Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-332/2022 ~ М-92/2022 от 27.01.2022

Дело № 2а-332/2022.

УИД: 66RS0037-01-2022-000139-47.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Лесной Свердловской области                         11 марта 2022 года.

Судья городского суда города Лесного Свердловской области Новикова Т.Л. рассмотрев административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к П.В.В. о взыскании транспортного налога и пени, налога на имущество и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (далее Межрайонная ИФНС России №) обратилась в суд с административным исковым заявлением к П.В.В. о взыскании транспортного налога и пени, налога на имущество и пени.

В обоснование административного искового заявления Межрайонная ИФНС России № указала, что административный ответчик в спорный период времени являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц надлежащим образом не исполнена. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов П.В.В. были направлены требования №, № об уплате недоимки и пени, предоставлен срок для добровольного исполнения. Требования в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения Межрайонной ИФНС России № к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа в суд с административным иском. Межрайонная ИФНС России № просит взыскать с П.В.В. задолженность по уплате транспортного налога за 2017, 2018 года в сумме 2 538 рублей и пени в сумме 35 рублей 21 копейка, задолженность по уплате налога на имущество за 2017, 2018 года в сумме 377 рублей и пени в сумме 5 рублей 23 копейки, всего в сумме 2 996 рублей 44 копейки (л.д. 4-6).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав представленные сторонами по делу письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в том числе, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога.

С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе, денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Из материалов дела следует, что П.В.В. является собственником транспортного средства Ниссан Террано, 2014 года выпуска, VIN №, номер двигателя С065614, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ; земельного участка, площадью 1000 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> сад 40, 106, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ; квартиры, площадью 44,1 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>Б, <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

Административным истцом были направлены административному ответчику налоговые уведомления:

№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 1 269 рублей, земельного налога за 2017 год в сумме 85 рублей, налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 185 рублей, сроком исполнения до 03.12.2018     (л.д. 12-13),

№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 1 269 рублей, земельного налога за 2018 год в сумме 89 рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 192 рубля, сроком исполнения до 02.12.2019               (л.д. 17-19),

с расчетом, сроками и суммами подлежащих уплате налогов.

В установленные законом сроки административный ответчик конституционную обязанность по уплате налогов не исполнил.

После чего административным истцом были направлены административному ответчику требования:

№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 1 269 рублей и пени в сумме 17 рублей 89 копеек, налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 185 рублей и пени в сумме 2 рубля 61 копейка, земельного налога за 2017 год в сумме 85 рублей, данная сумма зачеркнута и указана ручкой сумма 41 рубль (исправление никем не заверено), и пени в сумме 1 рубль 20 копеек, данная сумма зачеркнута ручкой (исправление никем не заверено), всего недоимка в сумме 1 539 рублей, данная сумма зачеркнута и указана ручкой сумма 1 495 рублей (исправление никем не заверено), и пени в сумме 21 рубль 70 копеек, данная сумма зачеркнута и указана ручкой сумма 20 рублей 50 копеек (исправление никем не заверено), сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-11),

№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 1 269 рублей и пени в сумме 17 рублей 32 копейки, земельного налога за 2018 год в сумме 88 рублей и пени в сумме 1 рубль 21 копейка, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 192 рубля, пени за несвоевременное внесение в бюджет налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2 рубля 62 копейки, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16),

которые также оставлены без удовлетворения.

В соответствии с пп. 9, 14 п.1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней, штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с пп. 9, 14 п. 1 ст. 31, п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонная ИФНС России № обратилась в адрес мирового судьи соответствующего судебного участка № по месту жительства должника с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес> было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока для обращения в суд (л.д. 8).

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что заявление Межрайонной ИФНС № о выдаче судебного приказа поступило мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, тогда как срок для добровольного исполнения был определен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истек ДД.ММ.ГГГГ (6 мес.).

Таким образом, административным истцом Межрайонной ИФНС России № заявление о вынесении судебного приказа и направление административного искового заявления поданы за пределами срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока суд считает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку названные Межрайонной ИФНС России № причины не являются для налогового органа уважительными причинами несвоевременного обращения в суд.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № обратилась в суд с настоящим административным иском к П.В.В. о взыскании транспортного налога и пени, налога на имущество и пени, в то время как последний день обращения в суд истек ДД.ММ.ГГГГ.

Из анализа положений п.п. 1-3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен шестью месяцами со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).

При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом суду не представлено.

При указанных выше обстоятельствах, принимая во внимание, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления о взыскании недоимки не удовлетворено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░:                                                                                     ░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-332/2022 ~ М-92/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 27 по СО
Ответчики
Попов Валерий Викторович
Суд
Городской суд г. Лесного Свердловской области
Судья
Новикова Т.Л.
Дело на сайте суда
lesnoy--svd.sudrf.ru
27.01.2022Регистрация административного искового заявления
27.01.2022Передача материалов судье
28.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2022Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
11.03.2022Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2022Дело оформлено
15.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее