УИД 35RS0010-01-2019-010219-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | 26 сентября 2024 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Бобошиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Короткова Н. В. к Главному управлению МЧС России по Вологодской области об оспаривании решения, возложении обязанности,
установил:
Коротков Н.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Вологодской области (далее – ГУ МЧС России по Вологодской области), указывая, что 18.11.2020 года протоколом заседания комиссии № ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспечением жилой площадью на одного человека более 15 кв.м. С указанным решением истец не согласен, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском. Указал, что с заявлением о постановке на учет для получение вышеуказанной выплаты истец обратился к ответчику 24.12.2014, на момент обращения состав семьи состоял из трех человек: истец, сын истца и супруга, что подтверждалось справкой о составе семьи представленной вместе с заявлением. Коротков Н.В. был постоянно зарегистрирован в жилом доме площадью 100,7 кв.м., данный жилой дом находится в совместной собственности родителей Короткова Н.В., расположен по адресу: <адрес>. <данные изъяты> При вынесении решения об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения комиссией установлена площадь на одного человека 25,17 кв.м. (<данные изъяты>). <данные изъяты> На момент подачи заявления 24.12.2014 Коротков Н.В. и члены его семьи ФИО1, ФИО2 не были обеспечены жилой площадью в указанном в решении от 18.11.2020 размере. Ссылаясь на приведенные обстоятельства, на нарушение прав истца, полагает, что ответчику необходимо поставить на учет истца с даты подачи заявления 24.12.2014.
Полагая, что решение от 18.11.2020 года принято с нарушением законодательства, Коротков Н.В. просит признать данное решение незаконным и поставить его на учет с составом семьи из трех человек <данные изъяты>) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначального обращения с заявлением на данную социальную выплату с 24 декабря 2014 года.
В судебном заседании истец Коротков Н.В., представитель истца, действующая на основании доверенности Лаврентьева С.В. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенности Лавренко М.Э. в судебном заседании иск не признал. Просил отказать в удовлетворении требований по доводам, изложенным в возражениях на заявление, а также заявил о пропуске исковой давности.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора ФИО1 действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Суд, заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, третьих лиц, изучив представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения заявленных требований.
При этом учитывает, что отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Закона) (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3).
В соответствии с частью 1 статьи 4 федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии наличии ряда условий, перечисленных в данной части.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерации. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3.
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт Правил также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, где в том числе в подпункте "и" указано, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Таким образом действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Согласно пункту 7 Правил в трехмесячный срок со дня подачи заявления и документов комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3, либо об отказе в таковой постановке. О принятом решении комиссия обязана уведомить сотрудника в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия решения.
По смыслу приведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что Коротков Н.В. 24 декабря 2014 года обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение либо строительства жилого помещения.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 18 ноября 2020 года, оформленным протоколом №,. начальнику караула 1 пожарно-спасательной части по охране г. Вологде, лейтенанту внутренней службы Короткову Н.В. с составом семьи 3 человека (<данные изъяты>) общей продолжительностью службы 10 лет 03 месяца отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Основание отказа: Коротков Н.В. обеспечен площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Материалами дела установлено, что при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Коротковым были представлены документы на себя, супругу ФИО1, сына ФИО2 согласно которым Коротков Н.В. зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: <адрес> и имеет состав семьи: отец ФИО3, мать ФИО4, брат ФИО5 Общая площадь жилого помещения 100,7 кв.м., обеспеченность составляет 25,17 кв.м. на человека.(справка Администрации Верховажского сельского поселения муниципального района Вологодской области от 22.10.2014 №).
Согласно справке Администрации Верховажского сельского поселения муниципального района Вологодской области от 22.10.2014 № ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства и проживают по адрес: <адрес> и имеют следующий состав семьи: мать ФИО6, отец ФИО7, брат ФИО7 сын ФИО8 Общая площадь жилого помещения 138,2 кв.м, обеспеченность составляет 27,64 кв.м. на человека.
Все документы предоставляются именно заявителем.
Представленные документы комиссией ответчика были проанализированы, принято оспариваемое решение.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для отказа Короткову Н.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение действительны были принято лишь 18 ноября 2020 с нарушением установленного срока, однако указанный факт не влияет на его недействительность.
Истец 24 декабря 2014 года обратившись с заявлением, ни разу не поинтересовался результатом рассмотрения данного заявления, получив решение комиссии от 18 ноября 2020 года, также его не оспаривал (факт получения решения 24 ноября 2020 года сторона истца в судебном заседании не оспаривали, на данное обстоятельство также указано в исковом заявлении).
Кроме того, при разрешении настоящего спора суд принимает во внимание, что комиссией ГУ МЧС России по Вологодской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения повторно рассмотрено заявление Короткова Н.В. от 04.04.2023, решением комиссии Главного управления (протокол № от 28.04.2023) истец в составе семьи 5 человек (<данные изъяты>) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 04.04.2023.
Постановка на учет в получении выплаты носит заявительный характер.
При наличии предусмотренных законом оснований, предоставив необходимые документы истец реализовал свое право на обращение к работодателю с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Соответственно, истцу было заведомо (до даты обращения повторно) известно, что на таком учете он и члены его семьи не состоят.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности для оспаривания решения комиссии от 18.11.2020.
В соответствии с положениями части 1 статьи 196, части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет 3 года, течение сроках начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» предусмотрено, что в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Материалами дела установлено, что Коротков Н.В. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 24.12.2014.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оформленное протоколом № принято 18 ноября 2020 года.
С указанным выше протоколом Коротков Н.В. ознакомлен 24 ноября 2020 года, что не оспаривалось при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, срок исковой давности истек 24.11.2023 года.
С настоящим иском Коротков Н.В. обратился 28.06.2024.
Кроме того, суд обращает внимание, что ФИО3 ранее обращался 17.04.2024 в суд с исковым заявлением об оспаривании решения комиссии ГУ МЧС России от 28.04.2023 (которым он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты); определением Вологодского городского суда Вологодской области от 12.07.2024 указанное заявление оставлено без рассмотрения.
Истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, однако каких-либо доказательств в подтверждение обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности подачи искового заявления об оспаривании решения комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области от 18.11.2020 в установленный законом срок, истцом не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу, что срок на оспаривание решения комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 18.11.2020 пропущен без уважительных причин и оснований для его восстановления не имеется.
На основании вышеизложенного, суд отказывает Короткову Н.В. в удовлетворении исковых требований к ГУ МЧС России по Вологодской области в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3525143533) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.10.2024