном участке, принадлежащем МО «Котлас». Считают, что данная контейнерная площадка установлена с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, не соответствует требованиям СанПиН.
В ходе рассмотрения административного дела к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены муниципальное бюджетное учреждение «Служба благоустройства муниципального образования «Котлас», Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 22 июля 2020 года административный иск удовлетворен к администрации городского округа «Котлас».
Признаны незаконными действия администрации городского округа Архангельской области «Котлас» по установке контейнерной площадки около домов <адрес> с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
На администрацию городского округа «Котлас» возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и организовать проведение работ по демонтажу и переносу контейнерной площадки для размещения мусорных контейнеров, расположенной по адресу: <адрес> согласно требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства на расстояние не менее 20 метров от домов <адрес>.
С администрации городского округа «Котлас» взысканы судебные расходы в пользу Червочкиной Л.В. в размере 774 рублей.
В удовлетворении административного иска Червочкиной Л.В., Зуевой М.В. к муниципальному бюджетному учреждению «Служба благоустройства муниципального образования «Котлас», Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области отказано.
В апелляционной жалобе администрация городского округа «Котлас» просит решение суда отменить как незаконное. Указывает на отсутствие возражений Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области и Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Котлас» относительно планируемого размещения площадки накопления ТКО у жилого <адрес>. Считает, что нарушений требований СанПиНа при размещении площадки накопления ТКО не допущено. Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Котлас» утвержден постановлением администрации МО «Котлас» от 24 декабря 2018 года № 2678. Данное постановление не оспорено, является действующим. Ссылается на проведение встреч с жителями частного сектора с целью учета общественного мнения в вопросе размещения площадки накопления ТКО. На предостережение Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 28 ноября 2019 года № 85-п администрацией направлены возражения от 24 января 2020 года № 01-21/432. Протокол об административном правонарушении в отношении административного ответчика не составлялся. Обустройство контейнерной площадки и контейнеров по указанному в иске адресу администрацией не производилось.
В возражениях относительно апелляционной жалобы административные истцы просят оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 150 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев административное дело в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены в статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), в соответствии с частью 1 которой к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно требованиям статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу положений пункта 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 05 августа 1988 года (далее - СанПиН 42-128-4690-88), площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (абзац первый).
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (абзац третий).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Червочкина Л.В. является собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; административный истец Зуева М.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации МО «Котлас» от 24 декабря 2018 года № 2678 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Котлас» (с последующими изменениями) утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Котлас» (далее – Реестр).
В соответствии с данным Реестром по адресу: <адрес> предусмотрено установление контейнерной площадки.
Контейнерная площадка для сбора ТКО по вышеуказанному адресу расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена и находится в распоряжении органов местного самоуправления МО «Котлас» на основании статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Площадка для сбора ТКО по данному адресу обустроена в рамках исполнения муниципального контракта № 49-2019 от 08 октября 2019 года на выполнение работ по устройству контейнерных площадок на территории МО «Котлас», заключенного МБУ «Служба благоустройства муниципального образования «Котлас» на основании протокола подведения итогов проведения электронного аукциона от 27 сентября 2019 года с победителем аукциона индивидуальным предпринимателем З.А.Н.
Из схемы расположения контейнерной площадки, выполненной обществом с ограниченной ответственностью «Архземкадастр» 07 февраля 2020 года по результатам геодезической съемки, расстояние от контейнерной площадки до жилого дома <адрес> составляет 9,76 м, от жилого дома <адрес> – 15,08 м.
Полагая, что действиями административного ответчика по установлению контейнерной площадки с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушены их права, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорная контейнерная площадка установлена с нарушением санитарно-эпидемиологических требований и определенной процедуры установления без комиссионного согласования с соответствующими службами, чем нарушены права административных истцов на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на представленных в дело доказательствах, требованиях материального и процессуального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушение требований СанПиН 42-128-4690-88 при оборудовании спорной контейнерной площадки подтверждается материалами дела, в том числе схемой расположения контейнерной площадки, составленной обществом с ограниченной ответственностью «Архземкадастр». Доказательств, свидетельствующих о том, что расстояние между контейнерной площадкой и жилыми домами административных истцов согласованы комиссией, состоящей из районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача, как того требует абзац третий пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, в материалы дела не представлено. Не установлены такие доказательства и судом апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие возражений Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области и Отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Котлас» относительно размещения мест (площадок) накопления ТКО судебной коллегией отклоняется, поскольку как следует из ответа Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 14 февраля 2020 года № 07/243 заключение о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов около жилых домов <адрес> территориальным отделом не выдавалось. Доказательств обратного административным ответчиком в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что с целью учета общественного мнения представителями Комитета дорожного хозяйства администрации МО «Котлас» были проведены встречи с жителями частного сектора, являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается. При оценке данных доводов административного ответчика суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно представленным с официального Интернет-сайта администрации городского округа «Котлас» данным не следует, что встречи проводились с жителями частного сектора по улице Гагарина в городе Котласе; информация о планируемом месте размещения площадки сбора ТКО на официальном сайте не была размещена.
Утверждение административного ответчика о том, что поданные им возражения на предостережение Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 28 ноября 2019 года № 85-п признаны обоснованными, в связи с чем протокол об административном правонарушении в отношении ответчика не составлялся, не опровергает выводы суда о размещении площадки для сбора ТКО с нарушением санитарных правил.
Иных правовых доводов, влекущих отмену постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, данные доводы были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного судом решения, постановленного в соответствии с требованиями закона, не влияют, поскольку направлены на оспаривание обоснованности выводов суда, иное толкование норм права.
Поскольку судом правильно применены к спорным правоотношениям нормы материального права, не допущено нарушений или неправильного применения норм процессуального законодательства, проверены все доводы сторон и дана надлежащая оценка представленным ими доказательствам, оснований для отмены состоявшегося по делу решения не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ – ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░░░░░ |