ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№33а-3372/2020
по делу № 2а-1282/2019
17 февраля 2020 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Каримовой Ф.М.
судей Гаиткуловой Ф.С.
Портновой Л.В.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Фатхлисламовой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела МВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан к Евсикову С. Н. об установлении дополнительных административных ограничений,
по апелляционному представлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Отдел МВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан обратился в суд с административным иском к Евсикову С.Н. об установлении дополнительного ограничения в виде запрета пребывания вне дома по месту проживания в период времени с 22 часов до 06 часов утра.
В обоснование требований указано, что Евсиков С.Н., дата года рождения, проживающий: адрес, приговором Благовещенского районного суда РБ от дата осужден по ст. №... УК РФ к 1 г. 5 мес. лишения свободы; освобожден из учреждения ФКУ №... ГУФСИН России по РБ дата условно-досрочно на не отбытый срок 2 месяца 28 дней. дата Евсикову С.Н. решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан установлен административный надзор сроком на 3 года и установлены следующие административные ограничения:
1.Запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
2.Запретить пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
3.Запретить посещение развлекательных заведений и места общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции.
4.Являться на регистрацию один раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания в установленный день.
Несмотря на проводимую индивидуальную профилактическую работу с Евсиковым С.Н., и установление в отношении него судом ограничений, Евсиков С.Н. в течение года привлекался к административной ответственности: - по ст. 20.25 ч 1 КоАП РФ от 16.06.2019 г., - по ст. 20.21 КоАП РФ от 20.02.2019 г., 14.02.2019 г., 27.07.2019 г., 12.12.2018 г., 30.10.2019 г., 05.02.2019г., - по ст. 20.1 КоАП РФ от 06.03.2019 г.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года постановлено:
«Административное исковое заявление Отдела МВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан удовлетворить.
Установить в отношении ФИО9 дополнительное ограничение в виде запрета пребывание вне дома по месту проживания в период времени с 22 часов до 06 часов утра».
В апелляционном представлении Благовещенский межрайонный прокурор просит решение суда первой инстанции изменить, как постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов представления прокурор указал, что устанавливая Евсикову С.Н. ограничение в виде запрещения пребывания вне дома по месту проживания в период времени с 22 часов до 06 часов утра, судом первой инстанции неполно изложена формулировка данного ограничения, что противоречит требованиям п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата №... «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Указал, что административное ограничение следовало установить в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, отвечающего требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранного данным лицом для постоянного проживания, пригодного для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел, в определенное время суток.
Благовещенский межрайонный прокурор просил установить Евсикову С.Н. административное ограничение в виде запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, отвечающего требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранного данным лицом для постоянного проживания, пригодного для использования в указанных целях, в период времени с 22:00 часов до 06:00 часов следующего дня.
Обсудив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав доводы прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном процессах Прокуратуры Республики Башкортостан Муратову Е.М., поддержавшую доводы апелляционного представления, Евсикова С.Н., возражавшего против доводов представления, указавшего, что им решение суда первой инстанции не обжаловано, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со ст. 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу указанной статьи административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления или административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность.
В п. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что при рассмотрении дела об административном надзоре надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходим факт совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, исчисляемого с момента совершения первого административного правонарушения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, дата Евсиков С.Н. осужден приговором Благовещенского районного суда Республики Башкортостан по ч.№... УК РФ к 1 году 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Освобожден по отбытию срока наказания дата из учреждения ФКУ №... ГУФСИН России по РБ условно-досрочно на не отбытый срок 2 года 28 дней.
Согласно справке-характеристике УУП Отдела МВД России по адрес, Евсиков С.Н. проживает в адрес, официально не трудоустроен, подрабатывает случайными заработками. Привлекался к административной ответственности. Ранее судим по ст. №... УК РФ. По месту жительства характеризуется посредственно. Жалоб со стороны соседей и родственников в ОМВД России по адрес не поступали.
С момента постановки на учет в Отдел МВД России по Благовещенскому району Евсиков С.Н. неоднократно нарушал установленные ограничения, в течение года привлекался к административной ответственности: - по ч 1 ст.20.25 КоАП РФ от 16.06.2019 г., - по ст. 20.21 КоАП РФ от 20.02.2019г., 14.02.2019 г., 27.07.2019 г., 12.12.2018г., 30.10.2019 г., 05.02.2019г., - по ст. 20.1 КоАП РФ от 06.03.2019 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что в целях предупреждения совершения преступлений, правонарушений, оказания профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, посчитал необходимым установить в отношении Евсикова С.Н. дополнительное ограничение в виде запрета пребывание вне дома по месту проживания в период времени с 22 часов до 06 часов утра.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу о необходимости установления административного ограничения Евсикову С.Н.
Вместе с тем судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права при установлении Евсикову С.Н. административного ограничения.
Согласно требованиям п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом Верховный Суд РФ предписывает, что в случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).
Устанавливая Евсикову С.Н. ограничение в виде запрещения пребывания вне дома по месту проживания по месту проживания в период времени с 22 часов до 06 часов утра, судом первой инстанции неполно изложена формулировка данного ограничения, что противоречит требованиям п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Таким образом, административное ограничение следовало установить в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, отвечающего требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранного данным лицом для постоянного проживания, пригодного для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11, п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), в определенное время суток.
Судебная коллегия отмечает, что пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусматривает запрещение пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, без каких-либо исключений.
Поднадзорное лицо в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 06 апреля 2011 г.
N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в связи с исключительными личными обстоятельствами, одним из которых является заключение трудового договора (пункт "г" части 3 статьи 12 Федерального закона).
При таких обстоятельствах на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ ввиду неправильного применения норм материального права решение Благовещенского районного суда от 25.12.2019 по заявлению Отдела МВД России по Благовещенскому району об установлении Евсикову С.Н. дополнительных административных ограничений является незаконным в оспариваемой части, в связи с чем подлежит изменению и дополнению, указав необходимым установить Евсикову С.Н. административное ограничение в виде пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22 часов до 06 часов утра.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░
25 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░:
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 22 ░░░░░ ░░ 06 ░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.